УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Второй после Чавеса

1,8 т.
Второй после Чавеса

На президентских выборах в Венесуэле по предварительным данным победу одержал кандидат от правящей социалистической партии Николас Мадуро. Согласно данным Национального избирательного совета (местный аналог ЦИК), за Мадуро проголосовало 50,66% избирателей (7 505 млн чел.), в то же время за его оппонента Энрике Каприлеса отдали свои голоса 49,07% избирателей (7 270 млн чел.). Таким образом, отрыв Мадуро от своего оппонента составил 235 тысяч голосов, что делает победу представителя партии власти достаточно шаткой.

И если сам Мадуро уже заявил на местном ТВ, что считает свою победу "честной и справедливой", то оппозиция объявила о непризнании результатов выборов до тех пор, пока заново не будут пересчитаны все бюллетени.

Для единого оппозиционного кандидата Энрике Каприлеса эти выборы стали уже вторыми за последние полгода. В октябре 2012 года Каприлес уступил Уго Чавесу 5%, теперь же отрыв от представителя власти составил мизерные полтора процента голосов. И если минимальный проигрыш харизматичному Уго Чавесу стал, скорее, стратегическим успехом для 40-летнего Каприлеса, то мизерный проигрыш ранее особо неизвестному в стране Мадуро получился более болезненным. Об этом же говорит и тон заявлений самого Каприлеса, который в значительной мере стал наследовать недавно умершего Уго Чавеса. "Сегодня проиграл ты. Народ тебя не любит", - это слова Каприлеса, обращенные через камеру к своему оппоненту Мадуро.

Энрике Каприлес

Международная реакция на президентские выборы в Венесуэле пока весьма сдержанная. Из мировых лидеров Мадуро раньше всех успел поздравить только Владимир Путин, официальное поздравление которого уже с утра понедельника было вывешено на официальном сайте Президента РФ. Более того, Путин в тот же день 15 апреля провел также телефонный разговор с Мадуро в качестве "новоизбранного президента Венесуэлы". Интересно, что в разделе "Именной указатель" на сайте Президента РФ, Николас Мадуро уже обозначен как "Президент Боливарианской республики Венесуэла".

В то же время в самой Венесуэле окончательные результаты выборов остаются еще под вопросом. Председатель Национального избирательного совета Венесуэлы Висенте Диас к вечеру 15 апреля заявил, что в связи с незначительным отрывом голосов между двумя основными кандидатами, а также напряженной политической ситуацией внутри страны, необходимо провести полный пересчет голосов. Характерно, что пересчет голосов подержал также и предварительный победитель президентской гонки Николас Мадуро, который заявил, что ему нечего бояться.

О результатах президентских выборов в Венесуэле мы поговорили с сотрудником Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, ведущим научным сотрудником Николаем Луневым.

Победа Мадуро для вас стала неожиданной?

Нет. Равно как и не была бы неожиданной победа Энрике Каприлеса. Сегодня венесуэльское общество расколото на "западников", т.е., сторонников либерального курса развития страны с ориентацией во внешней политике на США, и "левых", которых до недавнего времени представлял Уго Чавес. И этот раскол в стране сегодня таков, что каждый из оппонентов имеет практически равные шансы на победу. И результаты выборов об этом свидетельствуют.

Как вы думаете, кандидат от власти использовал административный ресурс?

Однозначно, использовал. Это Латинская Америка. Я вам скажу, будь президентом Венесуэлы тот же "западник" Энрике Каприлес и участвуй он через 5 лет снова в президентских выборах, он точно так же использовал бы административный ресурс.

Скажите, а почему Мадуро согласился на пересчет голосов? Он так уверен в своей честной победе или же сам пересчет будет проходить под его полным контролем?

Думаю, здесь всего понемногу. Во-первых, у Мадуро не было особого выбора. Внутриполитическая ситуация в стране сейчас крайне накалена, и если оппозиция сумеет убедить своих сторонников в том, что их обманули, и выведет людей на улицу, это может закончиться чем угодно.

В том числе и гражданской войной?

Я бы сказал, вполне возможен сценарий очень серьезного гражданского противостояния. Во-вторых, для Мадуро очень важна внешнеполитическая легитимность его победы. Одно дело быть ограниченным тесными отношениями с Россией, Белоруссией, Кубой и Ираном, а другое дело – быть нужным и востребованным во всем мире. И повторный пересчет голосов – это и есть путь к мировой легитимации.

Но Владимир Путин уже поздравил Мадуро с победой

Да, поздравил. И это естественно. Мадуро является официально признанным преемником Чавеса, а значит и его внешней политики. При Чавесе между Венесуэлой и Россией были подписаны миллиардные контракты в военной и энергетической сферах, туда зашли ведущие российские компании. Сегодня цена вопроса победы Мадуро – это даже не миллиарды, а десятки миллиардов долларов. К тому же Россия научена ливийским опытом, когда все договоренности с Западом были нивелированы и некогда перспективный энергетический и оборонный рынок для нашей страны оказался потерян. Поэтому Россия так держится сегодня за Сирию и чуть ли не первой, по сути, до оглашения окончательных результатов, поздравляет одного из кандидатов с победой. Национальные интересы в данном случае превалируют над реальным исходом выборов.

Да, но США пока достаточно мягко реагируют на результаты выборов, призвав лишь пересчитать голоса.

Американцы пока присматриваются к ситуации в целом и к Мадуро, в частности. У них есть два плана действий. План А - реакция будет более жесткой, если выяснится, что фальсификации на выборах были существенные и у Каприлеса таки украли голоса. И план Б - в Вашингтоне все еще надеются, что Николас Мадуро – это не совсем второй Уго Чавес. Они сейчас пытаются понять, возможно ли при новом президенте зайти на венесуэльский рынок нефти, который по разведанным запасам сегодня является первым в мире.

И как долго американцы будут это понимать?

Какое-то время. За Каприлеса они "умирать" пока что точно не готовы. Иначе это приведет к еще большему сближению Венесуэлы с Россией и Китаем.