УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Стивен Пайфер
Стивен Пайфер
Эксперт американского Brookings Institution, дипломат, бывший посол США в Украине

Блог | Чего сможет (и не сможет) добиться новый премьер-министр Украины

Владимир Гройсман Ларс Лёкке Расмуссен

Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал на Brookings.

Многомесячный политический кризис, сотрясавший киевские коридоры власти, подошел к концу 14 апреля, когда Верховная Рада одобрил нового премьер-министра. Однако ожидания, что правительство продвинется дальше в проведении необходимых реформ и борьбе с коррупцией, весьма слабы.

Премьер-министр камикадзе?

Предыдущий премьер-министр, Арсений Яценюк, занял свой пост после Революции Достоинства в феврале 2014 года. В начале своей работы, Яценюк сравнил полученную должность с задачей камикадзе, отметив, что проведенные правительством реформы принесут тяжелые политические последствия. Он оказался прав. К началу 2016 года его партия, Национальный фронт, в октябре собравшая более чем 22% голосов на парламентских выборах, сейчас с трудом набрала бы и пару процентов.

Читайте: Пять трудностей для нового Кабмина: Bloomberg обозначил, с чем столкнется правительство

Сообщения о растущем расколе между Яценюком и президентом Петром Порошенко появились еще осенью прошлого года, но у обоих были основания для продолжения сотрудничества. Партия Национальный фронт и Блок Петра Порошенко сформировали ядро коалиции в Раде, и ни одна из сторон не могла рассчитывать на благоприятный для себя исход досрочных выборов.

Поворот кризиса наступил в середине февраля, когда Рада приняла резолюцию об оценке работы Яценюка и его кабинета как неудовлетворительной... но потом провалила голосование о вынесении ему вотума недоверия, что означало бы автоматическое увольнение.

Тем не менее, усилились разговоры о грядущей смене премьер-министра, чье кресло пророчили министру финансов Наталье Яресько. Упоминалось и имя Владимира Гройсмана. Он, будучи членом Блока Петра Порошенко, тесно связан с президентом. В Виннице Гройсман заработал репутацию реформатора и эффективного мэра, хотя результаты его работы в качестве спикера Верховной Рады были неоднозначны. Например, он выступал против предложенной Министерством финансов налоговой реформы, хотя она и была обязательным условием для сотрудничества Украины с Международным валютным фондом.

Читайте: Бойко о новом Кабмине: поставил телегу впереди кобылы

Когда Яценюк 10 апреля заявил о своем уходе с поста, Гройсман оказался фаворитом на освободившееся место. Однако назначение заняло больше времени, чем ожидалось, так как, согласно сообщениям, он отверг несколько предложенных министерских кандидатур из президентского лагеря, стремясь вместо этого заполнить кресла собственными людьми. С 11 по 13 проходили закулисные переговоры, повлекшее изрядное количество компромиссов, пока партии боролись за министерские должности. И, наконец, 14 апреля Рада утвердила назначение Гройсмана.

Слабые ожидания реформ

На первый взгляд, состав нового кабинета – намного более политизированная группа, чем их предшественники, среди которых было немало технократов. В нем нет имен с устоявшейся репутацией продвижения реформ или борьбы с коррупцией. Мои беседы с участниками Киевского форума безопасности 14 и 15 апреля выявили мало ожиданий, что новый кабмин станет проводить реформы, и, особенно, меры по борьбе с коррупцией, в которых страна нуждается.

Международный валютный фонд присмотрится к действиям кабинета министров прежде, чем решит выпустить дополнительный транш финансовой помощи для Украины. Один тревожный знак уже есть: вступающий в должность министр финансов предположил, что, возможно, критерии МВФ можно было бы подвергнуть некоторым корректировкам. Исторически сложилось так, когда министры финансов Украины стремятся к корректировке критериев и программ МВФ, эти изменения отнюдь не ускоряют реформы.

Читайте: Очередной крах постмайданного эксперимента

В Киеве некоторых беспокоит тесная взаимосвязь между Гройсманом и Порошенко. Но у этих отношений может быть и положительная сторона: Порошенко оказывается более прочно связан с премьер-министром, а также его успехами или неудачами. Слишком часто в прошлом, украинские президенты стояли на некотором расстоянии от премьер-министра, избегая ответственности за тяжелые решения правительства вместо того, чтобы использовать свой политический для их поддержки.

Порошенко в полной мере не поддерживал Яценюка. Как выразился один украинский наблюдатель, часто казалось, что президент больше заинтересован в объяснении или рационализации статуса-кво, а не его изменении. Теперь неудачи Гройсмана и нового кабмина отразятся непосредственно на Порошенко.

Дружеский толчок

Если мои украинские знакомые правы, в лучшем случае новое правительство будет проводить необходимые реформы лишь вполсилы. Это, помимо всего прочего, может привести к сохранению нынешней системы, в которой олигархи имеют непропорциональное и нездоровое политическое влияние. Это станет препятствием на пути становления Украины современным европейским государством.

Читайте: "Срубить бабла": как изменить отношение инвесторов к Украине

Международный валютный фонд, Соединенные Штаты и Европейский Союз должны помочь украинскому президенту и премьер-министру принимать правильные решения: продвигать программу настоящих реформ и, наконец-то, серьезно взяться за кампанию по искоренению коррупции. Запад должен дать четко понять, что дальнейшая помощь будет зависеть от этих действий.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...