УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Владимир Стус
Владимир Стус
Консультант по стратегии. Аналитик. Прогнозист

Блог | Почему мобилизационная экономика не спасет Россию от стратегического поражения

Почему мобилизационная экономика не спасет Россию от стратегического поражения

Сейчас уже всем понятно, что резкое повышение ставки ЦБ РФ имеет больше негативных последствий, чем позитива. Это, прежде всего, фактическое прекращение кредитования реальной, не экспортно- ориентированной российской экономики, поскольку рентабельность практически всех отраслей ниже новых кредитных ставок, пишет Владимир Стус для издания Хвиля. Далее, повышение ставки до 17% обрушит бюджетный, а затем и социальный сектора России. И в то же время этого повышения будет недостаточно для стабильности рубля, который будет слабеть и дальше, просто этот процесс будет протекать медленнее. Возникает вопрос – зачем было повышать ставку, если негативных последствий будет больше, чем позитива?

Видео дня

Читайте: Обама: Россия совершила стратегическую ошибку, нарушив суверенитет Украины

Ответ:

— это позволит временно стабилизировать ситуацию, переводя её из состояния обвала и паники в состояние сползания и безнадёги. Реальная экономика более инертна, чем финансовые рынки, и серьёзные проблемы в ней начнутся не с февраля, а в российских регионах вообще, ближе к середине весны

— Российская власть действует в интересах высших сословий формирующегося авторитарно-сословного общества. Она в принципе не умеет эффективно управлять рыночными методами. Управлять процессами в реальной экономике и социальной сфере ей будет привычней и проще, по крайней мере на первых порах

— Чем выше уровень доходов россиян, тем меньше поддержка Путина. В то же время 2/3 российских семей вообще не имеют банковских накоплений. Им просто нечего срочно снимать со своих счетов, чтобы конвертировать в валюту. Зато они с меньшим недовольством, встретят все прелести мобилизационной экономики, по крайней мере, в первые месяцы рейтинг Путина будет не сильно падать.

Читайте: Порошенко думает, что россияне уже трезвеют от эйфории войны

Т.о. Путин снова играет на повышение. Он перевёл острый тактический кризис на валютном рынке в менее, пока, острый, но потенциально более разрушительный, стратегический, экономический и социальный кризис. И снова повышение ставок позволяет российской власти выиграть время. Что бы понять перспективы такой игры, необходимо кратко рассмотреть историю повышения ставок игры и что оценить эффективность использования очередного выигрыша времени. Первый период был тогда, когда всё можно было откатить назад без последствий для российского правящего режима. Он начался с оккупацией Крыма, а завершился ориентировочно с первыми залпами реактивной артиллерии с российской территории по территории Украины. Второй период повышения ставок игры, когда откатом назад к состоянию на 01.01.2014 противостояние было уже не устранить без отставки Путина. Ориентировочно он продолжался до начала сентябрьского перемирия. Примерно в это время, на фоне нарастания прямой российской агрессии, была сформирована широкая международная антироссийская, коалиция уже провела свой аналог Касабланкской конференции. О том, что это коалиция существует и что является не только западной, стало очевидно после заявления арабских стран о готовности продавать нефть и по 40$, без снижения объёмов добычи. Очевидно, что это повышение ставок в противостоянии является предпоследним из возможных. Понятно, что ещё можно угрожать ядерным оружием. Но, в отличие от Третьего Рейха, Россию будут разваливать изнутри, к тому же она чрезвычайно уязвима к гибридной войне на своей территории. А в таком противостоянии ядерное оружие, практически, бесполезно. Из последующих возможных повышений ставок осталась только одна. Пока присутствие Путина терпят на международных саммитах, в отношении него действую гарантии личной безопасности. Осталось окончательно разбить горшки, чтобы международная коалиция объявила лично Путина и его соратников преступниками, т.е. встать в один ряд с Хусейном и Каддафи.

Читайте: Война есть только там, куда Россия пришла

Как же Россия использовала предыдущие временные передышки, связанные с очередным повышением ставки противостояния? Следует признать, что время было бездарно упущено:

