УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
OBOZ.UA
OBOZ.UA
Сайт

Блог | Будущее мирового рынка янтаря находится в Украине

Будущее мирового рынка янтаря находится в Украине

Читатель, скорее всего, будет удивлен заголовку, однако факты упрямы: в истории человечества существовало немало мифов, и одна из главных легенд постсоветского пространства, бережно лелеемая долгие годы - янтарная слава Калининграда. Несмотря на знаменитую Янтарную комнату и крупнейший в Европе Калининградский янтарный комбинат, утверждение, что именно вокруг Кёнигсберга сосредоточено 90% всех мировых залежей янтаря - не более, чем миф.

146% янтаря и занимательная математика по-русски

Информации об этих 90% нет практически нигде в серьезных, а главное - в зарубежных источниках, однако именно с 2014 года, как сказали бы в интернете, мем "янтарьнаш" стал активно употребляться в сетевых баталиях, с упоминанием этих пресловутых 90%.

Неудивительно - в 2014 "Калининградский янтарный завод" указом президента РФ Владимира Путина преобразовали в акционерное общество со стопроцентным государственным владением пакета акций. Комбинат отошел в собственность государственной корпорации "Ростех", о чем сообщается со ссылкой на сам комбинат. С того момента у жадного российского зрителя, кроме падающих ракет и единственной страны, победившей фашизм, появился и еще один повод для гордости - оказывается, Россия владеет всем янтарем в мире. А защита этой мысли в головах у россиян стала одним из пунктов государственной идеологии.

Крупности Балтийского месторождения никто не отрицает - действительно около 80% мировых залежей янтаря находится вдоль побережья Балтийского моря, на территории России, Латвии, Литвы, Польши, Дании и даже Германии. Если в России все девяносто процентов, то что же делают остальные перечисленные страны?

На этом занимательная математика не заканчивается. Согласно данным всемирной энциклопедии список стран, добывающих янтарь, достаточно внушителен: кроме перечисленных, это и Франция, и Канада, и США, и Ливан, и Испания, и даже Мексика с… Украиной. Ну никак не выходит 90% на один крохотный Калининград.

Ну и наконец, массовой общественности совершенно не обязательно знать, что балтийский янтарь и калининградский - это не совсем тождественные понятия. Балтийский - это разновидность солнечного минерала, набор его определенных характеристик, возраст, цвет, многое другое. Так вот балтийский вид минерала может залегать существенно далеко от Балтики, но все равно его считают в те пресловутые 90%, потому что "янтарьнаш".

Янтарные копи государства Российского

На этом, пожалуй, закончим с ликбезом для российского читателя, каким бы болезненным он ни был. Перейдем к другим страшным новостям. Кроме прочего, Калининградский янтарный комбинат, перейдя в руки государства и встав в один ряд с каким-нибудь "Газпромом" или "Роснано", уже показал первые признаки обреченности. Предприятие, некогда гремевшее на весь Союз, хоть и сообщает о добыче "около 300 тонн в год" (на самом деле речь идет о 270 тоннах, что для подобного производства немалая погрешность, но тонна туда - тонна сюда, какая в общем-то разница?), никак не рапортует, куда оно эти тонны тьмущие продает. Потому что приврать о размерах добычи еще можно, когда эта добыча есть, а вот сочинить продажи не получается, потому что трудно даже представить, кому все это можно впихнуть.

Хотя один покупатель все же есть - Китай. Поскольку практически вся сувенирная продукция мира сейчас производится в Поднебесной, российские запасы ценного минерала отправляются туда. Но только не надо думать, что это крупные государственные контракты. Покупают китайцы лишь поделочный камень - то есть тот, который годится в ювелирные изделия, бижутерию и дорогие сувенирные поделки. Поделочный камень имеет стандарты - цвет, прозрачность, размер и так далее. Ликвид, в общем. Такого ликвида в калининградской выработке только 15%. Остальной камень, которого такие тонны, на добычу которого пашет страшно много техники, закупленной Путиным со звучным словом "инновации, которым нет аналогов в мире", пылится на складах, и никому не нужен.

Предприятие убыточно еще и потому, что залегает калининградский янтарь на глубине до 80 метров. Подобная добыча крайне затратна, как с точки зрения рабочей силы и техники, так и с точки зрения финансов. Чтобы все это окупить, продавать нужно не 15%, а все 146.

В общем, слава Калининградского комбината при внимательном рассмотрении имеет примерно такую же ценность, как если просто написать на заборе "Северная Корея - покоритель Космоса". И смысл, и интонации будут те же. Впрочем, на сайте комбината написано, что он - единственное в мире предприятие, промышленно добывающее минерал. Что тоже, мягко говоря, достойно надписи на заборе по своей правдивости.

Так вот поэтому мировой рынок янтаря уже давно лихорадит, и вопрос - кто же будет новым лидером, когда Россия выпала из обоймы не только благодаря санкциям, но и безграмотному управлению своей янтарной жилой?

Взглянем, что же происходит в соседней Польше

Интерес к польскому янтарю возникает хотя бы потому, что чуть ли не самая крупная тематическая ярмарка в мире проходит в польском Гданьске, крупнее - только в Гонконге. С последним все ясно - китайцы крупнейшие скупщики янтаря в мире. Но почему Гданьск?

