УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Блог | Реформа или убийство: почему полиция больше не может раскрывать преступления

Реформа или убийство: почему полиция больше не может раскрывать преступления

Бездумные решения, принятые в рамках реформирования системы МВД, привели к тому, что и без того глубоко деградировавшая правоохранительная структура превращается в декоративный орган, ни качественно ни количественно не способный раскрывать и предотвращать преступления.

Рассмотрим результат реформы "по-аваковски" на примере районных управлений полиции в городе Киеве.

Глобальная реформа МВД началась 7 ноября 2015 года, когда вступил в силу закон Украины "Про полицию" и подавляющее большинство старых правоохранителей (за исключением уволенных в результате сокращения штатов) приняли на работу в новую полицию. После принятия на новые должности полицейских ждала переаттестация в виде тестов и прохождения аттестационных комиссий. Порядок проведения реформы вроде бы как есть, остается только его придерживаться и выполнять, но…

Но реформаторы не учли или специально упустили множество деталей, которые напрямую влияют на раскрытие преступлений. Это законодательная база, которая является основанием для выполнения полицейскими своих должностных инструкций и которая включает в себя, кроме основных нормативных актов (Конституция, законы, кодексы, приказы), еще и межведомственные приказы и инструкции, дающие основания проводить следственные и оперативные действия, предусмотренные УПК Украины, а также целый перечень условий, необходимых для этого.

Сюда относятся передача материальных средств от милиции в полицию, предоставление допусков к режиму секретности предусмотренным категориям правоохранителей, определение их как субъектов оперативно-разыскной деятельности (дальше ОРД), и многое другое…

Сегодня только часть этих недостатков выявлена и устранена, но в результате непродуманной до конца или так спланированной реформы в период с 7 ноября 2015 года и до 28 декабря 2015 года (подписание президентом ЗУ № 1325 Пропозиції Президента до Закону "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України у зв'язку з прийняттям Закону України "Про Національну поліцію", который определил установленные подразделения полиции субъектами ОРД), полиция, фактически, только регистрировала преступления и проводила очень ограниченное число действий, направленных на их раскрытие.

Раскрывались лишь те, где злоумышленники были задержаны сразу же после совершения преступления. Ни о каком сборе доказательной базы, или выявлении готовящихся преступлений, негласными путями даже речь идти не могла! Не имели права!

Такой 2-месячный перерыв оперативной деятельности и параллельная переаттестация в полиции, со всеми присущими ей вытекающими, очень повлияли на оставшихся после сокращения, полицейских…

"Сначала не имели права работать, сейчас уволили большую часть руководителей, многих рядовых сотрудников, еще часть понижают, а что дальше?". В результате многие не стали дожидаться пока их уволят с "волчьим билетом" и ушли сами.

А количество преступников и совершаемых ими преступлений не уменьшилось, наоборот, в силу сложившейся в стране экономической и политической ситуации оно выросло в разы. И это замечает каждый гражданин.

Если зайти в любое районное управление полиции в Киеве, можно убедиться, насколько критическая обстановка сложилась в МВД.

Взять, к примеру, отделы уголовного розыска, где по штату должны работать 60-80 человек. Некомплект в среднем составляет 10 человек. Но, помимо этого, 5-8 человек находятся на суточных дежурствах, еще 5-8 человек - на выходном после дежурств, около 5 человек на больничном, в среднем 5 человек в отпуске, 10-15 человек день через день задействованы в работе, не связанной с выполнением прямых обязанностей, как правило, это охрана общественного порядка (дальше, ООП), также 2 откомандированных и пусть 3 - другие отсутствующие. По самым оптимистичным подсчетам остается "в строю" максимум половина личного состава, то есть на 40 человек ложится нагрузка 80-ти, и эти 40 постоянно меняются местами… Ни о какой систематичности в роботе при таких условиях не может быть и речи!

Полностью идентична, или даже хуже ситуация с личным составом в следственных органах…. Кроме того, начальники уволены, их заместители понижены в должности, новые назначаются не так быстро, руководить некому, контролировать некому, подсказать неопытному следователю, как и что делать, опять некому…

Обстановка такая - кто-то что-то делает, но кто и что непонятно и спросить не с кого… Что касается переназначений руководящего состава, то такая картина просматривалась в период со второй половины декабря 2015 и до конца февраля 2016 года. Сейчас немного стабилизировалось.