  • Россия увязла в Украине, т.е. на Донбассе и в Крыму гораздо больше, чем СССР в Афганистане или США, в том же Афганистане и Ираке. Русская весна в виде серии марионеточных народных республик захлебнулась окончательно. Существующая зона оккупации на Донбассе не жизнеспособна, а Крым дотационен на 2/3 своего бюджета.
  • Экономических реформ не то, что не проведено, по сути, они даже не начинались. Поэтому от каждого обострения ситуации в первую очередь страдают остатки российского среднего класса.
  • Перспектива евразийского интеграционного объединения накрывается медным тазом. Армения не в счет. Начинаются проблемы с ближайшими союзниками.
  • Уже почти каждый нефтяной шейх или член ЦК КПК осознаёт открывающиеся перспективы от развала России для своей страны и для себя лично. Итог дипломатических усилий России оказался провальным.
  • Сначала Путин говорил, что при желании, российские танки могли бы за неделю достичь столиц восточноевропейских стран, затем Украину стращали штурмом или окружением Мариуполя. В результате российские войска не смогли взять даже Донецкий аэропорт. Похоже, у российской армии назревают большие проблемы на фоне расползания нелегального оружия из Донбасса по РФ.

Из использованного, можно выделить поток переселенцев в Россию из Донбасса. Но его бездарная организация позволяет предположить, что большая часть беженцев не останется в тех регионах, куда их переселили.

Как же кремлёвский режим использует эту, возможно, последнюю передышку, которая наступила после повышения ставки рефинансирования ЦБ? Будут ли эффективные экономические реформы? Ведь так много говориться и о НЭПе и институтах экономического роста и новом технологическом укладе. Чтобы сделать прогноз необходимо очень кратко описать текущее состояние экономики РФ.

Читайте: Россия загнется от информационной лучевой болезни

Ещё с застойных советских времён, т.е. почти полвека в России формируется современное сословно-авторитарное общество. Это естественный процесс цивилизационного развития в условиях слишком высоких возможностей для колонизации и слишком малых ресурсов для её проведения. Согласно Модели развития технологической цивилизации при таком направлении развития в принципе не может развиваться развитая рыночная экономика, т.е. экономика, соответствующая достигнутому научно-технологическому уровню. В результате после проедания резервов былого быстрого советского развития происходит деградация как экономики, так и достигнутого уровня научно-технологического и социального развития.

В условиях медленного научно-технологического и экономического развития, к которому мир переходит по мере завершения цивилизационной фазы Модерна, рыночная экономика сословно-авторитарного общества является ущербной и не эффективной в сравнении с развитой рыночной экономикой. Наиболее наглядно это проявляется в следующем. Российские экономисты много лет обращают внимание на то, что из-за отсутствия собственной финансовой системы стоимость кредитов для предприятий большинства отраслей превышает их рентабельность. При этом делается акцент на необходимости удешевлении кредита. А следует делать акцент на увеличении рентабельности! Ведь ресурсная база то позволяет. А что не позволяет увеличивать рентабельность? Государственное регулирование в условиях формирующегося сословно-авторитарного общества на административном, налоговом, социальном и даже криминальном уровнях. Десятилетиями говорится о стимулировании инновационного процесса, о поддержке малого бизнеса, о борьбе с тотальной коррупцией, с беспределом контролирующих органов, местных властей, силовиков и монополистов, о необходимости создания независимой и прозрачной судебной вертикали. Ничего из этого на практике не делается потому, что противоречит логике формирования в России сословно-авторитарного общества. В этих условиях любое гипотетическое снижение стоимости кредита будет компенсировано усилением налогово-административного и монопольного давления настолько, что заниматься средне и высокотехнологичным бизнесом в конкурентной среде по-прежнему будет невыгодно. И снова стоимость кредитов будет превышать среднюю рентабельность большинства отраслей. Т.о., для проведения эффективной экономической реформы необходим перевод с сословно-авторитарного на рыночный путь развития с формированием вместо сословий, институтов гражданского общества, базирующихся на высокой доле среднего класса. По масштабу требуемая реформа превышает то, что пытались делать Косыгин, Горбачев и Гайдар вместе взятые. Но без неё мотивация к высокопроизводительному труду и внедрению инноваций у большинства россиян, по-прежнему, будет отсутствовать. Готов ли Путин к проведению такой реформы?

Читайте: Внезапно: Россия намерена интегрироваться в единое пространство с ЕС

Попробуйте ответить самостоятельно:

  • Такая реформа означает слом всей системы, которую формировал Путин, начиная с его первого назначения премьером при Ельцине. Станет ли Путин разрушать то, что строил десятилетиями?
  • Как часто в истории кардинальные реформы запускались на 3-4 каденции первого лица?
  • Как часто кардинальные реформы проводили первые лица пред пенсионного возраста?
  • Как часто в истории кардинальные реформы осуществляли первые лица, имевшие социотип "Штирлиц- Администратор"?
  • Поддержат ли высшие сословия формирующегося сословно-авторитарного общества его демонтаж проводимый сверху?

