УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Александр Охрименко
Александр Охрименко
Президент Украинского аналитического центра

Блог | В 2020 году власть нам обещает чудеса

В 2020 году власть нам обещает чудеса

Наша Верховная Рада приняли Комплексную программу развития финансового сектора Украины до 2020 года, и теперь работа закипела. В действительности, эта программа совершенно не нужна, и никто бы ее не принимал, если бы не требования МВФ. Поэтому пришлось в срочном порядке ее разрабатывать и принимать, чтобы МВФ не обижался и деньги давал. Хотя и сами разработчики этой программы понимают, что в условиях экономического хаоса и бардака, который сейчас наблюдается в Украине после Майдана, нельзя запланировать работу или предвидеть будущее даже на месяц, а, тем более, на пять лет вперед. За пять лет может так много произойти событий и приключений, что запланированное в Комплексной программе развития финансового сектора Украины до 2020 года, может показаться мелкими результатами на фоне глобального экономического подъема экономики Украины в новых условиях жизни.

Но, в любом случаи, было бы интересно и познавательно, хотя бы посмотреть на основные цифры, которые были заложены в Комплексную программу развития финансового сектора Украины до 2020 года, чтобы понять, что может быть в Украине через 5 лет.

Читайте: Как живет средний украинец

Согласно Комплексной программе развития финансового сектора Украины до 2020 года, запланировано, что инфляция в 2020 году будет не выше 5%. В целом очень правильная и хорошая идея. Ибо текущая инфляция в 50%, явно не отвечает требования времени и желаниям украинцев. В любом случае, стоит, наверное, напомнить, что до Майдана в Украине действительно инфляция была значительно ниже 5%. Но люди были явно не довольны такой низкой инфляцией, и сделали Майдан, чтобы иметь инфляцию в 50%.

В 2020 году золотовалютные резервы Украины должны быть не меньше 38,7 млрд. долл. Вообще-то, это списано из программы МВФ. И сложно понять, на основании каких расчетов специалисты МВФ это все посчитали. Ибо начина с 2017 года нужно будет начинать отдавать кредиты МВФ, и тут уже будет не до роста золотовалютных резервов.

Хотя, ожидается, что долларизация кредитов и депозитов к 2020 году снизится до уровня 40%. Очень низкий показатель. Ибо перед Майданом он был уже 42%, а до 2008 года этот показатель был около 30%. Нужно ставить цель не больше 25%, как это в России.

Доля наличной гривны в обращении должна быть в 2020 году не больше 12% (М0 к ВВП). Сейчас этот показатель около 18%. При этом ожидается, что безналичные расчеты в платежах населения составят в 2020 году около 30%. Вот это действительно было бы очень хорошо. Но сделать будет сложно. Сейчас этот показатель всего 1,2%, до Майдана был 5%, и была надежда роста к 10%, но все рухнуло, и теперь после развала банковской системы по указаниям МВФ руками НБУ, сложно уговорить украинцев перейти на безналичные расчеты. Но это действительно очень нужно и важно. Так, как ЕС это, прежде всего, экономика безналичных расчетов.

В 2020 году ставки по гривневым кредитам должны быть на уровне не выше 12%. Логично, но как это сделать. В этом году ставки по кредитам только растут. Можно ожидать снижения ставок по кредитам только после массового притока денег населения на банковские депозиты. Но и это сложно сделать. Пока люди несут деньги в банки, но опасаются, и несут мало. Нужна стабильность и толковые люди во главе НБУ.

На 2020 год запланирована доля страхования в ВВП на уровне 7%. Хорошая мысль, но сейчас доля страхования к ВВП всего 0,7%. Такой громадный рост за пять лет, это явно маловероятно. Тем более что факторов, влияющих на активный рост рынка страхования, в ближайшее время не ожидается. Поэтому рост общей суммы технических резервов страховых компаний до 7% к ВВП. Это очень и очень много. Сейчас этот показатель всего 1,2%.

Мало верится в то, что к 2020 году сумма активов негосударственных пенсионных фондов будет на уровне 15% к ВВП. Возможно, в этом должен помочь второй уровень негосударственного пенсионного обеспечения. Но он, в лучшем случае, начнет действовать только с 1 января 2017 года и вряд ли сможет очень быстро нарастить активы. Тем более что обязательные отчисления в эти пенсионные фонды будут вначале очень низкие. Хотя никто не спорит, что для экономики Украины очень важно иметь большие негосударственные пенсионные фонды, которые смогут делать долгосрочные инвестиции в больших объемах.

Еще меньше верится, что в к 2020 году сумма активов инвестиционных фондов и компаний будет не меньше 10% к ВВП. Сейчас этот показатель находится на уровне 0,1%. Очень глобальный рост запланировали, но не запланировали факторов, которые этот рост обеспечат. В данный момент, слабость нашего рынка инвестиционных фондов и компаний во многом объясняется высоким налогообложением доходов по этим операциям для физических лиц, и, самое главное, слабостью наших инвестиционных фондов. Они не могут в условиях отсутствия нормального фондового рынка зарабатывать на этом рынке. Поэтому и получается, что у нас нет нормального фондового рынка, потому что украинцы боятся и не хотят инвестировать деньги в этот сегмент финансового рынка, а без денег украинцев фондовый рынок работать нормально не может. Парадокс.

Вот такие у нас планы.

Если бы не было Майдана, то можно было бы частично, но некоторые показатели, хотя бы по банковскому сектору, выполнить. Теперь же, после Майдана, в лучшем случае финансовый рынок к 2020 году начнет восстанавливаться. И дай Бог, чтобы к 2023 году вернулся к уровню 2013 года, а вот потом можно будет подумать и о росте на будущее.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...