УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как признать выборы недействительными?

Как признать выборы недействительными?

В информпространстве стали часто появляться статьи о различных вариантах и гипотетических возможностях признания выборов недействительными. Таким образом в общественном сознании кем-то формируются соответствующие ожидания, которые, в случае необходимости, подкрепят действия той стороны-участницы избирательного процесса, которая будет недовольна его результатами.

Неглубокие наблюдения за двумя фаворитами парламентскиой гонки показывают, что на сегодняшний день партия власти демонстрирует жесткую конкуренцию в своих рядах – на большинстве мажоритарных округов за право быть выдвинутыми от Партии Регионов сражаются по два-три претендента – в основном это местный бизнесмен, желающий попробовать свои силы в политике и действующий народный депутат, стремящийся повторить свое избрание. Все они уже несколько месяцев тратят деньги на округ, ожидая вердикта - окончательного решения об официальном выдвижении, которое примет съезд ближайший партии. У оппозиции дела с мажоритарными округами намного хуже – более чем половина одномандатных округов незакрыта кандидатами. Причин две – либо Фронт перемен традиционно не может договориться с Батькивщиной, либо камикадзе, наблюдающего за конкуренцией упомянутых выше ресурсных регионалов и все еще желающего ввязаться с ними в бой, у партий-побратимов просто нет. Естественным образом, не имея шансов на победу в этих округах, оппозиция приходит к необходимости хотя бы отобрать эту победу у оппонентов, то есть признать выборы недействительными.

Но действующий закон о выборах народных депутатов практически лишил кандидатов и партии возможностей снятия конкурентов с предвыборной гонки. В то же время, в законе впервые введено определение участников избирательного процесса, коими, кроме кандидатов и партий считаются официальные наблюдатели, в том числе от НГО и международных организаций. Именно в третий сектор, очевидно, и будут смещены попытки признания выборов недействительными. Тем более, что законодательство практически не предусматривает ответственности наблюдателя за превышение того круга полномочий, который прописан в законе. Как это реализуется на практике?

Если к излюбленным методам признания голосования на участке недействительным путем отзыва кандидатов и членов комиссий все уже успешно подготовились, то другие возможности, предоставляемые новым законом о выборах, все еще могут стать угрозой срыва голосования на отдельных округах и участках.

Итак, первым вариантом признания выборов на избирательном участке недействительными может стать отработанная на мэрских выборах в Обухове технология присутствия и прямого вмешательства народного депутата на заседании избирательной комиссии. Действующая норма законодательства о депутатской неприкосновенности способствует возникновению таких ситуаций в день голосования. И, если члены комиссий будут недостаточно юридически подкованы, они вполне могут стать жертвой таких нардепов-провокаторов, например, вступив с ними в противостояние, ведь удалить народного депутата откуда-либо практически невозможно.

Новым законом о выборах народных депутатов не запрещено голосование по заграничному паспорту. Этим могут воспользоваться участники избирательного процесса для "удваивания" своих голосов, создавая клоны своих избирателей- "полумертвых душ", обжаловав в суде невключение себя в списки избирателей.

Запрет на проведение агитации для членов избирательных комиссий может породить провокации – наблюдателей тренируют фотографировать невнимательных членов ИК оппонентов рядом с их кандидатами для того, чтобы обвинить в проведении агитации в день выборов.

Еще одной технологией срыва выборов на участке станет присутствие неоправданно большого количества журналистов на заседаниях комиссий. Закон предусматривает присутствие до двух журналистов от одного издания. Ни редакционные задания, ни журналистские удостоверения потребовать от этих людей комиссия не сможет. Это значит, что комиссии будут заседать по сути в присутствии неограниченного количества людей. Если сопоставить этот факт, к примеру с тем, что движение "Честно" набирает в свои ряды преимущественно журналистов, можно предположить, что они – звенья одной технологии. Или просто странное совпадение.

Следующий сценарий срыва выборов на участке – целенаправленное превышение наблюдателем своих полномочий. По предварительной договоренности с заинтересованной партией наблюдатель от НГО осознанно препятствует работе комиссии, нарушает тайну голосования или совершает любое другое противоправное действие. Член комиссии либо наблюдатель от этой же партии фиксирует нарушение и обращается в суд. В случае признание судом неправомерности действий наблюдателя, окружная комиссия вынуждена будет признать выборы на участке недействительными.

Похожий сценарий при согласованной игре членов комиссий и наблюдателей от НГО – член комиссии не пускает наблюдателя в помещение избирательного участка, наблюдтель подает в суд, суд признает результаты голосования недействительными.

В случае, когда на территории округа на нескольких участках результаты признаны недействительными, в парламент может пройти совсем не тот кандидат, которого выберут жители.

Применение этих технологий выгодно исключительно тем кандидатам и партиям, которые получают в округе второй результат и будут реализоваться под девизом "Не доставайся же ты никому!". Похоже, на текущий момент у оппозиции пока нет воли и достаточных ресурсов для реализации проекта призания недействительными выборов по всей стране, либо же собственной перспективой получения депутатского мандата готовы рискнуть далеко не все.

Елена Дьяченко, Консалтинговая компания "Партия власти"