Поляки добывают примерно треть от объемов калининградской добычи - то есть около сотни тонн в год. Скромные такие поляки, лучшими в мире себя не называют, у них достаточно сложное лицензирование добычи и те же параметры залежи минерала - до 80 метров.

И тем не менее. В Польше только в одном Приморском воеводстве работает примерно полторы сотни копателей. И на тебе: без "единственного в мире предприятия с не имеющей в мире аналогов техникой" - спокойно намывают, сколько им надо. Тоже продают в основном в Китай, зато практически все, что добыли.

Правда, в Польше янтарь не считается драгоценным камнем, поэтому значительно выгоднее порой закупать янтарь-сырец в соседней Украине. Поляки совершают все совершенно открыто - для них это не контрабанда. А затем местные артели делают из закупленного камня сувениры, бижутерию, картины - и тоже продают. У себя, китайцам, в другие страны. Выставляются на международных аукционах. В общем, все делают правильно. Только все же не дотягивают по объемам, чтобы занимать на рынке первое место.

Правда, для Украины продажа полякам - в большинстве случаев контрабанда

Несмотря на то, что вид залежей украинского янтаря тоже называется балтийским, Россия принципиально игнорирует его существование. Неважно, что огромный янтарный пласт находится в Ровенской области Украины, и простирается аж до Житомира в одну сторону, и до польского Люблина - в другую. Сказано - балтийский, значит балтийский, и у нас 90%.

Меж тем, пока в Калининграде преувеличивают объемы, Украина свою добычу увеличивает - в три раза по сравнению с 2013 годом. И уверенно идет вперед в вопросе превращения некогда неизвестного украинского янтаря в мировой тренд. Правда, пока что несколько специфическим образом.

История Ровенского месторождения уходит корнями еще в 1827 год. Крестьяне, которые пахали поля, неожиданно стали натыкаться на странные камни желтоватого цвета. Ценности их в деревнях никто не знал (хотя в Европе уже давно ценились ювелирные изделия янтарной работы), поэтому и не собирал. Случайным образом было замечено, что камень отлично горит, и долго тлеет, отдавая тепло. Долгие десятилетия камнями, которые сегодня стоят сотни и тысячи долларов, в деревнях топили печи.

Лишь к началу прошлого века геологи стали целенаправленно изучать бассейн реки Припять и Волынь, придя в итоге к выводу, что никак не менее 3,5 тысяч тонн янтаря заложено в этих землях.

Залежи Ровенского янтаря при этом существенно отличаются от польского и российского. Залегают они на уровне 3-12 метров, что существенно облегчает, следовательно, удешевляет, добычу. А качество камня значительно выше - практически мизер идет в отходы. Поистине золото под ногами.

Государство обратило внимание на янтарную жилу в 2001 году, когда тогдашний президент Украины Леонид Кучма реорганизовал предприятие "Укрбуштын" и отнес его к государственному объединению "Украинские полиметалы". Предприятие стало единственным, кто получил лицензию на добычу янтаря в Ровенской области, и принялось за работу.

Однако судьба у ровенского янтарного комбината оказалась не из легких. Лакомый кусок не раз подвергался рейдерским атакам, а каждая смена власти несла за собой давление на директора, в том числе и через обыски, суды и уголовные дела. Несколько раз предприятие пытались принудительно банкротить. Тем не менее, "Укрбуштын" до сих пор существует, хоть и не безболезненно.

Впрочем, в перерывах между сменой "хозяев" работники комбината вполне вписываются в имидж любимого и любящего госпредприятия. Например, мастерицы "Укрбурштына" как-то сделали из янтаря… портрет второго президента Украины Леонида Кучмы. Благо добываемые камни всегда разного оттенка. Даже нашли для глаз серо-голубой янтарь.

Но не бессмертный комбинат - главная проблема региона. Поскольку основная разработка тут - нелегальная. Именно она дает до 60 тонн янтаря в год, который уходит сейчас за границу, в основном, в ту же Польшу. Она отхватывает его с руками по достаточно хорошей цене, потому что практически весь добываемый ровенский камень - поделочный.

Черные добытчики солнца

На черных копателях стоит остановиться отдельно. В деревнях севера области (именно там самые главные работы по добыче) особой занятости нет. Хоть село Клесов и известно на всю страну своим крупнейшим янтарным месторождением, работать тут особо негде. Поэтому каждая вторая семья добывает камень. И это образ жизни, крайне опасный.

Добыча янтаря происходит при помощи мотопомпы. Приспособление состоит из двигателя - мотора, качающего воду, шланга, который кидается в ближайший водоем, и используется для размывания воронки - трубки, в которой и будет добываться янтарь. Работают обычно семьями: мужчины разрабатывают трубку, дети следят за двигателем, чтобы не перегрелся и не заглох, женщины сачками вылавливают камень. Легкая порода, янтарь, всплывает на поверхность размытой воронки, где его и можно собрать.

