УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Будет ли Украина энергетически независимой?

3,3 т.
Будет ли Украина энергетически независимой?

Политика Европейского Союза в последнее время все больше фокусируется на обеспечение энергонезависимости входящих в содружество стран. Шаги по внедрению единой для всего ЕС энергетической политики, призванной исключить возможность заключения отдельными странами коррупционных контрактов, дают свои результаты. В закупках газа Европа переходит от обременяющих долгосрочных контрактов к краткосрочным, так называемым спотовым, что позволяет снизить цену покупаемого газа на 20-25%.

Кроме того, ЕС инициировал антимонопольные расследования против "Газпрома", явно злоупотребляющего своим положением на рынке. Значительно пошатнет монопольные позиции России и выход на европейский рынок с дешевым сланцевым газом нового серьезного участника – США (потенциальные мощности американских терминалов сланцевого газа могут составить до 100 млрд. кубометров).

Не стоит забывать о том, что в Европе уже практически сложилась многовекторная система использования газопроводов, позволяющая обезопасить экономики стран ЕС от новых "газовых воен" и значительно укрепить энергетическую безопасность стран Восточной Европы, до этого критически зависевших от монопольного поставщика.

Украина пока делает первые попытки отказаться от опасной газовой иглы. Недавно прозвучали заявления европейского комиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера о возможностях реверсных поставок газа в Украину через Словакию. Безусловно, это серьезная альтернатива российскому газу, которая позволит в летний период приобретать дешевое топливо на Европейском рынке и как минимум закачивать его в подземные хранилища на западе Украины. В перспективе такой импорт может составить до 10-15 млрд. кубометров газа в год. Однако начало поставок планируется только в 2014 г., при том, что "Укртрансгаз" готов прокачивать 5 млрд.куб.м. уже в этом году,–Россия продолжает отчаянно бороться за свой сверхприбыльный рынок, используя также нашу "газозависимость" и в своих геополитических стратегиях.

Взаимодействие с "Газпромом", во многом, очевидно, зависящее от коррупционных интересов и теневых схем, продолжает оставаться одной из главных тем нынешней политики власти. Украина все еще не использует в полной мере свой транзитный потенциал и потенциал подземных газохранилищ. Мы не сможем получить максимальных выгод от использования "Газпромом" нашей инфраструктуры, оплачивая при этом россиянам наиболее несправедливую цену за газ – $532 за тыс.куб.м. Да, именно $532, так как харьковская "скидка" в $100 – это всего лишь другая форма оплаты.

Более того, несмотря на присоединение Украины к Энергетическому сообществу и Энергетической хартии, предусматривающим создание эффективной конкуренции на своем энергетическом рынке, еще существуют сценарии, позволяющие "Газпрому" укрепить свои позиции и на внутреннем рынке газа в Украине.

Но главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что Украина не готова оптимизировать свой энергетический баланс с учетом требований энергетической безопасности. В нашей стране до сих пор не введены системные индикаторы энергетической безопасности с тем, чтобы реформируя отрасль, развивая новые проекты и подготавливая важные контракты, мы могли прогнозировать воздействие на уровень безопасности. Между тем, по подсчетам экспертов, использующих "усредненные" методики, с 1996 г. показатель энергобезопасности не превышал 65%, а в 2011 г. – снизился до 55%. Ключевой задачей оптимизации энергетического баланса остается замещение части гиперболизированого (40%) газового сегмента возобновляемыми источниками энергии.

В условиях, когда энергобезопасность и энергонезависимость становятся едва ли не синонимами суверенитета, Верховная Рада собирается утверждать Обновленную энергетическую стратегию до 2030 г., в которой по-прежнему мало внимания уделяется возобновляемым источникам энергии, а их перечень необоснованно ограничен. Планируется, что "вклад" ВИЭ в энергобаланс составит всего около 10%, тогда как доступный потенциал этого ресурса в Украине достигает 20-25% общей потребности в энергии.

Согласно подсчетам специалистов, перерабатывая на энергетические потребности лишь 30% отходов растениеводства, можно заместить 2-4 млрд. кубометров газа. Сельское хозяйство дает широкий спектр источников энергии: отходы растениеводства, животноводства, пищевой отрасли – масложирового и сахарного производства (лузга, жмых, и т.д.), которые можно сжигать или перерабатывать в биогазовых установках, получая электроэнергию, тепло, натуральные удобрения и даже биометан – заменитель природного газа.

Кроме безотходности производства, получения энергии и сохранения экологии, альтернативная энергетика – выгодный объект вложения средств, что уже давно поняли европейские инвесторы. В Украине пока альтернативная энергетика, особенно энергия из биомассы, остается уделом отдельных собственников сельскохозяйственных бизнесов или же пилотных инвестиционных проектов, не имеющих достаточной государственной поддержки.

Мы еще не понимаем (или не хотим понимать) всех выгод экономике страны, ее населению от широкой реализации проектов "зеленой энергетики", что усугубляет боль этапа "шоковой терапии", связанного с перспективой катастрофического роста цен на все традиционные виды энергии. Но в условиях тотального обнищания населения и проблем в деятельности малого и среднего бизнеса пора более внимательно присмотреться к опыту более успешных государств, в первую очередь – наших западных соседей, которые совсем недавно решили большинство не менее трудных задач

Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергетического клуба " Q- Club"