УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Играя в азартные игры с Украиной, ЕС теряет Европу

1,5 т.
Играя в азартные игры с Украиной, ЕС теряет Европу

Крупнейшая за последние десятилетия игра в европейскую политическую интеграцию достигла кульминации, а крупнейшее государство Европы Украина ждет вердикта от западных партнеров относительно Договора об ассоциации с ЕС. Вместе с тем, с приближением Саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, часть наиболее влиятельных стран-членов Евросоюза, а также институцией ЕС, ответственных за принятие решений, готовы разрушить это соглашение, выражая критику и ультиматумы по политизированному "делу Ю.Тимошенко".

Критики методов управления В.Януковича предостаточно. Верховенство права и свобода действий оппозиции являются основными принципами политического строения ЕС, а аресты Ю.Луценко и Ю.Тимошенко, а также информация относительно возможных нарушений во время выборов в Верховную Раду в 2012 году вызывают много вопросов. Однако перспективы европейской интеграции Украины непосредственно связываются с резонансным делом одной личности, что не является последовательным в ценностном отношении, как и не является политически осмысленным ходом. Возможно, что инициаторы этого процесса играют в свою игру, не замечая, что из рук Евросоюза ускользает не только "украинская карта", но и что боле важно – ускользают европейские ценности.

Нобелевская премия за двойные стандарты?

Основной силой Евросоюза, как лауреата Нобелевской премии, считается способность противостоять играм прагматичных сил и привлекать общественность соседних стран к европейским ценностям и перспективе мирного равноправного сосуществования. Когда-то перспектива членства в ЕС была стимулом для Литвы и других государств региона выполнять необходимые политические и экономические реформы, чтобы стать т.н. "зрелой демократией". Сегодняшняя инициатива "Восточного партнерства" – это стремление к аналогичным стимулам для "приближения" шести восточных стран-соседей ЕС, включая Украину, к европейским нормам.

Несмотря на упоминаемые проблемы выборочного правосудия, официальный Киев за последние годы добился огромных успехов во многих направлениях.

Пункты Договора об ассоциации, включая и соглашение о более тесном сотрудничестве и создании широкомасштабной зоны свободной торговли, были согласованы в прошлом году. Однако, подписание этих документов было отложено до Вильнюсского Саммита. Теперь, с приближением времени его проведения, представители некоторых стран-членов ЕС и влиятельные представители Европарламента неофициально заговорили о дальнейшем блокировании соглашений, пока Ю.Тимошенко, содержащаяся с 2011 года в тюрьме, не будет выпущена на свободу.

Вместе с тем, при сравнении таких форматов сотрудничества, как ЕС-Украина и ЕС-Россия, выявляется непоследовательность "ценностного" поведения Евросоюза. В отличие от оценок ситуации в Украине, политические преследования "Путинского режима" и даже расправа с политическими оппонентами в России, не пробуждают голоса сознания у тех же представителей стран-членов ЕС и депутатов Европарламента.

ЕС и США вместо того чтобы требовать безусловного решения "вопроса А.Магнитского", который был уничтожен в тюрьме, в настоящее время пассивно следят за тем, как уже после его смерти в российском суде возбуждается дело о крупномасштабных махинациях.

В то же время, совсем иначе, чем в случае с Украиной, ведутся "конструктивные" переговоры с официальной Москвой по упрощению визового режима: без участия России в инициативе "Восточного партнерства" и без проведения соответствующих реформ в торговой и энергетической сферах, в области охраны границ, а также исправления судебных нарушений.

Это констатируют и устанавливающие путь к безвизовому режиму надзиратели программы "общих шагов"

Путь в Европу через Россию?

В марте этого года на заседании Совета министров иностранных дел ЕС обсуждался вопрос о безвизовом режиме с Евросоюзом для чиновников России, которые являются обладателями служебных паспортов, и часть наших партнеров позволили себе размышлять фразами типа: "предоставим России визы в качестве красивого жеста и будем ждать, что нас отблагодарят", "придерживаемся реализма", "необходимо прагматично сотрудничать", "не будем вести себя с Россией, как с Белоруссией".

Как такие размышления могут расценивать Украина и другие партнеры по инициативе "Восточное партнерство"? При оценке одностороннего решения ЕС по введению безвизового режима для владельцев служебных паспортов России (то есть порядка 140 000 чиновников и представителей номенклатуры), может создаться впечатление, что именно Россия и нынешний режим Путина диктует политическую повестку дня "Восточного партнерства" ЕС.

В этом контексте все чаще звучат предложения некоторых партнеров подписать с Украиной во время Вильнюсского саммита соответствующий пакет соглашений о либерализации виз, однако не подписывая Договор об ассоциации. Это звучит как утешительный приз, предназначенный для оправдания формального существования инициативы "Восточное партнерство". От Украины за такой приз требуют фундаментальных реформ, а для России собираются дать все просто так.

Рано или поздно такая ситуация вынудит Украину и других участников "Восточного партнерства" сделать неприятный вывод о том, что ключ к Европе находится именно в Москве. Для чего тогда необходимы все эти трудные и неудобные для местной элиты демократические реформы, которых требует Евросоюз? Почему для стран, которые выбрали более сложный путь демократизации, находят все больше поводов не открывать двери в Европейское экономическое и политическое пространство, а для большого соседа предлагают одностороннюю привилегию?

Решая эти вопросы, Путинским режимом подготовлен проект неосоветского типа: Таможенный Союз Евразии – альтернатива свободной и единой Европе – который для кое-кого в Украине выглядит как совершенно рациональный выбор.

На протяжении 2013 года Литве как стране-организатору Саммита "Восточного партнерства", необходимо безотлагательно принимать активные, и даже нестандартные меры, чтобы убедить бунтующую оппозицию Украины и крупнейших партнеров в Евросоюзе не делать роковых ошибок, а поддержать подписание Договора об ассоциации ЕС и Украины.

Наблюдая до сих пор действия руководства Литвы, еще раз возникает вопрос: насколько активно руководство нашей страны работает по этому делу с такими странами, как Германия, Франция и Голландия?

Может быть, наши правящие верхи настолько заняты различными "перезагрузками" со своими соседями, что ответственность за один из стратегических приоритетов председательства в Совете ЕС была переложена на плечи карьерных дипломатов?