УкрРус

Реквием по "Версии номер два"

43.1т

В постингах "Почему версия В.Наливайченко необоснована" и "Три версии теракта 17 июля 2014 г." было приведено более десятка аргументов того, почему версия теракта, предложенная вначале В.Наливайченко, а затем поддержанная в том или ином ее варианте, в частности, А.Венедиктовым, С.Рабиновичем, А.Пионтковским, А.Кохом, М.Солониным (т.н. "Версия теракта номер два"), не подтверждается фактами. Практически каждый из упомянутых аргументов в отдельности достаточен для демонстрации необоснованности этой версии. Тем более этого достаточно для всех этих аргументов, вместе взятых. Тем не менее некоторым читателям эта версия все же показалась убедительной. Посмотрим на некоторые из этих аргументов и контраргументов еще раз по вариантам, предложенным Валентином Наливайченко и Марком Солониным.

Вариант В.Наливайченко

В.Наливайченко впервые обнародовал гипотезу СБУ/свою на пресс-конференции 7 августа 2014 г., а затем в более развернутом виде изложил ее 13 октября 2015 г. в Украинской правде. Центральная идея этой версии хорошо известна: террористы якобы планировали разместить БУК в районе села Первомайское Ясиноватского района, что находится примерно в 20 км к северо-западу от Донецка, откуда собирались уничтожить самолет аэрофлотовского рейса SU2074 Москва-Ларнака, обломки которого должны были рухнуть на территорию, контролируемую украинскими войсками, что дало бы В.Путину casus belli для полномасштабного наступления российских войск в Украине 18 июля.

Однако получилось так, что террористы (или все же СБУ?) ошиблись, как минимум, четырежды:

- вместо "северо-западного села Первомайского" они отправились в "юго-восточный пгт Первомайский" Снежнянского горсовета, что находится примерно в 80 км к юго-востоку от Донецка (то есть примерно в 100 км от места назначения по версии СБУ);

- вместо рейса SU2074 российского "Аэрофлота" они сбили рейс МН17 "Малайзийских авиалиний";

- обломки рухнувшего лайнера и тела жертв катастрофы упали на территорию, контролируемую не войсками АТО, а пророссийскими сепаратистами;

- увидев, что его план получить казус белли провалился, В.Путин не стал вводить российские войска в Украину ни 18 июля, ни в последующие четыре недели. Полномасштабное вторжение регулярных российских войск в Украину он осуществил позже – через месяц с лишним, 24 августа, правда, уже без поисков какого-либо формального повода для этого и без ссылок на какой бы то ни было казус белли.

Насколько реалистичным выглядит одновременное совершение террористами всех этих ошибок, а также отказ Кремля от якобы запланированного и уже подготовленного им вторжения, оставляю судить читателям.

Имеет смысл упомянуть также еще две ошибки, на этот раз сделанные уже точно СБУ и Наливайченко. На пресс-конференции 7 августа 2014 г. и в пресс-релизе СБУ оказались обнародованными ошибочные характеристики географического положения обоих Первомайских:

О 16 годині 20 хвилин з району селища "Первомайське" на північний схід від Донецька, поблизу міста Торез терористами був збитий малайзійський літак, який впав в районі селища Грабове Донецької області.

В.Наливайченко нагадав, що з перехоплених та оприлюднених раніше даних щодо розміщення ЗРК "Бук", терористам був даний наказ розгорнути установку в районі населеного пункту"Первомайское". Населений пункт з такою назвою знаходиться і у північно-східному напрямку на відстані близько 20 км від Донецька.

(В 16 часов 20 минут из района поселка "Первомайское" на северо-восток от Донецка, вблизи города Торез террористами был сбит малайзийский самолет, который упал в районе поселка Грабово Донецкой области.

