УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Ярослав Грицак
Ярослав Грицак
Украинский историк, доктор исторических наук

Блог | Старушка будет жить

Старушка будет жить

По мере того, как Украина покидает первые полосы мировых газет, ее место занимают Сирия и беженцы, а также возрождающиеся разговоры об упадке Европы. Всюду, где прошли выборы — от Австрии, Швеции, даже спокойной Швейцарии до Германии,— поднимают головы националистические партии. В Великобритании же все чаще говорят о выходе из ЕС, пишет Ярослав Грицак для "Нового времени".

Левые и либералы требуют признать фундаментальную ошибку: мигрантов нельзя интегрировать в европейскую культуру. Они якобы создают анклавы преступности и безработицы. Швейцарские исследования показывают, что большинство мигрантов вместо того, чтобы устроиться на работу, предпочитают получать 1.000 франков в качестве ежемесячной социальной помощи. Отдельно говорят о принципиальном неприятии беженцами европейских ценностей. И, как результат, предвещают распад Европейской унии, как это произошло с Югославией и СССР.

Я же полагаю, что разговоры о крахе ЕС преждевременны. Европа проглотит этот кризис, как собака муху. И вот мои аргументы.

Во-первых, масштабы кризиса преувеличены. Да, популярность партии Ангелы Меркель в Германии упала до 36?%. Но ни одна другая так и не сравнялась с ней в рейтинге, тем более националисты со своими 7?%. Поэтому нынешние политические изменения — это, скорее, колебания в пределах нормы.

Во-вторых, сирийская миграция по сравнению с предыдущими является одной из самых качественных. Сирия — страна мультикультурная и полирелигиозная, как и сама Европа. Среди сирийцев немало христиан, а сирийские женщины пользуются такой свободой, которую сложно представить в соседней Саудовской Аравии. Многие беженцы — участники арабской весны 2011?го. Это молодежь и средний класс, те, кому европейская культура не чужда. Еще один факт: в августе у погибших в грузовике от нехватки воздуха нашли большие суммы наличных. Чтобы выбраться из Сирии, люди продавали недвижимость и бизнес.

Один из авторов London Review of Books, являющийся сирийцем, утверждает: бюджет одного беженца составляет несколько десятков тысяч евро. Сюда входит плата за услуги целой сети контрабандистов, мафии и просто желающих заработать. Многие из них — жители периферийной Европы: греки, турки, восточные европейцы. Злосчастный грузовик с мертвыми беженцами принадлежал словацкому производителю мяса и был зарегистрирован в венгерском городе Кечкмет на румынского гражданина. Поэтому те, кто злорадствует о крахе поликультурности, не замечают другого — если ЕС падет, на его месте останется другое интернациональное сообщество гиен и шакалов.

И наконец, третий, главный аргумент. Разговоры о крахе Европы не новы. Если вести отсчет с момента появления первого тома Шпенглера в 1918-м, то этой дискуссии около 100 лет. А Европа все держится. Почему? Потому что у нее есть встроенный механизм стабильного развития, позволяющий после каждого кризиса вновь становиться на ноги.

В основе этого механизма лежит плавное объединение политической и экономической модернизации, простыми словами — демократии и рынка. Эту модель пытаются copy&paste во всем мире. Но не у всех получается. Многие хитрят, внедряя что?то одно.

Больше всего о кризисе в Европе говорят те, кому как раз и не удалось запустить механизм стабильного развития,— Россия и арабские страны. Но что характерно: сирийцы не бегут в "русский мир" или близкую Саудовскую Аравию. Они "голосуют ногами" за Европу.

Полную версию читайте здесь.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...