Брейвик признался, что его вдохновил националист-славянин

В Осло продолжается процесс над террористом Андерсом Брейвиком, жертвами которого 22 июля 2011 года в норвежской столице и на острове Утойя стали 77 человек. Сегодня суд пытался установить, имелись ли у него связи с радикальными националистами в Норвегии и других странах. Брейвик, как и прежде, держится уверенно и возмущается, когда ему делают намеки о его возможно нездоровом психическом состоянии. Сегодня террорист, едва охрана сняла с него наручники, вновь поприветствовал суд на нацистский манер.
"Каждый может совершить то, что сделал я. Не все рождаются сильными духом, но это можно изменить", - цитирует Брейвика BBC. Ему, впрочем, не чужда скромность. Рассуждая сегодня о том, кто такой "идеальный рыцарь", Брейвик заявил: "Настоящий рыцарь - это тот, кто может действовать и в одиночку... Нет, я не такой".
Брейвик, ранее заявивший, что будет руководить норвежской сетью националистов из-за решетки, отказался говорить о своих единомышленниках на родине. Он пояснил, что опасается за их безопасность, так как норвежская группы "сети" малочисленна, а полиция неплохо работает. Он рассказал лишь о том, что однажды общался с кем-то по интернету, однако не доверял этому человеку и опасался попасться в руки спецслужб, передает корреспондент Sky News из зала суда.
О своих контактах за рубежом террорист тоже предпочитает не распространяться. "Я уже рассказал полиции даже больше, чем стоило бы", - заявил Брейвик. Он в то же время сообщил, что для поиска контактов с единомышленниками он посещал Лондон, где ему помогли организовать важную встречу в Либерии.
"Я встречался с тремя людьми в Лондоне и с одним в Либерии", - заявил Брейвик. По его словам, в британской столице он был в апреле 2002 года. Там он познакомился с одними из "наиболее выдающихся политиков и военачальников Европы".
"Посещал Либерию для встречи с националистом. Это серб. Не стану называть его имени. Не хочу, чтобы других арестовали", - заявил подсудимый. По его словам, выходец из Сербии - это "герой, борющийся с мусульманами". Этот серб, по словам террориста, тщательно проверял Брейвика, "того ли он калибра". В его пользу, по словам подсудимого, сыграло то, что прежде у него не было проблем с законом, он не числился даже в неофициальных списках экстремистов.
Что же касается пребывания в стране, то у Брейвика, по его словам, было прикрытие - он якобы работал на ЮНИСЕФ. А на таможне в аэропорту по прибытии он сообщил, что намерен заключить несколько контрактов на приобретение алмазов. По словам подсудимого, никого особо не интересовала цель его визита. В Либерии, как утверждается, он пробыл около трех недель.
Националистическая организация, в которую Брейвик якобы входит, не имеет, по его словам, конкретных лидеров. Это вообще уникальный формат объединения, заявил сегодня подсудимый. По завершении лондонской "командировки" террорист поставил себе цель собрать крупную сумму денег и организовать на родине националистическую организацию.
Манифест зародился в Лондоне
В Лондоне у Брейвика, как он сегодня подтвердил, был "наставник Ричард", который создал основу для будущего "манифеста" норвежского террориста, опубликованного им незадолго до совершенного двойного теракта. Возможно, этим "наставником" был Пол Рэй - сооснователь и бывший член "Лиги английской обороны", известный как "Ричард Львиное Сердце". Эта неформальная преимущественно молодежная организация выступает против исламизации Великобритании. Минувшим летом Рэй заявлял в интервью британской прессе, что хотя лично с Брейвиком знаком не был, подозревает, что его взгляды могли оказать влияние на норвежца, сообщала британская газета Metro.
Брейвик сегодня заявил в суде, что именно в Лондоне ему дали задание написать манифест организации. Для работы он впоследствии использовал записи, сделанные во время встреч с британскими единомышленниками. Прокурор поинтересовалась, почему такое задание дали именно Брейвику. "Не только мне, другие тоже должны были писать манифест", - ответил подсудимый.
Сегодня он согласился с мнением обвинения о том, что этот документ написан несколько вычурным языком. "Это чтобы воодушевить людей", - пояснил преступник.
Когда прокурор зачитывала наиболее "сумасшедшие" выдержки из манифеста, Брейвик ухмылялся. Так, себя в документе он упоминает короля Сигурда I Крестоносца и чуть ли не сравнивает себя с ним. На вопрос, не считает ли он себя самого монархом, Брейвик со снисходительной улыбкой ответил только, что "Сигурд Крестоносец был нашим великим королем". Что же касается крестоносцев, то они сыграли важную роль в становлении христианства - силы, объединяющей европейцев.