УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Сергей Климовский
Сергей Климовский
Кандидат исторических наук, историк, археолог и блогер

Блог | Деколонизация России неизбежна

Деколонизация России неизбежна

Процесс деколонизации Российской Федерации неизбежен, – она такая же федерация, как Римская империя – республика, как та официально именовалась до своего распада. Образец федерации – это США, о чем свидетельствует, в том числе, система избрания там президента. Если РФ действительно была бы федерацией, то выборы президента во всех 83 ее субъектах проходили бы по образцу США. Но Москва вместо того, чтобы заняться реальной федерализацией РФ, ультимативно требует федерализации Украины и Молдовы. Показательно, что россиян все 295 лет их существования внешняя политика всегда интересовала больше, чем внутренняя. По той причине, что заниматься собственными проблемами им власть всегда запрещала, но вот разговоры об "англичанке, которая гадит" и переустройстве Россией мира, власть всегда поощряла. Поэтому все россияне, от обитателей Кремля до жителей деревни из трех домов, мыслят исключительно глобально: как обустроить Европу, как переустроить США, как вправить мозги Украине, поставить на место Эстонию, федерализировать Молдову и т.д., пишет Сергей Климовский для "Вектор ньюз" .

Любая районная администрация РФ – это имперское министерство иностранных дел, в котором есть лишь расхождения по вопросу: с кого начать наводить порядок, – с Кавказа или с Сирии, но точно не с города Дно. Ближнему и дальнему начальству с Дном все ясно: там 300 лет попеременно то божья благодать, то коммунизм, и остается лишь решить одну проблему – как все это добро экспортировать куда-нибудь за пределы РФ. Очень хотелось бы на Аляску, но она продана и надежно охраняется.

Деколонизация РФ – это процесс исторически справедливый и неизбежный, и только он может избавить россиян от их имперского менталитета, и наконец, переключить их сознание с внешней политики на их собственные проблемы. Показательно, если в истории США периодически возникают периоды изоляционизма, и вероятно, с избранием Трампа они войдут в очередной такой период, то 295 лет истории Российской империи – СССР – РФ – это сплошная череда захватнических войн. В ней нет даже намека на изоляционизм, в отличие от Китая и Японии, где он долго был официальной доктриной. Если взять более раннюю историю Московии, переименованной в 1721 г. Петром I в Россию, то это еще 300 лет постоянных московско-литовских войн, которые также можно назвать московско-русскими войнами, и их завершением стали три раздела Польши Екатериной II.

Читайте: В России начался период военной истерии

Деколонизация и федерализация – это те процессы, которые могут избавить РФ от гена имперского москвоцентризма, влияние которого наглядно демонстрирует схема железных дорог, – все они упираются в Москву. Вполне логичная для империи схема дорог, которой в Евразии больше нет нигде. В определенном смысле Москва – это отдельное государство внутри РФ с полиэтничным населением в 14 млн. и периферией из "Большой Москвы", но странно требующее федерализации от трехмиллионной Молдовы для "советского народа" Приднестровья и 140 тыс. гагаузов, которых меньше, чем украинцев в Москве. Притом, что правительство Молдовы финансирует "Радио Гагаузии" и регулярно интересуется, когда оно, наконец, перейдет с русского на гагаузский язык.

Но "Украинский рабочий клуб" в "интернациональной" Москве запретили еще в 1938 г., как и другие этно-национальные объединения, несмотря на их пролетаризм. Только в 1989 г. украинцам в Москве разрешили создать свой клуб и библиотеку, но уже с 2006 г. начались репрессии, и в 2010 г. были лишены регистрации организации "Федеральная национально-культурная автономия украинцев в России", а затем и "Объединение украинцев России". С 2014 г. быть украинцем в РФ стало окончательно опасно для жизни, так как ее СМИ начали делить их на плохих "бандеровцев" и хороших "сепаратистов". В результате в Крыму по переписи осени 2014 г. число "легальных" украинцев сократилось на 40%, а немногочисленные украинские школы были закрыты под заявления Кремля о "равенстве всех народов".