Не стоит забывать и том, что вступивший в силу в 2012 году новый Уголовный процессуальный кодекс Украины предусматривает порядок внесения информации о заявлениях о совершении преступлений или о действиях, которые формально имеют признаки преступлений, в течение суток, в единый реестр досудебных расследований, поскольку исключительно в рамках этих материалов полиция имеет право проводить проверку и принимать решения.

Правом пользования ЕРДР в структуре МВД наделены только следственные органы. Таким образом следователи в течение суток должны изучить поступившие заявления и внести информацию в ЕРДР.

При том, что за сутки в одном районном управлении регистрируется 200-300 обращений, из них примерно 50 имеют признаки преступлений и подлежат регистрации в ЕРДР.

То есть при фактическом наличии 40-50 следователей, каждый должен изучить по одному материалу и внести информацию в единый реестр для дальнейшей проверки.

В месяц в одном райуправлении регистрируется около 1500 уголовных производств, списывается в среднем 100, остальное ложится в остаток, вот и посчитайте нагрузку на одного следователя с учетом уже имеющихся дел. Допустим, что 80% производств это фактовые, так называемые "гробы" и по ним фактически ничего не делается, даже "маломальские" ориентировки не рассылаются, но даже 20% оставшихся производств, это очень много для такого количества сотрудников, если учесть необходимость проводить хоть какое-то минимальное расследование по ним.

Обстановка описана на примере самых больших по численности личного состава районных управлений полиции в Киеве. И мы брали по-минимуму, а на самом деле ситуация еще хуже.

Например, сотрудник отдела следствия Голосеевского управления полиции ГУ НП в городе Киеве, который пожелал не называть свои данные, рассказал, что у них в отделе фактически на работу ходит 10-15 человек от всего личного состава, остальные "на сутках", после "суток", откомандированные, на больничном, отпросились, в отпусках, задействованы в ООП или написали рапорта на увольнение и ничего не делают…

На примере этих подразделений полиции мы четко видим, что количественный состав сотрудников уменьшился, территории обслуживания остались неизменными, количество жителей на территориях или осталось прежним или увеличилось, преступлений совершается больше, соответственно нагрузка на каждого следователя и оперативника увеличилась в разы.

Заработная плата нищенская (в среднем оперативник райотдела получает 4000-4500 гривен), график работы ненормированный, гоняют туда-сюда (из суток на ООП, из ООП на сутки), а результаты работы требуют как от полноценного структурного подразделения. Указанные обстоятельства "выбивают из колеи" даже самых стрессоустойчивых, и в результате многие пишут рапорта на увольнение.

Возникает закономерный вопрос: кто будет предупреждать преступления, которые готовятся, и раскрывать уже совершенные?

"Обозреватель" запросил в управлении кадрового обеспечения ГУ НП в городе Киеве информацию о штатной и фактической численности подразделений уголовного розыска и следствия районных управлений полиции Главного управления Национальной полиции в городе Киеве по состоянию на 31 марта 2016, а также о движении кадров указанных подразделений в период с 01 ноября 2015 года (06.11.2015 – прекращение существования милиции) до марта 2016, с указанием средней месячной заработной платы оперативников и следователей. Ответ полностью подтверждает изложенную картину:

Підрозділи

карного розшуку

Підрозділи

слідства

Штатна чисельність (одиниць)

691

1058

Наявна чисельність (осіб)

656

948

Звільнено за власним бажанням (осіб)

22

19

Звільнено внаслідок реформування

(через скорочення штатів) (осіб)

72

48

Звільнено в порядку переатестування

(через службову невідповідність) (осіб)

24

85

Кількість рапортів на звільнення за власним бажанням, які перебувають на розгляді

5

3

Середньомісячна заробітна плата (грн.)

4794

4659,65

Среднее количество сотрудников (10 районных управлений + управление полиции в метрополитене) в ОУР – 59, следствие – 86. Некомплект в уголовном розыске – 35, в следствии – 110. Уволены в результате реформы из уголовного розыска – 96, из следствия – 133. Уволились/увальняются по личному желанию из розыска – 27, следствия – 22.

На многие вопросы пока ответов нету, но и реформа еще не закончена… Главы МВД и Нацполиции заявляют, что все идет по плану, все будет супер, нужно немного подождать.

Ну что ж, будем ждать… Но теперь – внимание! В статье описаны события в полиции Киева, в регионах реформа только идет… Представьте себе такую ситуацию в маштабах страны!

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...