УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Блог | Как полиция спасла малыша и "забила" на пьяного отца

Как полиция спасла малыша и 'забила' на пьяного отца

Кто ответит, если ситуация повторится?

На днях патрульная полиция Черкасс в Facebook разместила пост о том, как патрульные "помогли 2-летнему мальчику и его нетрезвому отцу".

Случай, конечно, шокирующий: пьяный до невменяемости папаша, маленький ребенок на морозе. А полицейские просто молодцы: заметили детскую коляску, остановились, подошли, увидели маленького плачущего ребенка. Затем нашли спящего в сугробе пьяного отца. Затем дозвонились близкому родственнику и передали ему ребенка.

Все вроде бы замечательно, хэппиэнд, но... Мало кто задумался, что была допущена халатность, которая могла обернуться для ребенка серьезными последствиями.

А теперь по порядку.

Пресс-секретарь патрульной полиции Черкасс Зоя Вовк рассказала "Обозревателю", что патрульные сначала пытались связаться с мамой ребенка (номер обнаружили в телефоне нетрезвого папаши - прим. ред.), однако она на звонки не отвечала. Позднее стало известно, что женщина в тот момент была на тренировке и попросту не слышала звонка. В итоге удалось дозвониться дедушке мальчика - не дяде, как сообщили сначала полицейские.

Дедушка приехал на место, показал документы, помог установить личность малыша и его папы. Оказалось, что ребенку 2 года и 6 месяцев. Патрульные проверили на месте все данные, и… передали мальчика и его нетрезвого родителя дедушке. После чего продолжили патрулирование.

На вопросы по поводу того, чем руководствовались патрульные, какими инструкциями, вызывали ли скорую медицинскую помощь мальчику, а также какие меры административного характера были применены по отношению к отцу ребенка, мы получили неожиданные ответы.

Патрульные, обнаружив на улице плачущего ребенка, сразу перенесли его в теплый служебный автомобиль. Видимых признаков обморожения или переохлаждения у мальчика не наблюдалось, потому они приняли решение... не вызывать скорую помощь. Кроме того, Зоя Вовк рассказала, что патрульные спрашивали у отца, нужна ли медицинская помощь, но он отказался (напомним, мужчина был практически невменяем - прим. ред.). И это тоже послужило причиной не вызывать медиков. Акт о найденном ребенке не составлялся, так как удалось быстро установить родственников мальчика. Составлять протокол о распитии спиртных напитков в общественных местах патрульные также не стали - ограничились устным предупреждением. Пресс-офицер полиции Черкасс утверждает, что патрульные выполнили свою функцию "полицейская забота", а отца не привлекли к административной ответственности из-за малозначительности содеянного, что предусмотрено ст. 22 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Читайте: Партнеры, офшоры, похищенные миллионы. Кто стоит за убийством адвоката в Киеве?

"Патрульные полицейские действовали по своему усмотрению и в соответствии со сложившейся ситуацией - рапортом доложили о происшествии и уведомили соответствующие социальные службы.С мамой ребенка была проведена беседа, она сказала, что никаких претензий к полиции не имеет и будет "разбираться" с отцом мальчика. Семья благополучная, обеспеченная и это первый подобный случай в их жизни. Также известно, что отец ребенка имеет третью группу инвалидности", - добавила Зоя Вовк.

"Обозреватель" связался с руководителем службы по делам детей Черкасского городского совета Светланой Шишлюк.

"На протяжении 2016 года в Черкассах было составлено 11-13 актов о найденных детях. Намного больше было найдено потерявшихся детей и возвращено родителям без составления таких актов. С ситуацией, которая произошла 17 января на улице Смелянская, мы знакомы - нам сообщила об этом полиция. Известны все данные родителей, место их проживания. Могу сказать, что раньше эта семья не попадала в поле нашего внимания. Уже завтра наши специалисты выедут к ним и проверят условия воспитания ребенка" - рассказала 18 января Светлана Шишлюк.

По состоянию на сегодняшний день работники службы по делам детей города Черкассы не смогли увидеться с семьей, которая уехала в Коростень Житомирской области – якобы для лечения. Уже там их должна "проведать" местная соцслужба. Но это отдельный разговор.

Мы спросили у Светланы, какие должны быть действия полиции в случае, если найден маленький ребенок - к тому же в среде, опасной для его здоровья и жизни.