Наливайченко напомнил, что из перехваченных и обнародованных ранее данных по размещению ЗРК "Бук", террористам был дан приказ развернуть установку в районе населенного пункта "Первомайское". Населенный пункт с таким названием находится и в северо-восточном направлении на расстоянии около 20 км от Донецка.)

Неизвестно, какие ошибки допускали при ориентировании на Донбассе прибывшие из России террористы, но вот то, что Служба безопасности Украины и ее руководитель даже через три недели после катастрофы не смогли разобраться, в каких направлениях от Донецка находятся оба Первомайских, это точно.

Тем не менее на карте В.Наливайченко из его блога в Украинской правде оба Первомайских выделены корректно (красными стрелками) – и "северо-западное" и "юго-восточное".

На карте из презентации СБУ схематично показано кратчайшее расстояние от северо-западного Первомайского до маршрута полета аэрофлотовского рейса SU2074 и указана его величина – 45 км:

http://www.sbu.gov.ua/sbu/control/uk/pub lish/article?art_id=129834&cat_id=39574

Тем не менее сотрудники Информнапалма решили проверить данные СБУ и тут же обнаружили в них не совсем невинную ошибку: "...дальше начинаются нестыковки: по данным СБУ расстояние от Первомайского до самолета составляло примерно 45 километров; по нашим измерениям в Google Maps — примерно 54 километра (45 километров от Первомайского примерно соответствуют положению самолета где-то между Богатырем и Андреевкой, в то время как он летел чуть западнее)".

Разница в расчетах на 9 км имеет критический характер, так как максимальная горизонтальная дальность поражения ракеты из БУК-М1 составляет 35 км, а из модернизированного БУК-М1-2 (выпускается с 1998 г.) – 45 км. Иными словами, тактико-технические характеристики доставленного из России оружия в принципе не позволили бы БУКу, находившемуся в северо-западном Первомайском "достать" аэрофлотовский рейс.

С этими соображениями согласен и М.Солонин: Главной была техническая проблема – от "линии фронта" до трассы полета рейса SU2074 набиралось порядка 45-50 км. Это много. Даже для новейшей модификации "Бука" с ракетой 9М317 это на самом краешке зоны поражения, а уж тот "Бук", что был реально привезен в Донецк (со "старой" ракетой 9М38), до цели явно не доставал.

Тем не менее версия СБУ/Наливайченко понравилась многим, в т.ч. и Питеру Мартину, автору популярного блога Ukraine@war, нарисовавшему карту с радиусом стрельбы из БУКа в 45 км, которая, пусть на коротком промежутке (не более 1 минуты полета), но все же, казалось, позволяла БУКу своими ракетами перекрыть маршрут аэрофлотовского рейса.

Однако для того, чтобы получить желаемый результат, П.Мартину пришлось "подкорректировать" официальную версию и "передвинуть" место боевой позиции БУКа, названной СБУ/Наливайченко, из села Первомайское примерно на 10-15 км на юго-запад, на карте – это красная точка к западу от Донецка (прерывистая светло-голубая линия фронта в этом районе показана неточно):

Таким образом, для того, чтобы версия СБУ/Наливайченко хоть как-то сработала, предполагаемое место дислокации БУКа должно было находиться не около села Первомайское, а около города Красногоровка примерно на 10-15 км юго-западнее.

Однако с таким целевым размещением БУКа в Красногоровке возникают, как минимум, еще две новые проблемы.

Во-первых, в Красногоровку из Первомайского нельзя попасть по шоссе напрямую – между этими двумя населенными пунктами раскинулись обширные поля и надо ехать в объезд. Чтобы довезти БУК в Красногоровку на трейлере, из Донецка надо ехать не на северо-запад, в Первомайское, а на запад – юго-запад, через Александровку, Старомихайловку, Марьинку.

