УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Елена Рыковцева
Елена Рыковцева
Журналист, обозреватель Радио Свобода

Блог | Извращение - распределять фото погибших по рукам, как лопаты на субботнике

Геннадий Иванов

В Фейсбуке пишут, что акция "Бессмертный полк" стала политизированной, потому что "ее придумали журналисты, а они близки к политике".

Нет. Эту акцию придумали не журналисты. Ее придумал вот этот тюменский пенсионер, Геннадий Иванов. После чего она тихо-мирно-интимно в течение нескольких (!) лет проходила в отдельных городах страны, где каждый, кто этого хотел, нес фотографию своего родственника. Хотел - нес. Не хотел - не нес. А потом уже томские журналисты придумали ей имя. А потом уже, потому что они журналисты, акция стала получать известность под этим именем. А потом уже ее подмяла под себя власть и стала использовать.

Извращение не сама по себе акция. Извращение - ее использование в пропагандистских целях, вот этот акцент, что если акция прошла в сорока странах - это значит, что все эти 40 стран разделяют и поддерживают политику властей РФ, не говоря о том, что эту политику непременно поддерживают сотни тысяч граждан самой России, несущие в руках фотографии своих погибших родственников. Раз несут - значит поддерживают. Чем больше портретов - тем больше поддержка. Это как со звонками президенту. Больше звонков, больше портретов, они любят такое.

Извращение вот это - попытки нагнать массовость там, где ее не может быть по определению. Извращение - всучивать в руки студентам по пять плакатов с фотографиями людей, не имеющих к ним никакого отношения. Это вообще извращение - раздавать, распределять погибших по рукам, как раздают лопаты на субботнике. Извращением становится многое, к чему прикасается власть, которая не может оставить в покое своих граждан с их горем, с их памятью, с их родственниками и с их желанием выйти со своими родственниками один раз в году, в день Победы, на улицу. Ничего плохого, ничего позорного, ничего извращенного в этом желании нет, когда не только ты, когда еще 20 человек рядом с тобой увидят твоего деда. 20. Пусть 200. Но не 2 миллиона, не З миллиона и т.п.

Пасту в тюбик обратно к сожалению, не засунешь. Акции в том тихом интимном виде, в каком увидел ее во сне тюменский пенсионер Геннадий Иванов, при этой власти уже не будет. Поэтому многие люди, вроде меня, которые ее принципиально не отторгают, участвовать в ней никогда конечно не станут. В какую-то народную традицию, вроде мексиканского Дня мертвых, она разумеется тоже не переродится, ну потому что не в традиции это - ходить с портретами умерших родственников, это какая-то очень индивидуальная потребность, хотя сейчас такую потребность вроде бы испытывают сотни тысяч.

Безотносительно к режимам, акция, конечно, уйдет, откуда пришла. В сон пенсионера Иванова, в наши сны о наших погибших на войне родных, как-то оно устаканится, вернется к своему человеческому началу, вся эта память о войне, я в это по крайней мере верю.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...