УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Максим Яли
Максим Яли
Эксперт-международник

Блог | Выборов на Донбассе не будет?

Выборов на Донбассе не будет?

Как заявил президент Украины Петр Порошенко в своем интервью ведущим телеканалам 23 октября, проведение местных выборов на территории ОРДЛО возможно при двух условиях - выполнении компонента по безопасности Минских соглашений и голосовании за соответствующий закон в Верховной Раде.

"Когда будут выборы на Донбассе? Две позиции: первая – выполнены условия по безопасности, второе – за это (закон о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей) проголосует парламент", – заявил он.

Иными словами, "после дождичка в четверг". Именно так, с моей точки зрения, следует воспринимать заявления украинского президента. И вот почему.

Позиция первая – условия безопасности. Среди перечисленных условий украинским президентом прозвучали следующие: "Сначала надо создать безопасные условия, выполнить часть договоренностей по блоку безопасности: обеспечить прекращение огня, отвод (вооружений), функционирование и доступ ОБСЕ, в том числе и к границе, обеспечить техническую проверку, освобождение заложников и многое другое, а только после этого ставить вопрос об утверждении законодательства о выборах", - сказал Порошенко.

Режим прекращения огня, как мы все прекрасно знаем, не соблюдается уже более двух лет. Более того, накануне встречи в Берлине (впрочем как и любого саммита), обстрелы на Мариупольском направлении лишь усилились.

Отвод вооружений. Из трех пунктов, о которых договаривалась трехсторонняя группа еще в сентябре, фактически отвод был осуществлен лишь в двух. В Станице Луганской он по-прежнему не реализован.

Кроме того, из новых пунктов отвода вооружений, на которых настаивал по его же словам Петр Порошенко в Берлине, было включено Дебальцево. Вполне обоснованное, следует признать требование, учитывая, что на момент подписания Минск-1 этот населенный пункт контролировался украинскими войсками, а бои за него продолжались и после подписания Минск-2 в феврале 2015 года.

Однако Кремль уже на следующий день после встречи в Берлине ответил (как и предполагалось), что это невозможно. Слишком важен этот населенный пункт с точки зрения поставки вооружений войскам "Л/ДНР".

О том, что ОБСЕ не имеет полного доступа к военным объектам на территории ОРДЛО последние два года и говорить нечего. А в то, что его им предоставят до конца ноября, когда должна быть закончена работа над "дорожной картой", никто из военных экспертов не верит.

Следующее условие - функционирование и доступ к границе вооруженной миссии ОБСЕ. Сперва необходимо получить согласие стран участниц на ее формирование (даже если поверить в то, что все стороны включая Россию дали на это согласие), увеличить количество и набрать наблюдателей (что тоже займет значительное время). Про доступ к границе даже вооруженных легким стрелковым оружием наблюдателей (про их героизм, оперативность, круглосуточную бдительность и смелость уже давно ходят легенды), которые должны будут ехать в места, где бронетехники, танков и артиллерии у сепаратистов больше чем в Бундесвере, даже говорить не хочется.

Насколько сложен и длителен процесс освобождения заложников, тоже все знают. Пока реально в Берлине договорились лишь о допуске к ним представителей Красного Креста, что уже будет позитивным моментом, если осуществится в ближайшее время.

Читайте: Чего ждать после встречи в Берлине

Про "многое другое" нет смысла даже гадать.

Позиция вторая – голосование в Верховной Раде закона о выборах в ОРДЛО. По идее, должно хватить голосов коалиции БПП и Народного Фронта, если всех вернуть с больничных и загранкомандировок. Курортный сезон еще не начнется, что, безусловно, плюс.

Однако с трудом представляю, как президенту удастся консолидировать и заставить проголосовать даже членов собственной фракции, не говоря уже о представителях фракции "Народного Фронта", среди которого находится основная часть так называемой "партии войны", во главе со спикером ВР Парубием, который недавно заявлял о намерении проголосовать за визовый режим с Россией. Что, как я и предполагал, оказалось лишь блефом. А выборы в ОРДЛО - намного более острая тема для электората НФ.

Но на то, что до этого дойдет, президент Украины, я уверен, и не рассчитывает.

Слишком много, и очень маловероятных для практической реализации в нынешних реалиях условий выдвинуто российской стороне. И даже согласовать "дорожную карту", где должны быть указаны точные даты выполнения каждого из этих условий до конца ноября, когда должны будут собраться главы МИД "нормандской четверки" для ее утверждения, абсолютно невозможно. Это вам любой дипломат скажет, который знаком с тонкостями и сложностями ведения подобных переговоров.

Так что если заявления Петра Порошенко действительно соответствуют его реальным, а не лишь желаемым договоренностям с главами Германии и Франции (в чем у меня лично очень много сомнений, исходя из анализа заявлений, сделанных канцлером Меркель и президентом Олландом как до, так и после саммита в Берлине относительно своевременности обсуждения введения вооруженной миссии ОБСЕ до принятия закона о выборах в ОРДЛО, а также последовательности его имплементации и решения вопросов безопасности), то это является ничем иным, как способом затянуть переговорный процесс с целью продления санкций против России уже в 2017 году.

Неслучайно ведь в своем интервью украинский президент подчеркнул, что "если до конца ноября не произойдет встречи глав МИД "нормандской четверки", которые будут готовить утверждения "дорожной карты", санкции стран-членов ЕС в отношении России могут быть продолжены и усилены, и этот вопрос может быть рассмотрен на заседании Совета ЕС в декабре".

И если окажется действительно все так, как оптимистично заявлял Петр Порошенко в своем интервью для всей страны, то безвизовый режим с ЕС 24 ноября станет просто "вишенкой на торте" мега успешного экватора его президентского срока. Осталось подождать всего лишь месяц…

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...