Поэтому для того, чтобы доставить БУК в единственное место на территории сепаратистского анклава, из которого ракета теоретически могла достичь аэрофлотовский рейс, полковник ГРУ ГШ ВС РФ С.Петровский ("Хмурый") должен был бы отправить БУК не в Первомайское, а в Красногоровку, в крайнем случае (до получения его дополнительных указаний) – в Марьинку, Александровку, Старомихайловку. Кроме этих населенных пунктов, никаких других поселений между Донецком и Красногоровкой нет. Однако ни одно из этих названий в связи с движением БУКа не звучало. Да, и времени для доставки БУКа в этот район потребовалось бы не больше часа (вместо четырех часов – до "юго-восточного" Первомайского).

Вторая проблема выглядит более серьезной.

К западу от Красногоровки лежит село Курахово, которое было занято украинскими войсками еще 8 июля 2014 г. Оттуда Красногоровка, находившаяся в середине июля под контролем сепаратистов, регулярно подвергалась обстрелам. С 6 июля передовые части украинских войск достигли Карловки к северо-западу от Первомайского, за которую затем развернулись ожесточенные бои, продолжавшиеся без перерыва до 21 июля. 10 июля группа украинских войск на время заняла Пески, перерезав шоссе, соединяющее Донецк с Первомайским. И хотя в этот раз атаку украинских войск сепаратистам удалось отбить, бои за Пески шли постоянно, пока этот населенный пункт наконец не был занят силами АТО 21 июля. Начиная с 10 июля развернулось трехнедельное сражение за Красногоровку, приведшее в конце концов к освобождению этого города украинскими войсками 1 августа. 17 июля 2014 г. кровопролитные бои шли по почти всему кольцу, окружающему Первомайское, – в Тоненьком, Карловке, Красногоровке, Песках, Донецком аэропорту. Безопасной дороги, по которой можно было бы доставить БУК на боевую позицию в районе Первомайского или Красногоровки, а затем увезти назад, 17-го числа не было.

По карте, приводимой ниже, линия фронта 17 июля проходит восточнее Первомайского и Красногоровки. На самом деле она, скорее всего, проходила не восточнее, а напрямую через эти населенные пункты.

Еще 10 июля сепаратистами началась подготовка к частичной эвакуации Донецка. 16 июля в виду сложившегося угрожающего положения в Донецке были введены военное положение и комендантский час. По состоянию на 17 июля Донецк уже был окружен украинскими войсками с трех строн – севера, запада и юга. С этой точки зрения особенно полезной выглядит нижеследующая карта, подготовленная самими сепаратистами, и потому отражающая их собственное представление о том, какие территории они на тот момент контролировали, а какие – нет. По этой карте видно, что в течение указанного периода в Первомайском и Красногоровке шли бои, а к его концу оба населенных пункта были оставлены сепаратистами.

В таких условиях – в условиях непрекращавшихся боевых действий – направлять единственный БУК, доставленный из России, которого так ждал и которому так обрадовался С.Петровский, на запад от Донецка (в Первомайское или в Красногоровку) означало бы фактически либо гарантированное его уничтожение, либо гарантированную его передачу частям АТО. Маловероятно, что такой вариант входил в планы Кремля, командования в России, командования в Лугандонии.

Таким образом, для того, чтобы версия СБУ/Наливайченко могла бы выглядеть теоретически возможной, необходимо представить, что российское военное руководство приказало направить БУК практически по бездорожью на передовую линию фронта в Красногоровку, за которую к тому времени уже, как минимум, неделю шли ожесточенные бои. При этом риск уничтожения или захвата БУКа украинскими войсками был бы исключительно высок, а вероятность успешного выполнения приказа по уничтожению аэрофлотовского рейса была бы ничтожной.

Однако вместо выполнения прямого приказа своего командования гвардии полковник ГРУ ГШ РФ, руководивший операцией на месте (Петровский), вместе со своими подчиненными совершил четыре принципиальные ошибки подряд, из-за чего привезенный из России БУК был направлен не в Красногоровку на запад (или же в Первомайское на северо-запад), а в Первомайский на юго-восток; где его экипаж совершил запуск ракеты по совсем другой, чем было приказано, цели; обломки которой упали совсем в другое место по сравнению с тем, как это было приказано; что в итоге сорвало исполнение стратегического замысла российского командования.