Процесс деколонизации и федерализации РФ – не только исторически закономерен, но и представляет собой единственно возможный способ эволюции жителей этих территорий к реальной демократии, поскольку две другие попытки – создание СССР и РФ однозначно были провальными, так как привели к воссозданию Российской империи. Причина, по которой в России, что бы ни строили – коммунизм или демократию, но в итоге получается все равно империя, вполне очевидна.

Читайте: Чем обернется для Украины приход пророссийских политиков в Европе

Демократию, тем более социализм, если вернуться к исходному смыслу этого термина, как общества "свободы, равенства и братства", нельзя создать имперскими методами и принести на штыках, как делали советские коммунисты. До демократии необходимо дозреть, в чем США убедились во время войны во Вьетнаме, почему и не оказали военной поддержки антиавторитарным восстаниям в ГДР (1953), в Венгрии (1956), Чехословакии (1968) и Польше (1980-1981). Отчасти по этой же причине не получила ее и Украина в 2014 г., несмотря на то, что Будапештский договор 1994 г. прямо обязывал к этому США и Великобританию. Если США после войны во Вьетнаме убедились в не перспективности военного экспорта демократии, то СССР, наоборот, уверовал в безотказность экспорта своей модели авторитаризма в связке с военными переворотами, организованными при его содействии местными "авангардными партиями". Горы Афганистана поколебали эту веру Москвы, но не разрушили ее, и Кремль устроил ей новые испытания на Кавказе, в Украине и в Сирии.

Поскольку Москва продолжает устраивать испытания веры, то процесс деколонизации Евразии будет не столь простым и легким, как деколонизация Африки в 1960 г., когда на ее карте появилось 17 новых государств, и это было только началом. Москва, в отличие от Лондона, Парижа и Брюсселя в 1960-1970-ые, не только не хочет помочь своим колониям и территориям создать собственные государства, но даже не желает признать их права на существование. Москва продолжает вести колониальную войну на Кавказе, а ФСБ ищет иностранных агентов на Ямале, которые якобы настраивают ненцев-оленеводов против местной администрации. С вечной темы войны с немцами Москва плавно переключается на тему войны с ненцами.

Читайте: В России продолжают издеваться над памятью жертв голода

Очевидно, что ООН и международному сообществу в целом придется затратить еще огромные усилия, чтобы добиться от Кремля признания элементарных прав человека и провести деколонизацию в РФ. Федерализация не является обязательным требованием, но осуществить ее в интересах самих россиян, однако, им еще надо до этой мысли "дозреть". Процесс деколонизации РФ объективно сближает Украину и Китай, – у них возникает точка пространственного соприкосновения в Северной Манчжурии или Зеленом Клине, как с XIX в. украинские колонисты называли территорию бассейна рек Зеи и Амура до моря. Сейчас для Москвы это Приамурская область с Приморским и Хабаровским краем.

Для тунгусо-манчжурских народов, которые в XVII в. завоевали Китай и создали в нем империю Цин, – это исконная территория их этногенеза. В 1858-1860 г. Российская империя отторгла ее от империи Цин и заселила славянами-колонистами, среди которых около 65% были украинцами. В иерархии народов Российской империи украинцы имели более привилегированный статус, чем тунгусы или китайцы, но использовать украинский язык, кроме как на бытовом уровне, запрещалось. В СССР его использование считалось если не признаком политической неблагонадежности и "бандеровщиной", то признаком дурного тона и невежества. В результате украинский язык в Зеленом Клине в советское время вышел из употребления даже на бытовом уровне, притом, что в 1905 г. Уссурийск производил впечатление типичного местечка на Полтавщине, а его жители в переписях стали называть себя "русскими", чтобы избежать внимания КГБ. Но фамилии выдают их. Тунгусо-манчжурские этносы в "братской семье народов" тихо вымирали, а китайцы и корейцы были выселены из Зеленого Клина в 1930-ые как политически неблагонадежные элементы.

