УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

О ярлыках и примирении

О ярлыках и примирении

Украина охвачена огнем. В Украине рвутся бомбы, взрываются мины и снаряды. Каждый день приносит известия о новых смертях среди военных и новых жертвах среди мирного населения. Украина расколота. Украинцы смотрят друг на друга сквозь прицельные устройства, начиная постепенно привыкать к такому положению вещей как к чему-то вполне нормальному, обыденному. Украинцы, говоря на одном и том же языке, перестали понимать друг друга, понавешивали друг на друга ярлыки, попридумывали друг для друга обидные прозвища. Одних называют "сепаратистами" и "террористами", других – "радикалами" и "хунтой". За ярлыками оказываются неразличимыми лицо и душа другого. Другой превращается в "чужого". Круг замыкается: от другого, ставшего "чужим", ждут чего-то плохого, рука опять тянется к оружию, глаз прикипает к прицелу.

Так жить нельзя. Долго так жить невозможно. Иначе потом собрать украинцев опять вместе, за одним столом, в одном зале будет очень сложно, если вообще возможно. Одна из задач сегодняшнего дня – прекращение огня. Пускай сначала только временное, но потом непременно постоянное. Другая, не менее, пожалуй, важная и злободневная – отказ от ярлыков, поиск общего языка. Того, на котором можно было бы начинать договариваться о мире, о примирении, переставая быть друг для друга "чужими". После "Майдана" сложилось так, что Запад, Центр, Киев оказались по одну сторону баррикад, Юг и Восток – по другую. Спираль противостояния закрутилась до предела. Если сейчас у нас еще не гражданская война, то уж, во всяком случае, уже и не гражданский мир, который украинцам прежде удавалось сохранять в самых непростых условиях, при самых сложных обстоятельствах и которыми они славились во всем мире. Угроза единству и целостности государства и нации велика, как никогда прежде.

Читайте: Порошенко приказал "без каких-либо колебаний открывать огонь в ответ"

Нужно выходить из кризиса, нужно думать, как свести к минимуму его последствия. Нужен план действий. Не столь важно, какой из букв алфавита он будет обозначен: "А", "Б", "В", "Г", – или какой-нибудь другой. Важно, чтобы он был реалистичен и приемлем для всех заинтересованных сторон. Как тех, что внутри страны, так и тех, что за ее пределами. Чтобы был именно планом мирного урегулирования ситуации на основе компромисса, предполагающего взаимные уступки и шаги навстречу друг другу, а не ультиматумом, то ли явным, то ли скрытым. Для того чтобы такой план мог появиться, надо, как мне кажется, в первую очередь отказаться от взаимных претензий и ярлыков, эти претензии обозначающих. Нужно услышать другого, поверив в то, что он хочет того же, чего хочешь ты сам: мира, единства, взаимопонимания. Сделать это в сложившейся ситуации невероятно сложно. Сложно, но еще возможно. Хотя сколько продлится это самое "еще", сказать непросто. Нельзя исключать того, что его ресурс будет вот-вот исчерпан. Что тогда? Война до последнего врага? Новые ярлыки, еще более жесткие и безапелляционные, чем те, что есть сегодня? Надо спешить. Не гнать лошадей бездумно вперед и только вперед, но – спешить.

План, предложенный президентом, заслуживает самого пристального внимания. В нем есть хорошая основа для начала переговоров на фоне временного прекращения огня, которое можно было бы продлевать на все более и более длительные сроки. Сначала – неделя, после этого – еще одна или, может быть, две, потом – месяц, второй, третий. Главное, чтобы не гибли люди, чтобы не увеличивалось количество беженцев, чтобы жизнь целых городов и поселков не превращалась в сущий ад на земле. Президентский план, однако, в его нынешнем виде вряд ли окажется достаточным для решения всех вопросов и проблем. В нем слишком много такого, что требует сейчас или потребует в будущем уточнений, разъяснений, доработки. Особенно это касается экономической и социальной сферы. В стране и так, без войны и разрушений не хватало ресурсов, чтобы поднять Донбасс, обеспечив всех его жителей работой, зарплатой, социальными выплатами. Теперь этих ресурсов не хватит точно. Где их брать? Откуда привлекать? Кто просчитывал, сколько их понадобится привлечь хотя бы в кратко- и среднесрочной перспективе? Если говорить примерно, навскидку, то порядок цифр может оказаться соотносимым с помощью, оказанной Евросоюзом пару лет назад Греции, оказавшейся в глубоком кризисе. Это – колоссальные средства, которых у правительства Украины просто нет.

После президентских выборов 25 мая в Украине появился легитимный чиновник – глава государства, – способный взять на себя всю полноту ответственности за достижение договоренностей, ведущих к миру, и за их выполнение. Теперь едва ли не главная проблема – сформировать команду представителей Донбасса, которая бы могла полноценно, с такой же мерой ответственности вести переговоры о примирении с Киевом. Без ярлыков.