Такое развитие событий, скажем прямо, выглядит маловероятным.

Вариант М.Солонина

30 сентября 2016 г. М.Солонин поддержал в целом версию В.Наливайченко, но добавил от себя две существенные поправки: В принципе, и гипотеза-то "моя" вовсе не нова. Это хорошо известная публике "версия Наливайченко" (тогдашний руководитель СБУ), но модифицированная в двух частных деталях: не 17-го, а 16-го, и не из Первомайска (западнее Донецка), а из другой, но адекватной поставленной задаче точки.

Вскоре после публикации этой статьи читатели обратили внимание Марка на его ошибку с датой, и он оперативно внес исправление, отменив свою первую "частную деталь": К сожалению. здесь я допустил грубую ошибку, в чем вынужден извиниться перед читателем. Всё происходило в ОДИН день, 17 июля. "Бук" в Донецке провел не 11, а примерно 2 часа.

Что же касается второй "частной детали" – "другой, но адекватно поставленной задаче точки", то Марк ее не назвал. Это неудивительно, поскольку единственной позицией на территории сепаратистского Донбасса, с какой теоретически можно было бы попасть в рейс SU2074, являлась Красногоровка. Какую по всем выше названным причинам трудно назвать адекватной поставленной задаче.

Тогда для того, чтобы гипотеза об аэрофлотовском рейсе все же сработала, Марк выдвинул предположение о необходимости проведения БУКом диверсионного рейда в тыл украинских войск в сопровождении танков батальона "Восток": Я предполагаю, что ключ к решению этой проблемы мы обнаруживаем в хорошо слышимой в радиоперехвате фразе: "Она вместе с танками Востока пойдет". Восток – это батальон "Восток", одна из наиболее боеспособных частей сепаратистов... "Бук" на гусеницах, ему дороги не нужны, танки тем паче не для движения по дорогам созданы. Под прикрытием ударной боевой группы с танками пусковая установка могла проползти 20-30 км вглубь украинской территории, занять заранее подобранную огневую позицию и произвести запуск одной-двух ракет. На всё про всё нужно полтора-два часа. Да, непросто, но при желании возможно.

Полагаю, что содержательно обсуждать эту гипотезу из-за ее нереалистичности вряд ли имеет смысл. Отмечу лишь, что в середине июля 2014 года сепаратистам было совсем не до рейдов по тылам АТО. Само выживание Лугандонии висело на волоске, поскольку украинские войска вели наступление почти по всем фронтам, последовательно продвигаясь вдоль государственной границы, совершая, в частности, глубокий охват сепаратистского анклава и отрезая его от путей снабжения из России людьми, вооружением, боеприпасами. Для того, чтобы восстановить кратчайшую связь по дороге Мариновка-Куйбышево с базами снабжения в России, лидеры сепаратистов не только бросили в бой на этом направлении все свои свободные силы и резервы, но и стали снимать войска с иных направлений, оголяя другие фронты и сдавая один за другим удерживавшиеся ранее города и населенные пункты, в том числе и упомянутые выше Красногоровку, Карловку, Нетайлово, Первомайское, Пески, Авдеевку, Марьинку. Это, кстати, дополнительный аргумент против "версии номер два" – довольно нелепо было бы направлять БУК в район, предназначенный для сдачи и уже сдаваемый противнику.

В этот переломный момент прояснилась судьба танков батальона "Восток", привлекших столь пристальное внимание М.Солонина и некоторых читателей. С.Петровский, "замминистра обороны" Лугандонии, в своем интервью пояснил, откуда они взялись и куда пошли:...Была единственная ситуация, когда я шел на Степановку, перед крушением Боинга, мне позвонил Ходаковский... и сказал: "Если вам нужно, можете взять у меня 3–4 танка". И я взял, потому что мне это было нужно.

