УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Лусиан Ким
Лусиан Ким
Журналист

Блог | Что Путин потребовал от Запада

Что Путин потребовал от Запада

Мюнхенская конференция по безопасности, ради которой мировые лидеры ежегодно слетаются в столицу Баварии, казалось, предлагала идеальные условия для того, чтобы положить конец сирийскому кровопролитию. Однако скептики сразу раскритиковали продвигаемое госсекретарем США Джоном Керри соглашение о прекращении огня, а теперь сомнения по этому поводу высказывает и президент Барак Обама.

Мир вернулся к позициям прошлого года: Запад по-прежнему зажат между страхом перед большой войной, и неспособностью противостоять безжалостному противнику. В феврале 2015-го немецкий канцлер Ангела Меркель встретилась с российским президентом Владимиром Путиным тет-а-тет, чтобы договориться о перемирии на востоке Украины, пишет Лусиан Ким для nv.ua.

Тогда Путин настаивал на трехдневном буфере, дававшем возможность его гибридным силам в Донбассе захватить транспортный узел Дебальцево. В этом году Россия требовала неделю, чтобы дать своим союзникам преимущество в наступлении на Алеппо. Год назад Кремль категорически отвергал свидетельства того, что российские войска воевали в Восточной Украине. В этом году Москва отрицает многочисленные сообщения о жертвах среди мирного населения в результате российских авиаударов в Сирии. Западные лидеры продолжают бормотать мантру о том, что "военного решения нет", в то время как Путин с помощью грубой силы меняет положение дел на месте.

Прошлогодняя конференция была омрачена маячившей угрозой перерастания украинского кризиса в европейской пожар. Но съезд этого года внушает еще больше опасений. У всех на уме Сирия, с которой сопряжены такие проблемы как Исламское государство, кризис беженцев и переплетение региональных интересов. Когда в сентябре прошлого года Россия вступила в войну, чтобы поддержать сирийского лидера Башара аль-Асада, Путин проник в сердце конфликта, диктуя свои условия остальному миру.

В пятизвездочном отеле Bayerischer Hof собралось 30 глав государств, а также десятки министров обороны и иностранных дел. На конференции преобладали фаталистические настроения, которые выражал как премьер-министр России Дмитрий Медведев, так и сенатор США Джон Маккейн. Лишь немногие разделяли жизнерадостный оптимизм Керри, пытавшегося разрекламировать перемирие, о котором ему удалось договориться на переговорах по Сирии.

В субботу Керри обещал европейским союзникам (разделенным на почве разногласий относительно общей политики по беженцам), что они "будут сильнее, чем когда-либо". Будущее Украины выглядит "намного более светлым", нежели несколько лет назад, сказал он. Кроме того, госсекретарь не усомнился в том, что Исламское государство будет разбито. Оптимизм Керри, казалось, зиждился на той прописной истине, что все в этом мире относительно. В вооруженных конфликтах умирает меньше людей, чем когда-либо прежде, сказал он. По всему миру снижается детская смертность, а продолжительность жизни растет. Казалось, Керри хотел сказать, что, по сравнению с битвой при Вердене сто лет назад, сейчас все не так уж плохо.

В этом году Путин отклонил приглашение выступить на конференции, отправив в качестве своего посланника Дмитрия Медведева. Девять лет назад в своей речи на Мюнхенской конференции Путин обвинял Соединенные Штаты в попытке установить "однополярный мир" с "одним хозяином". Медведев подхватил эту тему, заявив о начале "новой холодной войны" и угрозе установления "всемирного халифата" в случае, если Запад и Россия не отбросят все разногласия и не объединят свои силы.

После окончания Холодной войны европейцы привыкли собираться в Мюнхене, чтобы обсудить проблемы других людей. Теперь же они знают: заборы и моря не оградят их от остального мира, что доказал кризис беженцев и ноябрьские теракты в Париже.

Особенно это касается Германии, где часто не желают признавать происходящее. Немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер преднамеренно игнорирует тот факт, что дипломатия работает лишь в том случае, если все стороны стремятся к достижению решения, а не тогда, когда одна сторона использует переговоры ради затягивания времени, чтобы получить преимущество. После того как Медведев сказал о том, что мир скатился в новую холодную войну, Штайнмайер заметил, мол, российский премьер имел в виду существование такой угрозы, а не свершившийся факт.

У жителей Восточной Европы иллюзий меньше. "Холодная война была ужасной и гадкой", - подчеркнул эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес. Но сегодня, по его словам, дела обстоят еще хуже: "Это не холодная война. Российские войска и поддерживаемые ими сепаратисты ежедневно убивают украинцев". В моду вновь вошли разговоры о ядерном сдерживании, но у НАТО имеются в наличии и не летальные способы защитить себя, например, отрезав Россию от международных банковских систем, добавил Ильвес.

Даже, если учесть тот факт, что Соединенные Штаты планируют в следующем годуувеличить военные расходы в Европе в четыре раза, этот шаг является запоздалой реакцией на новую агрессивную повестку дня Путина. Обозреватели, давно следящие за Мюнхенской конференцией, отметили, что присутствие США на ней, по сравнению с прошлыми годами, уменьшилось. "Здесь не хватает трансатлантического - американцы не присутствуют. Это сигнал", - жаловался член немецкого парламента от Христианско-демократического союза Меркель Родерих Кизеветтер.

Самым заметным американцем в Мюнхене, кроме Керри, был Маккейн. Хоть он и критиковал внешнюю политику Обамы практически так же, как Путина. На фоне отсутствия сильного лидерства США или Европы президент России оказался в кресле водителя и ему это безумно нравится.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...