УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Виталий Портников
Виталий Портников
Журналист, публицист

Блог | Армянский успех вместо украинской неудачи

Армянский успех вместо украинской неудачи

В российских СМИ минскому саммиту СНГ не уделяется почти никакого внимания – и не удивительно. Встреча глав государств Содружества задумывалась в качестве показательной порки Украины, но президент этой страны Петр Порошенко в полном соответствии со своим политическим стилем на саммит не приехал, но официально извинился за отсутствие перед своим белорусским коллегой Александром Лукашенко, попросив последнего представить украинскую позицию.

Читайте: Саммит СНГ: осенние вожди

Но в результате украинскую позицию представил даже не Лукашенко, а посол Украины в Беларуси Михаил Ежель – проще говоря, на саммит из Киева не приехал вообще никто, даже какой-нибудь вице-премьер или министр. Люди, представляющие себе уровень самооценки членов президентского клуба – многие из них находятся в нем уже 23 года и собираются выйти из состава участников только после собственных похорон – могут понять, что участники встречи восприняли произошедшее как публичное унижение, что прорвалось, в частности, в раздраженной реакции президента Узбекистана Ислама Каримова.

Так что, реальной дискуссии по украинскому вопросу не получилось – участники саммита, в том числе и азербайджанский президент Ильхам Алиев – постарались вообще не высказываться по непростому вопросу. А Владимиру Путину пришлось отводить душу на молдавском президенте Николае Тимофти, которому он совершенно неожиданно Украину, согласившуюся с отсрочкой экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, поставил в пример.

Читайте: Лукашенко предложил странам СНГ по-мужски поговорить о судьбе Содружества

На этом фоне Путину совершенно необходим был хоть какой-то успех – и он появился на другом саммите, встрече ликвидаторов Евразийского экономического сообщества. Именно здесь стало известно о грядущем присоединении Армении к создающемуся Евразийскому экономическому союзу России, Беларуси и Казахстана (теперь уже и Армении).

Нужно напомнить, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пытался затормозить процесс этого присоединения, напомнив о нерешенной проблеме Нагорного Карабаха.

Армения войдет в новый союз – а Карабах так и останется территорией со спорным статусом. Единственная уступка, на которую пришлось пойти Москве и Еревану – согласие с тем, что Армения войдет в состав Евразийского союза в рамках своих международно признанных таможенных границ.

В общем-то, это совершенно логично – и, кстати, если бы Армения подписала бы соглашение об ассоциации с Евросоюзом, от чего президента Сержа Саргсяна отговорил Владимир Путин – то и в этом случае Еревану пришлось бы поставить таможенный пост на границе с Карабахом – потому что европейское право не предусматривает открытого таможенного пространства со спорными регионами, и все страны ЕС признают территориальную целостность Азербайджана.

Разница только в том, что в случае с Евросоюзом на границе между Арменией и Карабахом возникла бы настоящая таможенная граница, которую инспектировали бы представители ЕС, а в случае с Евразийским союзом граница может быть формальной – никто не мешает заключить Еревану и Степанакерту заключить какое-нибудь соглашение о невзымании пошлин с определенных категорий товаров или просто использовать таможню как еще один источник коррупционного взаимообогащения заинтересованных лиц.

Единственное, на что действительно может повлиять соглашение – так это на личную судьбу президента Саргсяна, которого оппозиция может обвинять в сдаче Карабаха.

Читайте: Порошенко объяснил, как избежать замороженного конфликта на Донбассе

Однако учитывая то, что среди армянских оппозиционных лидеров нет никого, кто набрался бы мужества и выступил бы с обвинениями в адрес Путина, а не Саргсяна - особых проблем у армянского президента и здесь не предвидится.

А начало совместных армяно-российских учений буквально на следующий день после решения о включении Армении в Евразийский союз тоже может восприниматься как подтверждение нерушимости отношений Москвы и Еревана и правильности сделанного Саргсяном выбора.

С другой стороны, и президент Алиев может изображать вступление Армении в Евразийский союз "без Карабаха" как личную победу – хотя не существовало ни единой возможности такого вступления "с Карабахом".

Читайте: Грузия и Турция заманили в ловушку 102-ю военную базу российской авиации

Пока же в карабахском конфликте не изменилось практически ничего – кроме разве что того, что непризнанная Нагорно-Карабахская Республика обзавелась, помимо всего прочего, еще и таможней.

Сделает ли это изменение атрибутики Степанакерт равноправным участником переговоров о будущем Карабаха или ключи от соглашения будут и далее находиться исключительно в Ереване, Баку и мировых столицах – покажет время.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...