Степановка – это ключевой населенный пункт на стратегическом пути снабжения Лугандонии из России, лежащий между Мариновкой (у границы с Россией), с одной стороны, и "юго-восточным" Первомайским и Снежным, с другой. Степановка была отбита у сил АТО 16 июля и сразу же стала насыщаться боевиками и оружием. Именно туда – в Степановку и Мариновку – 17 июля направился сам Петровский, в том же направлении он приказал двигаться трем танкам "Востока", сопровождавшим БУК, позже он отправил туда полученные им в Донецке "Гвоздики". Фотографии танков и другой военной техники, находившейся в колонне, сопровождавшей БУК, были запечатлены наблюдателями и размещены в сети утром 18 июля:

Таким образом, вместо гипотетического рейда танков "Востока" по тылам АТО сепаратисты на самом деле перебрасывали бронетехнику на стратегическое направление, от которого тогда зависело выживание Лугандонии.

Наконец, М.Солонин подчеркивает, что целью БУКа был российский лайнер: Итак. Задачей было уничтожение рейса "Аэрофлота" с дальнейшей демонстрацией публике реальных ошметков тел мальчиков и девочек (напомню, что печально знаменитый фейк про "распятого мальчика" был вброшен за неделю до трагедии с "Боингом") и доведением "градуса ненависти" до такого накала, который позволил бы начать полномасштабное вторжение российских войск в Украину.

Но если перед террористами действительно была поставлена задача сбить российский пассажирский самолет – Аэрофлота (или же другой российской авиакомпании), то они без больших проблем могли бы это сделать на своей боевой позиции у пгт Первомайский южнее г. Снежного, т.е. на той самой позиции, какую они заняли не позже 13.00 часов 17 июля, и какую они покинули не ранее 18.30 часов того же дня. За это время в пределах досягаемости ракет БУКа пролетело всего около шести десятков пассажирских рейсов, в том числе не менее 26 самолетов российских авиакомпаний:

13:02 VIM 337 Москва – Симферополь

13:06 Добролет 105 Москва – Симферополь

13:15 Сибирь 1122 Анапа – Москва

13:20 Аэрофлот 1823 Симферополь – Москва

13:43 Сибирь 161 Москва – Симферополь

13:51 Уральские авиалинии 2832 Симферополь – Москва

13:56 Red Wings 302 Симферополь – Москва

13:59 UTair 398 Геленджик – Москва

14:21 UTair 460 Анапа – Москва

14:34 JSC Нордавиа-RA 105 Архангельск – Анапа

14:45 Забайкальские авиалинии 703 Харьков – Ереван

15:04 Сибирь 1123 Москва – Анапа

15:22 Трансаэро 218 Симферополь – Москва

15:27 7R 926 Симферополь – Курган

15:30 Red Wings 167 Москва – Анапа

15:31 Аэрофлот 1848 Москва – Симферополь

15:32 Ural 2897 Москва – Симферополь

16:11 Добролет 106 Симферополь – Москва

16:28 VIM 355 Москва – Анапа

16:31 VIM 338 Симферополь – Москва

16:40 Сибирь 166 Симферополь – Москва

17:31 Аэрофлот 1911 Симферополь – Москва

17:36 VIM 326 Симферополь – Москва

17:40 VIM 345 Москва – Симферополь

17:47 Сибирь 1124 Анапа – Москва

18:20 Аэрофлот 1126 Москва – Сочи

https://apps.correctiv.org/mh17/?date=2014-07-17

Поразить аэрофлотовский рейс SU2074 из Красногоровки было исключительно трудно, из северо-западного Первомайского – невозможно.

Для поиска российских пассажирских самолетов российскому БУКу можно было не совершать дерзкие рейды в сопровождении танков батальона Восток на 20-30 км вглубь украинской территории.

