УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинцы о России: ваше прошлое торопится, а будущее запаздывает

Украинцы о России: ваше прошлое торопится, а будущее запаздывает

В мае этого года, вернувшись из поездки в Украину, я написал в Фейсбуке короткий пост.

Я делился впечатлениями: рассказывал о том, что видел в этой стране, о ее людях, об их настроениях, о том, что называют "психологическим климатом". Этот текст был адресован русским и имел, как мне казалось, просветительскую функцию. Как раз тогда, в конце весны, начиналась полномасштабная война в Донбассе. С высадки российских войск в Крыму прошло три месяца, с захвата Славянска и Краматорска вооруженными группами Игоря Гиркина — полтора месяца, с одесских событий — меньше месяца. Украинцы в это время находились в состоянии перманентного шока от того, что делают с ними и с их страной, и мой текст вызвал неожиданно массовый и очень теплый отклик именно у них, а вовсе не у русской аудитории. Осознание, что по ту сторону границы не все сошли с ума, было тогда важным для украинцев.

Еще казалось, что мы как-то сможем со временем вырулить из этого ада: мы-то, русские и украинцы, нормальные люди, сохраним в своей душе свет и человеческое тепло, сохраним хотя бы какие-то камни, на которых можно будет заново выстраивать отношения между нашими народами в будущем.

Прошло пять месяцев — страшные пять месяцев войны. Пять месяцев ревели "Грады", рушились, как карточные домики, города, пять месяцев обе воюющие стороны расстреливали пленных, пять месяцев восточную границу Украины пересекали караваны с оружием. И под конец — уже открытое военное вторжение. И пять месяцев продолжается пропагандистское безумие. И уже ясно, что всё, надежды умерли, мы теперь Сербия и Хорватия, Армения и Азербайджан, Индия и Пакистан.

И вот еще что важно.

В мае, пока граждане России обсуждали на кухнях с чаем и на лавочках с пивом "киевскую хунту", Коломойского и "оборзевших хохлов", сами украинцы (за редчайшими исключениями в виде профессиональных русофобов) испытывали растерянность и жуткую, до слез, обиду. Украинцам было абсолютно непонятно, почему им мстят всего лишь за то, что они свергли глупого и коррумпированного президента, пытавшегося вдобавок навязать стране путинские репрессивные законы. Сегодня никакой растерянности и обиды уже нет. Есть другое.

Россияне, как только Украина сползла с первых полос желтой прокремлевской прессы, уже утратили к ней интерес и, по данным соцопросов, вообще не видят никакой вины своей страны в происходящих у соседей бедах. "А это украинцы что-то не поделили, черт их там разберет".

А вот украинцы четко усвоили: если бы не Россия, то война в Донбассе не началась бы вовсе, и тысячи людей были бы живы, и не было бы сирот, калек, руин, беженцев. Кстати, любые сложные размышленческие конструкции типа "в Украине все сложно, виноваты обе стороны" разбиваются простым вопросом: "Началась бы война в Донбассе, если бы не Гиркин и его боевые группы, появившиеся там в апреле?"

В Украине закономерно, ожидаемо восторжествовал оборонительный национализм, и это четко видно по тем же соцсетям. Никакого особенного умиления по поводу наших Маршей мира, желто-голубых московских шариков нет: украинцы четко поняли, что на судьбе их страны все эти милые инициативы не скажутся вообще никак.

Многие все еще готовы делать какие-то штучные исключения по поводу "вменяемых россиян" (называется обычно все те же пять-шесть фамилий), но вера в то, что "не будет Путина, и все наладится", исчезла. И дело даже не в высказываниях Навального и Ходорковского насчет Крыма. Все куда глубже: из-за нанесенных войной ран умерло все же что-то светлое, умерло бесповоротно, не воскресить.

Чтобы не оперировать абстракциями, я попросил своих друзей и знакомых из Украины написать несколько абзацев о своем нынешнем отношении к русским и о том, как они видят наше соседство в долгосрочной исторической перспективе. Эти люди еще недавно не были националистами не то что в понимании российской пропаганды, а даже по канонам учебников политологии. Почитайте, я там ничего не правил.

Сергей Немчинский, Киев, активист гражданской организации "Варта та захист":

"Отношение к народу России для меня очень болезненная тема. Ну, хотя бы потому, что вся моя родня живет в Москве. И надо сказать, с момента победы революции я общался из всех родственников только с братом. Да и то, политические темы мы в разговоре старательно обходим. Вся же остальная родня предпочитает и не вспоминать о моем существовании. И дело не в том, что они заражены "Крымнашем", скорее всего, нет, но общение после начала войны стало очень тяжелым — какая-то тень теперь всегда висит между собеседниками. Это я понимаю по общению с друзьями из России.

Честно скажу — я перспектив улучшения взаимоотношений между нашими народами не вижу. Для такого улучшения требуется, чтобы россияне осознали свою вину в действиях собственного государства. Пока и близко такого заметить невозможно, даже среди самых либеральных из них. Да, говорятся какие-то дежурные фразы про вину России, но чуть копнешь дальше, например, про репарации, начинается уже торговля и неприкрытая защита позиции России. Нет, так дела не делаются — до осознания своей личной вины еще очень и очень долго. Думаю, для этого требуется начало серьезных экономических проблем в России".