"Есть законодательно установленная процедура действий. На месте работники полиции должны вызвать скорую медицинскую помощь, врачи - осматреть. Составляется Акт о брошенном ребенке. Ребенок, в соответствии с возрастом, если ему менее 3-х лет, направляется в детскую больницу с этим актом, если больше трех лет – в реабилитационный центр, бывший приют. То есть, ребенок не остается в опасной ситуации" - ответила Светлана Шишлюк.

О ЧЕМ "ЗАБЫЛИ" ПОЛИЦЕЙСКИЕ

Существует межведомственный приказ - Министерства охраны здоровья и Министерства внутренних дел - от 17.12.2013 № 1095/1239 "Про затвердження форм документів про дитину, покинуту в пологовому будинку, іншому закладі охорони здоров'я або яку відмовилися забрати батьки чи інші родичі, про підкинуту чи знайдену дитину та Інструкцій про порядок їх заповнення". И есть Закон Украины от 24.01.1995 № 20/95-ВР (действующий) "Про органи і служби у справах дітей та спеціальні установи для дітей".

Судя по всему, черкасские патрульные не знают об их существовании.

Обнаружив брошенного маленького ребенка полицейские обязаны вызвать в первую очередь скорую медицинскую помощь. Было темное время суток, в Черкассах, по данным Sinoptik.ua, в то время было около -12-13° (чувствовалось как -17° -19°), патрульные не знали, сколько времени малыш провел на улице в такой мороз. Подобные обстоятельства называются "беспомощный малолетний ребенок в условиях, опасных для здоровья и жизни" - и врачебный осмотр такого маленького ребенка обязателен!

Патрульные полицейские не имеют медицинского образования и не могли точно определить есть ли у ребенка переохлаждение, которое может привести к серьезным последствиям - быстрое развитие пневмонии и т.д..

И я уже не говорю о том, что подобными делами занимаются работники ювенальной превенции (структурное подразделение полиции). В данном случае правильно было бы вызвать и их.

Сотрудник ювенальной превенции должен был зафиксировать факт оставления ребенка в опасности, после чего провести проверку (ст. 135 Уголовного Кодекса Украины – "Залишення в небезпеці"). В дальнейшем информация о происшествии была бы передана социальным службам, которые также должны провести проверку условий воспитания и проживания ребенка в этой семье. Если в ходе проверки станет известно, что родители мальчика систематически не выполняют свой родительский долг, то это может указывать на наличие в их действиях состава преступления, предусмотренного статьей 166 Уголовного Кодекса Украины - "Злісне невиконання обов'язків по догляду за дитиною або за особою, щодо якої встановлена опіка чи піклування.

Читайте: Прайс на "рай": что творится в украинских СИЗО

Это не "преследование" пьяного отца, это предупреждение возможных тяжких последствий для ребенка в будущем. Сегодня обошлось, а завтра?

И если бы, гипотетически, мама малыша обратилась в прокуратуру с заявлением о незаконных действиях патрульных – она была бы права, ведь закон на ее стороне. Ребенка оставили без медицинской помощи. Формально в действиях патрульных усматривается состав преступления, прописанный в статье 367 Уголовного Кодекса Украины – "Службова недбалість". Кроме того, не был зафиксирован факт того, что папаша находился в состоянии алкогольного опьянения. Освидетельствование не проводилось, протокол не составлялся.

Никто не знает - первый такой случай в семье или нет, будет ли повторяться подобное или нет. Возможно, что ранее уже был "прецедент" и патрульные (или полицейские других подразделений) так же посчитали подобное малозначительным и так же не составили протокол.

Стаття 5 Закона Украины от 24.01.1995 № 20/95-ВР (действующий) "Про органи і служби у справах дітей та спеціальні установи для дітей" говорит, что "уповноважені підрозділи органів Національної поліції зобов’язані: складати протоколи про адміністративні правопорушення дітей, а також їх батьків (усиновителів) або опікунів (піклувальників), які не виконують обов'язків щодо виховання і навчання дітей, інформувати відповідні служби у справах дітей".

Читайте: Как воруют "правоохранители"

Подобный случай проявления непрофессионализма в работе с малолетними детьми со стороны полицейских - далеко не единственный. И если руководство полиции не предпримет мер, последствия будут неминуемы.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...