Поразить любой из российских пассажирских самолетов, пролетавших в небе над комфортной боевой позицией, уже занятой БУКом на поле около юго-восточного Первомайского южнее Снежного, не представляло никаких проблем.

Однако ни один из этих российских самолетов почему-то не заинтересовал террористов.

Если им действительно был дан приказ на уничтожение российского самолета, то один из этих 26 должен был стать их жертвой.

Но ни один из них не стал.

Террористов не заинтересовал ни ларнакский рейс Аэрофлота, о котором заявил В.Наливайченко, ни миланский рейс Аэрофлота, о котором говорил А.Венедиктов, ни ростовский рейс, о котором написал А.Кох.

Почему?

Потому что у террористов не было приказа сбивать российский самолет.

У них был другой приказ.

На то, чтобы сбить не российский самолет.

Какой?

Командование террористов и экипаж БУКа терпеливо дожидались именно своей жертвы.

После трех с лишним часов ожидания, в течение которого воздушное пространство над Донбассом в районе Снежного и Тореза пересекло не менее четырех десятков "пассажиров", на экране радара, наконец, появилась долгожданная цель – "голландец". И вот только тогда в трубке раздалось: "К вам полетела птичка". На уточняющий вопрос – это разведчик или большая ("транспортник")? – боевик с позывным "Наемник" не стал говорить Безлеру, что это Боинг-777; он просто ушел от ответа: "за тучами не видно".

Если самолет летит на высоте 10,1 км, да еще "за тучами", то с земли не видно не только то, является ли он разведчиком или транспортником. В этом случае с земли его совсем не видно – от слова совсем.

Если же "птичку" за тучами все же увидели, то ее увидели даже не в бинокль, ее увидели на экране радара. А если ее увидели на экране радара, то тогда же немедленно увидели и характеристики полета "птички": высоту, скорость, курс, силуэт планера. И тогда сразу же наблюдателю(ям) стало ясно – это не транспортник, не разведчик, не штурмовик, не истребитель. Это "пассажир".

Причем не просто пассажир. А тот самый пассажир, которого упорно ждали три с лишним часа.

То есть после того, как небо над Донбассом – и, следовательно, экран(ы) радара(ов) – пересекли как минимум четыре десятка пассажирских самолетов, в том числе два с половиной десятка российских, и ни один из них не заинтересовал наблюдателя(ей), в 16.18 "высоко, за тучами" "Наемник" (или тот, кто дал ему эту информацию), наконец, смог разглядеть нужную ему "птичку"...

Конечно же, теракт 17 июля не был никакой ошибкой – ни по месту размещения ракетной засады, ни по выбору ее цели, ни по месту падения обломков и тел жертв. В том, что произошло, увы, не было никакой "спонтанной импровизации".

Была четкая, тщательно подготовленная, практически безошибочно исполненная, в строгом соответствии с приказами командования, военно-специальная операция, нацеленная на уничтожение заранее подобранного самолета – Боинга 777 "Малайзийских авиалиний", выполнявшего рейс МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, его пассажиров и экипажа.

Поэтому на сформулированный два с лишним года тому назад автором этих строк вопрос Зачем был сбит амстердамский "Боинг"?, а также на заданный недавно М.Солониным схожий вопрос ""БУК" на Донбассе. Зачем?" существует лишь один ответ:

"Затем, что целью террористов был именно МН17. Для уничтожения именно этого самолета на Донбасс был направлен БУК-М1 53-й Курской бригады ПВО".

В истории этого теракта осталось еще несколько заслуживающих внимания деталей.

Оставим их обсуждение до следующего раза.

А пока – реквием.

По "Версии теракта номер два".

И по всем жертвам рейса МН17.

Присоединяйтесь к группам "Обозреватель Блоги" на Facebook и VKontakte, следите за обновлениями!

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Наши блоги