Деколонизация Северной Манчжурии – процесс неизбежный, в Кремль это осознают, почему оттуда время от времени и звучат обвинения в адрес ее жителей в "сепаратизме". Кремлю очень хочется "заморозить" этот процесс, и при этом из далекой Москвы "руки не доходят" до "прямого управления" экономикой региона. Богатый край все 150 лет остается безнадежно запущенной периферией империи, а разовые финансовые инъекции из Москвы и пиар-акции в духе постройки моста на остров Русский не придают стойких импульсов к развитию ни жизни, ни экономике региона.

150 лет – достаточно большой срок, чтобы понять всю обреченность этого имперского эксперимента, тем более в нынешних условиях, когда из пазлов империи окончательно выпала Украина. Единственный выход из него – это возвращение государственности Приамурью и Уссурийскому краю. Не присоединение к Китаю, в этом случае он опять окажется периферией, а именно возвращение к государственности. Пока сложно сказать, будет ли это объявлением Дальневосточной республики, Маньчжурии или государства с экологическим названием Зеленый Клин. Возможно, это будет вообще Великая Тунгусия, как дань признательности ее автохтонному населению, просто Амурия или Уссурия, но ее народ обязан получить возможность самостоятельно распоряжаться ее ресурсами. Возможно, это будет не сразу демократия, а какой-либо мягкий авторитарный режим, по образцу Лукашенко в Беларуси, как переходная форма. Но это единственно возможная альтернатива еще нескольким десяткам лет застоя, в случае, если сохранится нынешний статус-кво.

Разумеется, есть опасение китайской экспансии, и не только как рецидив советской пропаганды, но и как следствие не всегда дальновидной политики Пекина. Гарантировать безопасность этого нового государства может только международное сообщество через ООН, и в первую очередь страны-соседи: Китай, Япония и Корея. КНДР пока ничего никому не гарантирует, кроме головной боли, но это не навсегда, и высадка ее десанта во Владивостоке – из серии ненаучной фантастики. Япония и Корея под "зонтиком" США, и судя по маневрам в Южно-Китайском море, этот "зонтик" не просто реклама. Тем самым Дальневосточная республика оказывается на стыке интересов нескольких равновеликих соседей, уравновешивающих друг друга, и эта ситуация близка к ситуации Швейцарии после наполеоновских войны, когда все четыре соседа отказались от идеи ее захватить или поделить. Если бы таких соседей было двое – то возможны были бы варианты, но к счастью, их оказалось четверо.

Не стоит излишне демонизировать и сам Китай, хотя он иногда дает для этого поводы. Но для Китая, в конечном итоге, лучше иметь на севере хорошего соседа и интересного партнера, чем целый комплекс новых проблем. Китай, подобно Японии и Кореей, тоже заинтересован в разработке богатых ресурсов края, но заниматься этим лучше, когда не падают бомбы. Иначе как в Украине, где добыча сланцевого газа в Донецкой и Луганской области стала невозможной ни для кого из-за вторжения боевиков "Газпрома". Этот и другие факторы позволяют считать: Китай может стать надежным гарантом безопасности Дальневосточной республики, но ему это следует убедительно продемонстрировать, в чем может помочь Украина, исторически связанная с Манчжурией – Зеленым Клином.

Первым таким шагом может стать открытие в Харбине четвертого консульского отдела МИД Украины в Китае, с полномочиями работы не только в этом регионе Китая, но также в Северной Манчжурии – Зеленом Клине и Забайкалье. Жители этих регионов бывают в Харбине, и консульство сможет предложить им получить "карту украинца" не только с обычным набором консульских услуг. Открытие консульства в Харбине будет наглядным свидетельством миролюбивого и уважительного отношения Китая к жителям Приамурья, а также способствовать укреплению взаимодоверия. Украина в этом случае выступит не только посредником в установлении взаимодоверия по обе стороны Амура, но и гарантом в перспективе безопасности Дальневосточной республики. Возможно, сейчас Украина в качестве одного из таких гарантов воспринимается с некоторой иронией, но стоит учесть динамичное расширение украинско-китайских деловых связей, которые создаются всегда сложно и разрывать их всегда больно. Китайцы, как древний и мудрый народ, хорошо это знают, а украинцы сейчас болезненно переживают их разрыв с россиянами.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...