УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Лилия Рагуцкая
Лилия Рагуцкая
Журналист

Блог | Иммунитет от люстрации?

Иммунитет от люстрации?

Тысячи украинцев ежедневно рискуют жизнью и здоровьем, защищая территориальную целостность Украины от посягательств пророссийских боевиков и самой РФ, которые развязали войну на Донбассе. А тем временем сотни чиновников, сидящих в уютных креслах в теплых кабинетах, получают статус участников боевых действий. А вместе с ним – и вполне конкретные материальные льготы, которые будут им выплачиваться из карманов рядовых украинцев.

Среди них можно встретить и представителей правоохранительных органов, которые должны были бы препятствовать паразитированию на чужих заслугах. По информации, полученной "Обозревателем" из собственных источников, статус участника боевых действий "выбил" себе давно и прочно обосновавшийся в кресле руководителя рабочего аппарата Укрбюро Интерпола Василий Неволя. Он вместе с несколькими своими заместителями, действительно ездил в зону проведения АТО в ноябре прошлого года. Вот только туда, где действительно свистят пули и взрываются снаряды, господин Неволя ехать побоялся – предпочел остановиться в районе, далеком от линии фронта. Общая длительность "командировки" составила всего 3 дня. Зато по возвращении Неволя обратился за получением статуса участника боевых действий – и получил его. Мы далеки от мысли, что сделано это было ради материальных льгот, которые предусмотрены для людей, имеющих подобный статус. А вот "льготы" нематериальные господину Неволе ой как нужны. Ведь в Укрбюро Интерпола он работал еще при Януковиче – а значит, однозначно подпадал под люстрацию. Теперь же, заслоняясь "боевыми заслугами" и соответствующим статусом, Неволя обезопасил себя от увольнения.

По данным, обнародованным еще 15 января 2015 года директором департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Татьяной Козаченко, на тот момент статус участника боевых действий на востоке Украины получили около 3,5 тысяч человек. Из них 200 новоиспеченных "участников", в том числе и 2 чиновника Минрегионстроя, по данным того же Минюста, не имели на получение такого статуса никакого права. Получилось как всегда: прекрасный замысел (создать определенные социальные гарантии для людей, участвовавших в АТО) был практически безнадежно испорчен корявым исполнением.

Право на статус бойцы АТО на Донбассе получили в июле 2014 года. Тогда вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в статью 6 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты". Этот закон расширил понятие "участник боевых действий" и дал право на такой статус военнослужащим, которые непосредственно воевали в зоне АТО, а также работникам предприятий и организаций, которые "привлекались к участию в антитеррористической операции".

Читайте: Порошенко решил остановить "военный туризм" увольнениями

После этого правительство утвердило порядок предоставления статуса участника боевых действий военнослужащим ВСУ, определило их категории и сроки участия. В частности, доказательством права человека на получение статуса участника боевых действий являются документы о непосредственном привлечении человека к выполнению заданий АТО в районах ее проведения. К примеру, отметки о направлении и прибытии человека в район проведения АТО, выписки из приказов, директив, распоряжений, удостоверений о командировке, журналов боевых действий, боевых донесений, дислокаций, книг нарядов, графиков несения службы, отчетов, сводок или материалов расследований по фактам получения ранений. Основанием для получения статуса участника боевых действий Кабмин признал также документы, которые подвигли руководителей тех или иных предприятий или организаций отправить человека в такую командировку.

Читайте: В Раде возмутились появлением липовых участников АТО

Казалось бы, сделано все, чтобы отфильтровать реальных бойцов АТО от множества желающих "примазаться" к чужим заслугам. А таких во все времена было множество – достаточно вспомнить хотя бы "липовых" ликвидаторов аварии на ЧАЭС, которых до сих пор периодически выявляют во всех регионах Украины. Или не менее "липовых" инвалидов, которые, оформив справку об инвалидности, безбедно существуют за деньги, в которых так нуждаются люди, имеющие реальные проблемы со здоровьем. А чего стоит обнародованная в 2013 году статистика, свидетельствующая, что в период с 2000 по 2012 год 385 сотрудников МВД Украины получили статус участников "операции в Косово" - хотя не были там ни единого дня?

