УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Европа – история проблемного эгоизма

Европа – история проблемного эгоизма

В отличие от России, Европа всегда, за исключением отдельных исторических этапов, исповедовала либерально-демократические принципы. Но вместе с тем, по отношению к своим восточным соседям, в частности, и к Украине, эти принципы, как правило, изменялись. Они и сегодня, на мой взгляд, остаются прагматически-эгоистичными. То есть, когда любые решения Европейского Союза воспринимаются, прежде всего, через призму собственных коллективных интересов или интересов основных европейских центров влияния. Что, по сути, в международной политике является абсолютно нормальным. Вспомним высказывание Генриха Темпля, лорда Пальмерстона: "… у нас нет постоянных друзей, у нас есть постоянные интересы". Поэтому для нас, украинцев, очень важно перестать быть евроромантиками и четко понять, в чем состоят прагматичные интересы современной Европы относительно Украины.

Во-первых, мы должны осознать, что у Европы, равно как и у России, имеется немало внутренних проблем, которые продолжают обостряться. Это касается увеличения дефицита бюджета, стагнации экономики, нехватки трудовых ресурсов, кризиса социальной политики в большинстве стран Европейского Союза.

Во-вторых, Европе нужны партнеры, которые способны в определенной степени помогать решать общие проблемы, а не создавать новые. К таким общим проблемам можно отнести вопрос спокойствия и стабильности на восточно-европейской границе. В отличие от южной границы, где проблемы с неуправляемой и неконтролируемой миграцией, поставками энергоресурсов из Северной Африки и Ближнего Востока добавляют ЕС головной боли.

Поэтому Европу Украина интересует, прежде всего, в плане:

- Жесткой фильтрации проблемных потоков из Украины (наркотрафик, нелегальная миграция, торговля людьми и оружием). При этом Европа нуждается не только в фильтре, как таковом, но и в инструментах "отстоя" этих проблем на территории Украины, которая нужна как санитарная, буферная зона на восточных границах.

- Стабильных транзитных правил поставок энергоносителей из России по территории Украины в Европу.

Как и Россия, Европа становится все более заинтересованной в трудовых ресурсах из Украины. Речь идет не только о высококвалифицированных специалистах в области информационных технологий, медицины или инженерии. Демографический и пенсионный кризис в большинстве стран ЕС требует существенного пополнения ресурса рабочих специальностей – строителей, коммунальщиков и даже социальных работников.

Чем и кем готова пожертвовать Европа ради собственного благополучия? Готова ли пожертвовать Украиной ради энергетической дружбы с Россией?

На эти вопросы только время даст ответы. Но уже сегодня уверенно можно констатировать кризис развития ЕС, кризис его расширения на Восток, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Думаю, европейские желания по отношению к Украине не совпадают с европейскими сегодняшними возможностями. Но самое главное – наши украинские желания касательно Европы не совпадают с нашей готовностью. Европейский желудок сегодня не способен переварить такой продукт, как Украина. В лучшем случае это потребует значительного количества европейских калорий, необходимых самой Европе. В худшем случае – может произойти несварение.

В плане нашей неготовности к евроинтеграции сегодня, достаточно вспомнить о наших "возможностях" обычной вербальной коммуникации.

Досадно, но далеко не все украинские лидеры знают родной украинский язык, не говоря о том, что подавляющее большинство не владеют ни одним из европейских языков. Любая интеграция, в том числе и европейская, прежде всего происходит в свободно интегрированном общении. Подчеркну, свободном общении, как на уровне действующей государственной элиты, так и элиты будущего – молодежи. Но если одна сторона глухонемая, о каком ментальном сближении, а, соответственно, и интеграции, может идти речь. Это обман и самообман.

Конечно, нас, украинцев, искушают высокие социальные стандарты Европы. Но следует понимать, что любая интеграция приводит к их постепенному выравниванию. То есть, чтобы где-то их (соцстандарты) повысить – например, в Украине, – кто-то должен их опустить, либо за них заплатить. Как показывают последние события в некоторых европейских державах, даже ради развития собственных стран, отказываться от высокого уровня жизни им очень сложно.

Старая Европа привыкла к комфорту, и делиться им с другими не спешит.

Это подтверждают и кризис мультикультурной европейской доктрины, и проблема миграционных анклавов, которые не интегрируются и не растворяются в западном мире, создавая все новые проблемы и вызовы для самой Европы.

Пока еще совсем не однозначно, каким путем движется Европа сегодня. Путем синергии силы своих членов, или интеграции их общих слабых сторон. Показательным для Украины является тезис одного из известных европейских политиков "мы не допустим, чтобы из Европы сделали госпиталь для хронически больных стран".

И в завершение, Европа должна перестать смотреть на Украину через отверстие украинской газовой трубы, так же, как Украина должна снять розовые очки европейского романтизма. И тогда, убежден, наше движение навстречу друг другу будет более цивилизационно последовательным.

P.S. Уважаемые читатели, эта статья - часть большой исследовательской работы, котрую я писал несколько лет назад. Поэтому советую воспринимать ее не как отдельный меседж, а как логическую часть одной философской мысли. Поскольку работа большая и нет возможности опубликовать ее полностью и сразу, то постарають регулярно подавать ее части. Надеюсь, вам будет интересно. Продолжение следует...