УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Игорь Бураковский
Игорь Бураковский
Экономист, директор Института экономических исследований и политических консультаций

Блог | Как Украина загнала себя в долги

Как Украина загнала себя в долги

В настоящее время Украина пытается реструктуризировать чуть меньше $20 млрд. Это не весь наш внешний долг - меньше половины. Речь идет о реструктуризации долговых обязательств перед частными инвесторами – теми, кто на первичном или вторичном рынке покупал наши облигации и таким образом вкладывал деньги непосредственно в украинскую экономику.

Сейчас в Украине существуют две большие проблемы, которые взаимно усиливают одна другую. Первая проблема – это экономический кризис, который оказался гораздо глубже и сложнее, чем предполагали как украинские, так и зарубежные эксперты. И это каждый день создает новые экономические вызовы или усиливает старые, пишет Игорь Бураковский для издания "Новое время".

Второй же аспект заключается в том, что страна сегодня фактически находится в состоянии войны – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы говорим о том, что война идет только в отдельных районах Донбасса, но на самом деле влияние этих военных действий на всю украинскую экономику огромно. Мне кажется, что только после окончания боев мы до конца осознаем, насколько война отодвинула нас в экономическом развитии и сколько нам понадобится ресурсов даже не на развитие, а на банальное преодоление разрушительных последствий.

Читайте: На пороге дефолта: как долго Украина сможет торговаться с кредиторами

В такой ситуации у государства возникают серьезные проблемы: на ведение боевых действий нужны деньги, кроме того, в результате боевых действий страна теряет деньги вследствие разрыва связей между оккупированными территориями и остальной Украиной. Кроме того, трудоспособные люди, которые уходят на войну, выпадают из армии рабочей силы. Многие волонтеры, которые сейчас буквально работают на армию, являются представителями малого и среднего бизнеса. Понятно, что, если такой человек уходит на войну, у его бизнеса начинаются, мягко говоря, не лучшие времена. Ведь малые и средние компании всегда завязаны на руководителя – такова их специфика. И этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Ситуация с долгами выстраивалась на протяжении длительного периода времени и, если не вдаваться в детали, то 2014 год стал кульминационным: в страну зашло около $9 млрд, а вышло, с учетом уплаты различного рода долгов и процентов, примерно $14 млрд.

В результате сложилась ситуация, когда деньги в страну поступают, но отдавать мы все равно должны больше. И это говорит о том, что наши займы, полученные под реконструкцию экономики и тому подобные нужды, в стране практически не задерживаются. Они заходят и тут же уходят в качестве долговых выплат. Понятно, что в такой ситуации страна имеет большие проблемы с обслуживанием долга, причем это наследие не только режима Януковича, но и предыдущих.

Читайте: Почему Украине "далеко" до Греции: сравнение стран в инфографике

С одной стороны, мы активно занимали деньги, с другой – влияние оказал такой неопределенный фактор, как война. Неопределенным я его называю в том смысле, что никто не знает, когда эта война закончится, что будет после нее и когда экономика реально заработает – не только для того, чтобы показывать какие-то 1-2% роста ВВП. Нам нужно масштабное экономическое развитие.

Сегодня Минфин и правительство вполне оправданно предложили нашим партнерам, держателям частного долга, три позиции для обсуждения.

Первая – мы переносим уплату долга и, понятно, Украина заинтересована в переносе выплаты основного тела долга на десять и больше лет, потому что с учетом войны пяти может не хватить. Вторая – мы предложили пересмотреть проценты, снизить платежи и подумать о том, каким образом их реструктуризировать. Третья – мы предложили списать часть долга для того, чтобы потом ее не погашать.

Насколько я знаю, рассматривались разные варианты. Страна была готова даже на то, чтобы после восстановления экономического роста выплачивать больше, чем договорились, если рост ВВП будет составлять 3-5%. Иными словами, чем больше мы растем, тем больше мы возвращаем.

Читайте: Госдолг Украины: сколько мы должны и кто будет рассчитываться. Инфографика

Но дело в том, что операции с долгами являются очень прибыльным бизнесом, особенно для тех, кто покупает эти долги на вторичном рынке. То есть они покупали наши облигации с большим дисконтом и, если мы будем расплачиваться по номиналу, это сулит им колоссальную прибыль. Это, разумеется, большой стимул для кредиторов стоять на своем.

И, насколько я понимаю позицию наших иностранных контрагентов, они говорят: "Прекрасно, вы молодцы, что боретесь, но, если вы при этом еще и заплатите по долгам, то значительно укрепите свой авторитет. Вам никто не даст умереть, международное сообщество рано или поздно придет на выручку. Так что заплатите нам, и все будут довольны".

Тут нет ничего личного – обычный прагматичный и циничный бизнес.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...