УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Потому что мы банда

Потому что мы банда

"Что случилось однажды, может никогда больше не случиться.

Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий".

Пауло Коэльо "Алхимик"

Началось… За две недели украинцы дважды брали штурмом милицейские управления. Сначала - в неизвестном доселе большинству украинцев пгт Врадиевка Николаевской области, где два офицера милиции и таксист изнасиловали и жестоко избили 29-летнюю Ирину Крашкову. А на днях рыночники, разъяренные конфликтом милиционера и активистки, пошли ломать ограду Святошинского РУВД, требуя наказать правоохранителя, поднявшего на девушку руку.

Киевский конфликт разгорелся возле местного рынка, куда милиция пришла разгонять стихийных торговцев. По "странному" стечению обстоятельств (или вполне нестранной договоренности) там же на месте оказались и активисты Коалиции участников помаранчевой революции. По версии купровцев, старший лейтенант Андрей Ганнисик в ответ на просьбу Ирины Бондар, активистки то ли из КУПР, то ли из "Свободы", говорить на украинском языке ударил ее по почкам. По версии МВД, девушка пятилась спиной, и милиционер просто выставил руку, чтобы с ней не столкнуться. На следующий день в больнице у девушки зафиксировали ушиб грудной клетки, от судмедэкспертизы и госпитализации она отказалась. Но тогда, в пятничный вечер, никто ни в чем не разбирался.

Толпа пошла мстить милиции.

Пошла, потому что не верит. Не боится. Не уважает. Знает, что иначе никакого наказания для милиционера вообще может не быть. Свои же люди в форме прикроют, отмажут, отбелят, как было уже множество раз до этого.

Авторитет правоохранителей упал уже ниже плинтуса. Весенний опрос, проведенный Институтом социологии, показал, что полностью милиции доверяют лишь 0,8% населения. Это практически столько, сколько у нас всего в стране представителей правоохранительных органов. Еще 8% "в основном доверяют". И 66% (!) опрошенных - не доверяют. Так что это еще хорошо, что возле Святошинского РУВД никого из милиционеров не догнали и не линчевали.

Все уверения министра МВД, что штурм РУВД был провокацией – мол, уж очень быстро собралась толпа, причем многих они видят на акциях не первый раз – очень некачественная попытка переложить проблемы с больной головы на здоровую. Да, конечно, можно сделать вид, что репутационные проблемы правоохранительной системы надуманы, и в благостном неведении дожидаться того, что на улицах появятся робин гуды или ворошиловские стрелки. Ну а там уже – кто кого...

Хотя они, собственно, уже потихоньку и появляются. Вспомните, нежинских робин гудов. Шестеро общественных активистов объявили войну наркоторговцам и за полгода накрыли около двух десятков продавцов, часть из которых, как утверждают, крышевали как раз милиционеры. За это мужчины поплатились свободой – им дали от 7 до 12 лет каждому.

Или вспомните охотников на педофилов, которые самостоятельно вылавливают в сети извращенцев, находят их и избивают. Их действия тоже идут в разрез с Уголовным кодексом, но вполне логично укладываются в концепцию какой-то высшей справедливости, которую не может обеспечить государство.

Да, самосуд - это очень опасно. Это конец всей системе государственного управления, конец авторитету власти. Самосуд слишком импульсивен, иррационален и не всегда справедлив. Но наше МВД под час не оставляет иного шанса людям.

В Украине справедливость вообще в дефиците. Никто не знает, где ее искать и реально ли найти. Вы верите, что ее стоит искать в стенах органов внутренних дел?

Например, в стенах Шевченковского райуправления Киева, где погиб 20-летний студент Игорь Индило, по версии милиции – упав несколько раз на пол, по версии родственников – получив смертельные травмы от избивавших его милиционеров?

В стенах Петровского райотдела Донецка, где милиционеры изнасиловали жезлом мужчину, задержанного за распитие пива в центре города?

В стенах райотдела города Прилуки, где до смерти забили местного бизнесмена?

В стенах Одесского управления, где сотрудник службы по делам несовершеннолетних изнасиловал 15-летнюю девочку?

Это не исключения. Это система, вызванная маленькими зарплатами и низким качеством кадрового состава. Причем большинство тех, кто приходит в органы, с первых дней встраивается в систему, зеркальную криминальной. Пешки в формах собирают деньги и передают их наверх, а те – выше и выше. Коррупционная кровеносная система связывает правоохранительные органы в один организм-монстр. Его гримасы бывают пострашнее иных криминальных обличий.

Ситуация в правоохранительных органах не зависит от фамилии министра, она зависит от желания реформировать систему. А его как не было все предыдущие 20 лет, так и нет. Кто же рубит сук, на котором сам сидит.

Поэтому Врадиевка и Святошин, скорее всего, станут лишь началом цепной реакции в массовом противостоянии украинцев и милиции. Смотрите скоро во всех райуправлениях страны….