На практике же видим, что минимум 200 человек из 3,5 тысяч получивших к середине января статус участника боевых действий, к проведению АТО не имели ни малейшего отношения. И далеко не факт, что список лже-участников войны на Донбассе исчерпывается только этими установленными фактами. В Министерстве юстиции уже заявили: следить за тем, чтобы статусы участников боевых действий не выдавались на основании поддельных документов – прерогатива МВД.

Читайте: Уволенный замминистра считает, что заслужил статус участника АТО: я выполнил боевую задачу

Но даже если предположить, что история с "операцией в Косово" не повторится, и МВД действительно начнет более тщательно изучать, кто и за что получил статус участника боевых действий – в нынешних условиях это не принесет ожидаемых результатов. Ведь раньше уже случались скандалы вокруг получения отдельными чиновниками статуса участника АТО. И, бывало, они даже заканчивались увольнениями. А вот о расследованиях правомочности получения тем или иным должностным лицом такого статуса и уж тем более о наказании его (если такой статус действительно был получен незаконно) никто, к сожалению, пока не слышал.

А ведь такая пляска на костях – настоящее оскорбление не только для реальных участников АТО, которых гоняют из кабинета в кабинет, от чиновника к чиновнику, прежде чем подтвердить факт из участия в войне на Донбассе. Это оскорбление для всего народа, кому, помимо реальных защитников нашей Родины, придется долгие годы кормить еще и множество прихлебателей.

Читайте: 25 сотрудников Донецкой прокуратуры получили статус участника АТО

Чтобы избежать "размножения" участников АТО, которые на Донбассе не были ни единого дня, достаточно сделать несколько простых шагов. В срочном порядке усовершенствовать уголовное законодательство и установить более жесткую ответственность за безосновательное предоставление статуса участника боевых действий тем, кто к этим самым боевым действиям не имеет никакого отношения. Тогда чиновники из компетентных органов десять раз подумают, прежде чем выдавать такой статус – и десять раз перепроверят, имеет ли тот или иной человек на него право. С другой стороны, необходимо ужесточить ответственность за подделку и использование поддельных документов, подтверждающих право человека на получение статуса участника боевых действий. А там, глядишь, и желающих попаразитировать на чужом героизме, станет меньше. Если, конечно, эти новации уголовного кодекса действительно будут существовать не только на бумаге, но и в реальности.

Читайте: Еще один замминистра отказался от статуса участника АТО: опубликовано заявление

И, что особенно важно, следует сделать все возможное, чтобы статус участника боевых действий использовался как механизм для избежания люстрации. Ведь это – проявление двойного цинизма: они не только приуменьшают заслуги настоящих героев, которые ценой собственной жизни отстаивают независимость нашей страны, но и делают их смерти напрасными.

Впрочем, первый шаг в выявлении лже-воинов среди чиновников уже сделан. Как сообщил на своей странице в Фейсбук нардеп Борислав Береза, Комитет по противодействию коррупции Верховной Рады затребовал список всех высокопоставленных чиновников, заместителей министров, прокуроров, сотрудников милиции и других ведомств, которые получили статус участников АТО – с обязательным пояснением, за что и когда этот статус был присвоен. "Обозреватель" со своей стороны также обратился с информационным запросом по этому поводу к министру внутренних дел Арсену Авакову. И мы обязательно расскажем нашим читателям о том, сколько высоких милицейских чинов умудрились, сидя в Киеве, повоевать за родину на Донбассе.

APD: 3 февраля во время пресс-конференции спикер Генерального штаба ВСУ Владислав Селезнев сообщил, что по состоянию на начало февраля статус участника боевых действий получили 6912 военнослужащих. Еще 1076 заявок находятся на стадии рассмотрения. О том, сколько среди получивших статус выявлено "симулянтов", не было сказано ни слова.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...