Кроме прочего, на деревьях или на возвышенности неподалеку от места работы этого своеобразного подряда сидит "кукушка". В задачи этого человека входит заметить чужих, милицию, проверяющих или еще кого-то, кто совершенно нежелателен в качестве свидетеля.

С другой стороны, обычно все знают, кто "записался" в старатели. Безопасность этого знания обеспечивается и "крышей", и правоохранителями. Хочешь копать - заплати суточную дань с одной мотопомпы (в зависимости от участка - 100-600 долларов), и добывай сколько угодно. Не хочешь платить - лес большой, искать никто не станет. Как говорят местные: "Бывали случаи, когда выкопанная яма для мытья камня становилась сразу и могилой". И это не страшилки для пионерлагеря.

Доходит до абсурда. В январе этого года копатели из Ровенской области пришли к копателям из Житомирской. Дело закончилось дракой и гибелью одного человека. Как выяснилось потом, ровенским очень хотелось сменить условия работы на лучшие - у них "крыша" просит и по 600 долларов в сутки, а житомирские - только 300 грн. Хотя янтарь там тоже есть.

Другой абсурд: в конце года милиция должна выполнить план по борьбе с нелегальной добычей. Тогда совершается рейд по всем, кто работает в лесу нелегально, в том числе по заплатившим дань, и у них конфисковываются мотопомпы. Потом их же конфискаторы продают другим "черным". Такой круговорот всех и всего в природе.

Добытый янтарь отдается перекупщикам, как правило, это те же ребята из "крыши", а те уже везут его к границе, где существуют целые блок-посты по сбору солнечного золота. За килограмм янтаря-сырца можно выручить от 500 до 1000 долларов, за совсем мелкие камни - около 350 долларов за кг.

Добыча камня комбинатом выглядит совсем иначе: она промышленная, с экскаваторами и специальной машиной, называемой в народе "Грохот" - на ее ленту попадает вынутый экскаваторами грунт, который дальше отделяется от янтарной породы и отправляется к сортировщикам и в сейф.

Однако зарплаты кобминатских копателей мизерные, и каждый раз, когда очередной рейдер соберется положить глаз на янтарную жилу государства, задержки по оплате труда на предприятии могут составлять по семь месяцев. Поэтому многие "легалы" уходят в леса к "черным".

Янтарь в законе

Но все далеко не настолько печально, как может показаться. Проблемность региона решить достаточно легко - стоит принять закон "О янтаре", который завис в воздухе с 2010 года. Тот, пятилетней давности законопроект, предусматривал упрощенную схему получения лицензии на добычу янтаря и позволял делать это частникам. Закон бы разрешал выдавать такие лицензии местным органам самоуправления, и тогда копать янтарь можно хоть у себя в огороде. Процедура получения лицензии сильно отличалась от существующей ныне, хождение за которой занимает в среднем 7 лет.

Также закон, в случае его принятия, решал сразу множество проблем. Так, комбинат мог перейти в частные руки и на конкурентной основе развиваться, возможно, получив иностранного инвестора. Отсутствие у него уникального права на добычу сразу лишило бы его привлекательности для рейдеров. Черные копатели перестали бы прятаться, получив возможность легально сбывать добытое в государственную закупку или на тот же комбинат, на ювелирные заводы. И чуть ли не самое главное: обладатель лицензии обязан после себя засадить карьер деревьями, таким образом сохраняя площади Полесского леса. Черный копатель оставляет после себя только оголенные карьерные ямы.

в 2010 году первые шаги были сделаны - законопроект прошел первое и второе чтения, и был единодушно принят Верховной Радой Украины. Однако ныне беглый президент Украины Виктор Янукович наложил на закон вето, снабдив его подробными объяснениями, почему идея никуда не годится. Формулировки там прекрасны, а суть одна: "Вы что, с ума сошли так подставляться?"

Отказ Президента принять очень нужный тогда закон был понятен: вскоре после этого народный депутат от Партии Регионов Владимир Продивус зачастил в Ровненскую область, где попытался под видом освобождения селян от мзды предложить черным копателям работать исключительно на него. В общем, то же, только в профиль. Местная "самооборона" дала отпор. Приехавшая на место конфликта милиция разняла дерущихся, увезла раненных, а потом зафиксировала в багажниках машин охраны Продивуса значительный боеприпас, вплоть до гранатомета.

Сегодня и комбинат, и ровенские копатели избавлены от угрозы братков из ПР, но пока еще не получили вожделенный закон. Хотя разговоры о нем в Верховной Раде уже начали вести: все понимают, что имидж страны и ее экономика - сейчас главные задачи.

Депутаты также понимают, что закон обязан быть прописан со всеми нюансами: организация возможности госзакупки у частника добытого янтаря, оформление копателей как налогоплательщиков, а в последующем и пенсионеров, утвердить условия получения лицензий, сделав их максимально понятными и доступными для выполнения, а также закрыть контрабандный канал на границе, оставляя свое в стране, торгуя только с выгодой.

И если соединить масштабы добычи, как в России, объемы переработки, как в Польше, и добавить собственные огромные плюсы (дешевизна и качество), то мировое сообщество с уверенностью сможет сказать: вот он, новый лидер на солнечном янтарном рынке.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...