УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как угольный ренессанс сменил "золотую эру газа"

Как угольный ренессанс сменил 'золотую эру газа'

В то время, как Украина продолжает безуспешные попытки договориться о снижении цен на российский газ, на европейском энергетическом рынке набирают силу новые тенденции. Зажатая между необходимостью следования высоким экологическим стандартам (снижение выбросов СО2) и дороговизной импортируемого природного газа, энергетика и промышленность стран ЕС ищут пути выхода из сложившейся ситуации. В результате, новыми трендами развития энергетики в ЕС становятся увеличение использования угля для производства электроэнергии и повышенное внимание к использованию альтернативных видов энергетики.

Неутешительные цифры

Спрос на природный газ в странах Евросоюза в 2010-11 гг. снизился на 10%. Свежая статистика по прошедшему году пока не опубликована, однако, по оценкам европейских экспертов, дальнейшее падение потребления ожидается и в 2012-м, и в текущем году. Среди причин называются увеличение импорта дешевого угля из США, где он был замещен дешевым нетрадиционным (в т. ч. сланцевым) газом, реализация мер по повышению энергоэффективности в странах ЕС, низкая эффективность европейской климатической политики и механизма торговли квотами на выбросы СО2, увеличение субсидий на возобновляемые источники энергии. Ключевой проблемой также остается продолжающийся экономический спад в еврозоне.

На протяжении первой половины 2012 года спрос на газ в странах ЕС падал еще более стремительно, чем в 2011 году. Сокращение потребления газа составило 3%, причем в Великобритании этот показатель достиг 6,7%, Дании – 10,6%, Чехии - 12,4%, Португалии - 16,8%. И это несмотря на рекордные холода в феврале 2012 года. Локомотивом падения потребления природного газа стали электрогенерация и промышленность.

А ведь еще два года назад на фоне отказов европейских стран от использования ядерной энергетики под влиянием разрушительной аварии на японской АЭС "Фукусима", перспективы использования природного газа выглядели куда более оптимистичными.

Теперь же картина существенно изменилась. Британская консалтинговая компания Gas Strategies Group в конце прошлого года провела традиционный опрос среди участников одного из крупнейших отраслевых мероприятий – European Autumn Gas Conference (EAGC). Его результаты продемонстрировали обвальное снижение оценок перспективности газовой электрогенерации. Если на протяжении 2008-11 гг. от 37% до 45% опрошенных считали, что большего всего инвестиций в среднесрочной перспективе будет направлено в строительство электростанций на природном газе, то в 2012 году в такой сценарий продолжали верить лишь 11% газовиков. При этом 13% опрошенных убеждены, что угольные электростанции в ближайшие пять лет будут более востребованы, чем газовые (в 2009 году – только 2%). В итоге, впервые в истории опроса участников EAGC, инвестиции в уголь получили лучшие оценки, чем вложения в мощности, использующие природный газ.

Примечательно и другое: абсолютное большинство представителей европейского газового рынка признают, что в перспективе доминирующее положение в производстве электроэнергии займут возобновляемые источники энергии, а не традиционные энергоносители, уголь и газ. Так 42% опрошенных считают, что основной объем инвестиций в ближайшие пять лет придется на развитие ветроэнергетики, еще 28% верят, что больших других получит солнечная энергетика Европы. В 2009 году только 8% участников EAGC отдавали приоритет солнцу и 24% - ветру.

Будущее европейского энергетического рынка

"Угольный ренессанс" в энергетике диктует новые тенденции в развитии генерации. Так, в Германии стартовало строительство 11 ГВт угольных генерирующих мощностей нового поколения, в Великобритании на протяжении 2011-12 гг., наряду с ростом объемов потребления угля, "заморожено" около 5 ГВт газовых генерирующих мощностей.

С учетом прогнозируемого экспертами сохранения высоких цен на газ на европейских газовых хабах в 2013-14 гг. (71% опрошенных уверены в сохранении средней цены в пределах €220-330/тыс. куб. м), потребление этого вида топлива и далее будет сокращаться или стагнировать. Одновременно, более низкая стоимость газа в США (87% опрошенных прогнозируют сохранение средней цены на уровне ниже $140/тыс. куб. м, что соответствует уровню 2012 г.) будет способствовать увеличению экспорта североамериканского угля в страны ЕС, а значит, дальнейшему уменьшению использования газа для генерации электроэнергии.

Сохранение мировых цен на нефть в коридоре $70-120/баррель (на протяжении 2012 г. $90-125/баррель) не будет способствовать снижению стоимости газа для стран Евросоюза, поскольку в большинстве случаев в долгосрочных контрактах действует привязка цены газа к нефти или нефтепродуктам. Закупки газа по более низким ценам на альтернативном долгосрочным контрактам спотовом рынке пока удовлетворяют не более 25% потребностей покупателей в ЕС. К тому же, цены газа на спотовых рынках весьма волатильны. Так, в январе 2013 г. котировки на них достигали $400/тыс. куб. м, что практически соответствовало стоимости трубопроводного газа, в т. ч. из ресурсов российского "Газпрома".

Процессы на энергорынке ЕС, в частности, опровергают широко расхожий тезис о том, что опережающее развитие альтернативной энергетики в конечном итоге приведет к росту потребления дорогого природного газа, в результате чего потребители заплатят непомерно высокую цену. Использующая природный газ генерация, которая могла выполнять роль маневренных мощностей необходимых для стабильной работы энергосистемы, пока не выдерживает конкуренции с углем. В целом, будущее рынка природного газа в ЕС видится не столь оптимистичным как еще несколько лет тому назад и требует от его участников незамедлительной реакции на быстроизменяющиеся условия.

Уроки для Украины

Для отечественной энергетики европейские тенденции важны с учетом ожидаемой реформы рынка электроэнергии и завершения реформы угольной отрасли. Доля природного газа в энергетическом балансе, которая еще несколько лет назад составляла 45%, неуклонно снижается. Как бы цинично это не звучало, сверхдорогой российский газ подтолкнул украинский бизнес к переосмыслению роли этого вида топлива в т.н. "энергетическом миксе" страны. После двух лет неудачного переговорного процесса с "Газпромом", приходит такое понимание и к членам правительства. В целом, Украина следует в русле европейских тенденций, снижая потребление импортируемого газа и наращивая добычу собственного угля.

Разведанные запасы каменного и бурого угля в Украине – 56 млрд. тонн, которых достаточно для поддержания добычи на современном уровне на протяжении 400 лет, открывают возможности замещения дорогого российского газа, используемого в электроэнергетике. В 2012 году добыча угля в Украине увеличилась на 4,8% по сравнению с 2011 годом – до 85,76 млн тонн, из которых почти 72% пришлось именно на энергетический уголь.

Опыт Европы также демонстрирует, что развитие электрогенерации на возобновляемых источниках энергии может способствовать не увеличению, а сокращению, потребления природного газа. По сути, ветер и солнце способны вытеснить из энергетического баланса дорогой импортный газ, не вступая в конкуренцию с отечественным углем. При этом угольные электростанции будут выполнять роль резервных маневренных мощностей, необходимых для увеличения количества ветряных и солнечных электростанций. По крайней мере, до тех пор, пока страна не научатся производить дешевый газ.

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий