УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Когда власти в городе нет, или Размышления в контексте одной застройки

1,8 т.
Когда власти в городе нет, или Размышления в контексте одной застройки

Несколько дней назад общался с городским чиновником высокого звена, по долгу службы связанного со строительством. Оказывается, он живет недалеко от "знаменитой" стройки на Саксаганского, и сам участвовал в протестных акциях. И говорит, что у тамошнего застройщика вообще нет земли. Ни в собственности, ни в аренде. Но застройщик строит, а власть сделать ничего не может.

Сегодня о другой застройке. На углу Юности и Космической. Только вначале, чуть о природе власти в ее практическом применении к Киеву.

Если не размениваться на идеалистические теории ее происхождения в стиле: "Власть от Бога!", и весьма упрощать, то первоначально власть формировалась для перераспределения весьма небогатых ресурсов в пользу тех, кто сильнее. После - усиливалась для защиты уже накопленных ресурсов от низших социальных групп и соседних, конкурирующих властей. Еще позднее, уже при новейшей истории, власть, кроме прочего, стала нести в себе функции некоего модератора в системе отношений бедные–богатые и богатые–богатые, создав во многом видимостный атрибут выборности и демократии. Но насколько видимостной не была бы эта демократия, ни один сильный мира сего, какими бы активами он не располагал, не может построить офисный центр в нью-йоркском парке или переделать Лувр в торговый центр. Слишком много сдерживающих факторов. Начиная от массовых протестов общественности, продолжая страхом чиновников за неизбежную уголовную ответственность и заканчивая политическим крахом избираемых властных политиков.

Проблема киевской власти как раз и заключается в том, что власть не существует ни в одной из исторических ее вариаций. Ни в первобытной, ни в средневековой, ни в современной. По порядку:

1. Городская администрация. С учетом назначаемости этих людей, проще их сравнить с "сажанием на место" (наместничеством). Какие функции "наместничества"? Сбор податей, при сохранении спокойствия и порядка. При этом, как правило, наместники не стыдились брать взятки, за что временами оказывались судимы и даже казнены. Но наместнику подчинялась полиция, от него во многом зависела судебная власть. Притом наместник сознательно или вынужденно должен был поддерживать местные традиции, правила и принимать систему отношений.

В киевском случае наместник не имеет вообще никаких рычагов управления. И если Гостиный двор может быть понятен (там команда шла с самого верха, а наместник не может спорить с государем), то огромное количество скандальных застроек (типа Саксаганского) показывает неспособность наместника влиять на ситуацию в принципе. Ему не подчиняется полиция, у него нет поддержки или даже понимания судей, а иные государственные контролирующие органы держат по отношению к наместнику кто фигу в лицо, кто фигу за спиной, кто камень за пазухой.

По факту киевская городская администрация не несет властных функций. Какие угодно – декоративные, анекдотичные, но не властные.

2. Киеврада. Выбор депутатов по партийным спискам коммерческо-политических проектов привел к тому, что Киеврада де-факто никак не зависит от избирателей. Доходит до смешного. Каждый депутат Киеврады имеет свой депутатский фонд, который может тратить на нужды округа. Я сейчас не хочу анализировать хорошо или плохо само наличие такого фонда. Интересно другое. Лишь единицы депутатов реально используют свой фонд. Притом, что округам эти деньги крайне нужны. Для ремонтов, детских площадок, для небольшой материальной поддержки наиболее нуждающихся. То есть, большинство из депутатов Киеврады вообще не думают о будущих выборах. Им в принципе безразлично мнение электората. Ведь, чем идти и работать в округах, проще вкинуться в очередной бизнес-политический проект или купить место в некой проходной политической партии.

3. Городские государственные структуры республиканского подчинения. Таких структур много. Начиная от милиции, которая вообще не подчиняется городской власти, заканчивая всевозможными ведомствами по контролю неизвестно за чем. Все эти структуры давно превратились в системы поборов и сборов с тех, кто по воле судьбы вынужден от этих структур зависеть, чем эти структуры безбожно пользуются. Другая сторона. Независимость этих структур от городских властей позволяет кому угодно делать что угодно. Власть против? Так власти-то ведь в городе нет. И власть зачастую понимает, что ее и нет. И тихо замолкает.

А теперь пример. Неизвестно кому пришла в голову идея построить на пятачке площадью двадцать соток девятиэтажный дом, но в бытность земельных раздеребанов Черновецкого треугольник, ограниченный тремя дорогами, был передан в аренду сроком на пять лет некому ТОВ "ФСВ" именно с этой целью. Треугольник этот расположен при впадении улицы Космической в улицу Юности в Днепровском районе Киева – как раз напротив 183-й школы. Стоит отметить, что под дорогами располагаются стратегические коллекторы и теплотрассы. Под дорогами – в смысле на расстоянии менее одного метра от стены будущего дома. В результате и подземную парковку, предусмотренную решением Киеврады, физически сделать невозможно.