Полагаю, что ответы на эти вопросы являются очевидными. Альтернативой проведению реформ также очевидна – это мобилизация экономики по северокорейскому пути с закручиванием гаек инакомыслящим и сворачиванием остатков социальной направленности бюджета. И потенциальные возможности, по мобилизации экономики существуют немалые. Дело не только в том, что риторика российской пропаганды бодро эволюционирует по пути Чучхе. Возможно, переход на северокорейский мобилизационный путь позволит в последний раз повысить ставку игры.

Но на что рассчитывает Путин со своими советниками? Ведь очевидно, что переход к мобилизационной экономике ведёт к стратегическому поражению. Ответ лежит на поверхности – это кремлёвское руководство тянет время, ожидая обострения кризиса на Западе и во всемирном масштабе. Ведь кризис мировой экономики никуда не делся. Наоборот, он обостряется! Поэтому логика отсидеться в своей берлоге и выйти из неё, когда на Западе грянет гром вполне естественна. Тогда по это логике, не то, что Украину можно будет брать голыми руками, а вся восточная Европа с благодарностью вернётся под покровительство доброго царя Московского и всея Руси. Эта логика вполне соответсвует личным качествам первого лица с социотипом "Штирлиц-Администратор", поскольку уж чего другого, но терпения ему не занимать, а кардинальных реформ он делать в принципе не умеет. Эта логика действий соответствует и интересам формирующихся высших сословий России. Именно поэтому крысы пока массово не бегут с корабля. И, надо сказать, эта логика имеет реальные основания. Пока доверчивым обывателям вещают на уши лапшу о новых технологических укладах, всё больше становится очевидно, что кризис Запада, а затем и общемировой выход кризиса за преимущественно экономические рамки имеет абсолютно те же причины, что кризис распада СССР. Это один цивилизационный кризис, разнесённый во времени для разных пространств и разными фазами цивилизационного развития.

Читайте: Россия ужесточает правила для украинских мигрантов

Но как обычно, черт прячется в деталях.

Во-первых, на тактическом уровне кризис является частично управляемым. Давно уже пишу, что тактически, кризис управляется созданием экспортных кризисов, которые позволяют вывести средства из кризисных регионов и направить их на поддержание сформированных гигантских мыльных пузырей, чтобы они не лопнули. Кризис европейских суверенных долгов, частично арабская весна, иранский кризис, война в Сирии, обострение на корейском полуострове, вывод средств с развивающихся рынков вследствие сокращения политики количественного смягчения представляют собой цепочку управляемых экспортных кризисов. А теперь к этому добавился и российский кризис. Т.е. Россия, оккупировав Крым и начав военную интервенцию в Украине, сама сформировала управляемый экспортный кризис в отношении себя. Без него большой обвал западной экономики многие прогнозировали на осень 2014 года. Стратегический фальстарт России позволил в очередной раз привлечь средства и предотвратить лопание мегапузырей безо всякого усилия со стороны Белого Дома. Средств, перетекающих из РФ и Украины, хватило не только чтобы предотвратить большой обвал, но и придать не слабый импульс американской экономике. В чем можно убедиться, посмотрев американскую статистику за последний квартал. Т.о. Путин, своим фальстартом, на блюдечке с голубой каёмочкой принёс Обаме временную стабильность, которая продолжилась бы как минимум до лета 2015.

Во-вторых, формирование широкой международной антироссийской коалиции уже нечто существенно большее, чем реализация управляемого экспорта кризиса в Россию. Контролируемый распад России позволит запустить механизм рыночного освоения огромных российских ресурсов, прежде всего, возобновляющихся и механизм колонизации бескрайних российских просторов на современном технологическом уровне. Образно говоря, если прогнать медведя, сидящего на огромном стоге сена, то остальным животным, которые питаются этим сеном, его хватит очень на долго. Это не просто позволит на многие годы оттянуть выход мирового кризиса за преимущественно экономические рамки, а ещё и существенно смягчить протекание Смуты, которая за этим последует. Другой альтернативы смягчения Второй Тридцатилетней войны у Земной цивилизации практически не осталось, если не принимать во внимание крайне мало вероятный научно-технологический прорыв по одному из критически важных направлений.

Т.о. тактика пережидания в берлоге мобилизационной экономики с ручным управлением, для России представляется заранее проигрышной, поскольку возможности перехода на мобилизационную экономку у стран антироссийской коалиции существенно выше, чем у России. А этот переход способен ещё больше отсрочить большой обвал экономики Запада, чем серия управляемых экспортных кризисов, эффективность которых, следует отметить, последовательно снижается.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...