Руслан Горовий, Киев, писатель, режиссер:

"Я думаю, что черта недоверия между украинцами и россиянами перейдена. Если сейчас в разговоре речь заходит об абстрактном русском человеке, то ассоциативно у меня он воспринимается как враг. Намного легче, когда речь заходит о конкретных личностях. Естественно, журналистка Виктория Ивлева, Аркадий Бабченко, Костя Еременко, ты, например, мне никакие не враги. Но, в общем, на сегодня "русский" у многих моих знакомых однозначно означает "враг".

На мой взгляд, дальше будет только хуже. Например, у моих детей уже нет личных друзей в России, а значит, они оперируют исключительно общим образом русского. Образом врага и оккупанта. У моего сына, который обожал смотреть российскую документалку о войне, уже разрыв шаблона. Он долго не мог понять, почему мы вдруг стали "фашистами", и русские теперь враги. Но постепенно он просто стал воспринимать это как данность. Ведь он же понимает, что все, что говорят об украинцах в ключе "хунта-бандеровцы-каратели" — это, мягко говоря, неправда. Так что мой прогноз — отношения и восприятие друг друга ухудшатся".

Антонина, Киев:

"Когда начался Евромайдан, меня поразила реакция россиян на него. На тот момент мне было совершенно непонятно, откуда у россиян может быть вообще какое-то мнение на происходящее в Украине, и тем более, мнение откровенно негативное. Каким боком вас это касается?

Какое-то время я пыталась разъяснять, что мы не против русских или России в целом, что выбранное нами направление — это стремление к развитию и никак иначе. Потом была Небесная Сотня, а следом Крым. После Крыма, когда мои реальные знакомые-россияне и тогдашние друзья запели песню про "Крымнаш", я поняла, что дальше говорить с ними не о чем. Что можно объяснить людям, которые открыто гордятся воровством?

На данный момент, после вторжения российских войск, после года лжи и лицемерия, после разрушенных городов и тысяч смертей, отношения между нашими народами, на мой взгляд, достигли дна. Больше всего сейчас украинцам хочется построить стену между нашими государствами и больше никогда не возвращаться к "братству народов". Но это вряд ли возможно, и многие из нас это понимают.

Что нужно сделать, чтобы помирить наши народы и какие отношения в будущем устроят украинцев?

Я не говорю сейчас о Крыме, войне и статусе Донбасса, потому что позиция большинства украинцев по этим вопросам однозначна.

Теперь, дорогие россияне, ваша очередь нам объяснять и доказывать. Объяснять, что вы не поддерживаете агрессию и доказывать, что дружественных украинцам среди вас много. Звоните, пишите знакомым в Украину, выходите на Марши мира. Делайте хоть что-нибудь, чтобы мы знали, что вы есть. Со своей властью уж разбирайтесь сами, мы по-прежнему в чужие дела не лезем.

А в будущем, когда мы со всем разберемся, мы хотим, чтобы вы четко понимали, что Украина не часть России, что украинцам (и даже русскоязычным) помогать нужно, только если мы попросим".

Виктория, Луцк:

"Борьба за справедливость приводит к еще большей несправедливости" — некогда братский народ доходчиво объяснил нам эту аксиому. И еще раз подтвердил, что удары ножом в спину имеют, как правило, родное лицо. В своем стремлении, как вам кажется, исправить самую большую ошибку истории прошлого века вы создали самую большую катастрофу века настоящего. Дескать, русская душа везде найдет свое "вдохновение".

России, возможно, никогда не стать демократическим правовым государством. Уж извините, но тысяча лет истории войн и разрушений грубо уничтожают любые иллюзии в этом вопросе. Ваше прошлое слишком торопится, а будущее слишком запаздывает.

Какай-то уцененной стала ваша справедливость; какие-то неправильные супергерои у вас появились; полагаетесь на истину авторитета, вместо того, чтобы прислушаться к авторитету истины; столько говорите, о том, как вас забыли и предали, но молчите, сколько раз сами забывали и предавали... Сегодня российское общество похоже на тот воздушный шарик, который думал, что в него вдохнули жизнь. На самом деле, его просто надули. А местное правительство уж очень сильно походит на старую, некрасивую и незамужнюю женщину — готово на все! Уж простите за гиперболизм, но президент соседней страны питает слабость к таким метким выражениям.

Это как-то очень по-русски: поставить себя в затруднительное положение, а потом из него выбираться, обвиняя, впрочем, во всех неудачах бандеровцев, "загнивающий Запад", "фашистскую" Европу. Не критики ради, а конструктива для: если бы вы несколько месяцев назад пришли к нам гости со своими знаменитыми баранками — мы бы угостили вас своим знаменитым закарпатским узваром. Но если вы приходите с автоматом — то надо быть готовым, что таким гостям будут вовсе не рады, и "тайные заговоры" Америки против "простой русской души" здесь ни при чем. Как мало знаете, но как громко судите. А ведь истина где-то совсем рядом: надо просто переключить Первый канал, отложить газету "Комсомольская правда" и попытаться разобраться в сложившейся ситуации самостоятельно. Познание начнется с удивления. Только так можно наладить разрушенные отношения, начать снова видеть друг в друге друзей и искренне радоваться успехам соседа".

* * * * * P.S. Это достаточно мягкие высказывания людей, имеющих друзей в России, внимательно, буквально под микроскопом разглядывающих российскую политическую жизнь и способных увидеть под этим микроскопом наши пресловутые 15% , чтобы сделать какие-то снисходительные исключения.

И горькая ирония заключается в том, что государство, жестоко карающее блогеров по пресловутой 282-й статье УК РФ за "разжигание национальной розни", само разожгло эту рознь в костре континентальных масштабов.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...