Арендатор, подумав, решил, что с домом он погорячился, и вместо запущенного сквера организовал стоянку для машин. Но в конце прошлого года фирма-арендатор была перепродана другим собственникам, и строительство началось незамедлительно. Местные жители возмутились, а структуры, ответственные за контроль над строительством в городе, отказались выдать застройщику декларацию на начало строительных работ.

Работы были заморожены, застройщик пошел в суд и обязал Инспекцию по архитектурно-строительному контролю г. Киева выдать себе декларацию. АСК подчинилась. И работы пошли во всю. Но тут возмутилась общественность. Возмущение было тем сильнее, что еще зимой к этой самой общественности приезжал заместитель главы горадминистрации Михаил Кучук и во всеуслышание заявлял, что строить девятиэтажку здесь нельзя, администрация остановит стройку, тем более в мае у застройщика заканчивается срок аренды земельного участка. Так что общественность может не волноваться.

Срок аренды закончился, а строительство началось. Более того, абсолютно случайно общественность узнала, что на ныне уже прошедшую в октябре сессию Киеврады будет вынесен вопрос о продлении ТОВ "ФСВ" договора аренды этого участка.

Благо, что общественность попалась опытной в вопросах борьбы с застройками и с прямыми выходами, как минимум, на трех депутатов Верховной Рады и ряд депутатов Киеврады от оппозиции. Так что достаточно разумно смогла распорядиться имеющимся ресурсом, и, используя поддержку еще и районной администрации, смогла пролоббировать (общественность в виде лобби – бред с точки зрения мировой практики!!!) снятие вопроса продления аренды земли с рассмотрения на конкретной сессии Киеврады. Надо сказать, что Галина Герега пошла общественности на встречу.

Но вопрос стал в том, чтобы остановить строительство до того момента, пока оно не вышло за нулевой уровень. И тут выяснилось, что арендатор при получении декларации на строительство предоставил, скажем, несуществующие условия от Управления по архитектуре и строительства КГГА. Или другими словами, был выявлен факт подлога. О чем КГГА сообщила и в АСК, и в городскую прокуратуру.

Думаете, чиновники сразу отреагировали и остановили строительные работы? По моей информации, прокуратура уголовное дело возбудила. Но вот арест на строительные работы наложить забыла. А АСК, создается впечатление, просто затягивала время и выдала предписание об остановке работ, только после того, как застройщик все-таки забетонировал колоны на первом этаже здания. Теперь уже точно имеем недострой. Могли бы дотянуть и весь первый этаж, но, видимо, руководство АСК все-таки чего-то еще боится. Например, одного народного депутата, который непосредственно занимается проблемой коррупции в стране.

Когда я показал предписание об остановке работ и устранению недостатков одному из чиновников, который профессионально разбирается в строительстве и знает проблему Юности, 8а (так звучит адрес этой застройки), этот чиновник был на грани нервного срыва. "Они (АСК) на основании письма Кучука (зам главы горадминистрации) должны были не предписание о приостановке работ дать, а немедленно отозвать декларацию!" Потом, доверительно: "Я 25 лет в этой отрасли. Такого, что происходит сейчас, не было никогда. Чтобы проект 9-тиэкажки ни с кем не согласовывался – это уже слишком!" А потом добавил: "Ну что же. На этом деле заработают и АСК, и прокуратура!"

То, что заработают – понимаю прекрасно. Хотя все-таки хочется верить, что руководство АСК все-таки сделает то, что должно сделать по закону. Отзовет декларацию, поскольку очевиден подлог документов. А прокуратура доведет уголовное дело до логического конца и передаст в суд дело о мошенничестве (или будет иная статья, пусть разбираются прокуроры). А после оспорит в судебном порядке еще одно новшество от ТОВ "ФСВ" – внесение в единый реестр недвижимости 4% строительства. А милиция не будет ждать формального повода для остановки строительства, и закон "О милиции" будет читать в той его части, где говорится о предупреждении правонарушений. А болеющий за жителей Юности-Космической заместитель главы администрации будет не рассказывать жителям и депутатам горсовета: "Здесь строить нельзя!", а даст на Киевсовет бумагу, в которой четко изложит позицию и предложит депутатам вынести в зал вопрос о непродлении ТОВ "ФСВ" договора аренды и предложит изменить целевое предназначение этого земельного участка в сквер. А еще вобьет в бюджет города на следующий год нужные для создания сквера деньги. А некий депутат горсовета, от которого зависит вопросы землеотводов, перестанет лоббировать мошенников и поддержит КГГА. Ну а депутаты так же дружно проголосуют за это решение, как голосуют за выделение и продажу киевских земель.

Хочется верить, что так и произойдет. Это были бы решения ответственной городской власти. Хотя, пожалуй, утрирую. Это станет результатом давления общественности и нардепов. В не слишком денежных вопросах такое давление может принести результат…

Ведь, когда власти в городе нет, все решается лишь размерами взяток.