УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Под пактом Путина и Меркель

1,4 т.
Под пактом Путина и Меркель

Старый континент вернулся к реалиям договора, заключенного Сталиным и Гитлером перед началом Второй мировой войны. Спасение Украины – покрепче брататься со странами Центральной Европы. Такое мнение, в большей или в меньшей степени разделенное всеми участниками мероприятия, было высказано на посвященном геополитическим вопросам круглом столе: "Центральная Европа: между Москвой и Берлином".

Сложившаяся за последние годы политическая реальность "старушки Европы" жестока и беспощадна по отношению к Украине. По сути дела, нам приходится иметь дело с "реинкарнацией духа пакта Молотова-Риббентроппа" – заявил свою позицию собравшимся народный депутат Олег Зарубинский, – человек, в свое время имевший репутацию главного евроинтегратора "не оранжевого" образца. Как и в далеком 1939 году, Москва и Берлин разделили Европу на сферы влияния – уверен политик. При этом наши восточные соседи попали в зону интересов Германии, а Украина – отдана на откуп России.

С выводами Зарубинского не стал спорить политолог Кость Бондаренко. Который заметил, что общие интересы этих двух игроков – Германии и России, заключаются в том, чтобы уменьшить влияние США и НАТО в Европе. При этом сейчас уже сложилась такая ситуация, когда большинство центральноевропейских стран, ввиду утраты интереса к этому региону со стороны администрации американского президента Барака Обамы, переориентировались на Германию. В то же время, интересы украинского государства, несмотря на то, что мы вроде как и для немцев, и для россиян являемся "стратегическими партнерами", полностью игнорируются – констатировали эксперты.

Олег Зарубинский сделал достаточно жесткий вывод: те, кого мы привыкли называть "стратегическими партнерами", на самом деле таковыми вовсе не являются. Парламентарий привел впечатляющие, хотя и в значительной степени общеизвестные факты. В частности, что самая нынче влиятельная европейская страна Германия откровенно подыгрывает России в ее стремлении не пустить Украину в европейские структуры, не дать развиваться нашим отношениям с западными партнерами, и не оставить нам другого выбора, кроме как вступать в активно формируемые президентом Путиным евразийские структуры.

Зарубинский привел интересные заявления недавно приезжавшей в Украину навестить Юлию Тимошенко евродепутата от Германии Ребекки Хармс:

"Три ключевых тезиса Хармс сводятся к следующему: во-первых, что газовый договор Украины с Россией 2009 года есть типичный договор России с другими государствами, такой же – как с Германией, и он есть самым лучшим украинско-российским газовым договором. Во-вторых, что этот договор прошел в ЕС экспертизу до подписания. То есть, если украинский президент Ющенко говорил, что он месяц не мог увидеть текст данного договора, то в ЕС, оказывается, его читали, и даже еще до подписания провели экспертизу. В-третьих, Ребека Хармс сказала, что Евро-2012 был предоставлен Украине по политическим мотивам. Тут возникает интересный вопрос: когда Германия до последнего боролась за то, чтобы Украине Евро не было предоставлено, выходит, именно политическая позиция Германии состояла в том, чтобы не дать Украине провести чемпионат?!" - возмутился Зарубинский.

До этого Германия всегда решительно выступала за то, чтобы не давать Украине малейшей надежды ни на подписание Плана действий относительно членства в НАТО, ни перспектив интеграции в ЕС – продолжил логическую цепочку парламентарий. Все это вместе – уверен Зарубинский, есть свидетельством скоординированной внешнеполитической работы Москвы и Берлина.

"Возникает вопрос: с кем же нам быть стратегическим партнером? Со страной, которая систематически выступает против украинских интересов, и даже против Евро в Украине?" - вопросил Зарубинский, имея в виду Германию.

По мнению политолога Евгения Магды, Берлин и Москва, преследуя собственные интересы, сейчас разыгрывают роли доброго и злого следователя в отношении Украины. И в этой игре для нас серьезно стоит задача остаться субъектом международной политики, а не превратиться в объект.

Однако главный вопрос: как выйти Украине из теперешнего столь не завидного положения? Из ситуации, когда мы при помощи ключевой в Евросоюзе державы рискуем быть отданными в лапы "русскому медведю".

Не все так страшно – уверены политики и политологи. Выход для Украины есть. Чтобы вынужденно не интегрироваться во всякие евразийские союзы, сохранив шансы когда-нибудь вступить в союз Европейский, мы должны сделать ставку на отношения со своими ближайшими западными соседями.

"В условиях, когда ни Германия, ни Россия не имеют интереса к усилению Украины, к самостоятельной роли Украины в мировой и даже европейской политике, сам Бог велел делать акцент, педалировать двусторонние отношения Украины с теми странами, с которыми у нас интересы совпадают – утверждает Олег Зарубинский. - Надо обратить ключевое внимание на Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию, Балтийские государства. На те страны, в кругу которых мы будем не "мальчиками для битья", а равноправными партнерами".

С данным тезисом – о приоритетности для Украины развивать наиболее тесные отношения с государствами центральноевропейского региона, охотно согласились остальные участники дискуссии. По мнению руководителя департамента информационной политики МИД Украины Олега Волошина, если бы сегодня в ЕС состояли только западные государства, и не было наших центральноевропейских соседей, ни о каком ассоциированном членстве для Украины и речи бы не шло, мы бы уже давно стали частью какого-то большого азиатского государства.

Кость Бондаренко акцентировал на культурно-исторической общности Украины со странами Центральной Европы – в противовес отличию и нашей страны, и таких стран, как Польша, или Венгрия, от западноевропейских государств. А политолог Владимир Фесенко обратил внимание на то, что темпы экономического развития в Центральной Европе заметно выше, чем в Западной. Что есть дополнительным аргументом для кооперации с "родственниками".

В то же время, Фесенко заметил, что как бы мы не старались, полностью обойти Брюссель, Берлин или Париж в развитии отношений с Центральной Европой не удастся, – все-таки, это - неотъемлемая часть ЕС. Владимир Фесенко также заявил, что хотя между Москвой и Берлином действительно есть координация, но имеются и противоречия между ними. На которых можно играть.

Представитель МИДа Волошин очень кстати напомнил: как бы мы успешно не дружили с кем-то из членов ЕС, само по себе это вовсе не гарантирует продвижения по евроинтеграционному пути. Потому что данный процесс зависит и от того, что происходит внутри нашей страны. "Евроинтеграция – это в первую очередь изменения внутри Украины в соответствии нормами Европейского Союза. Это - борьба с коррупцией, изменения судебной системы, изменения в отношениях власти и бизнеса. И этот процесс не заканчивается в момент вступления в ЕС. Наоборот, как показал опыт Болгарии и Румынии, со вступлением количество реформ даже увеличивается" - сказал Олег Волошин.