УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Слава Рабинович
Слава Рабинович
Российский финансист и блогер

Блог | Почему я не верю в рейтинги Путина

Почему я не верю в рейтинги Путина

Послушал тут я недавно передачу на "Эхе", в рубрике "2015", ведущий Виталий Дымарский, с двумя гостями: Алексей Левинсон из "Левада-Центра" и Дмитрий Орешкин. Вот аудио.

Передача любопытная. При всем уважении к ведущему и гостям, выражу кое-какие свои соображения, предварительно рассказав одну историю.

Наверное, у каждого человека (если не дебил) есть любимый учитель – воспоминания со школы, из института... У меня таких несколько. Из школы – моя первая учительница по русскому языку и литературе (жаль, что она вышла на пенсию, когда я был в шестом классе; следующая была полной ее противоположностью и могла привить только лишь отвращение к предмету и к голимым советским пропагандонам-антисемитам, как она; примерно тогда же я со школьной программы перешел исключительно на чтение Самиздата). В той же школе – любимая учительница по английскому языку...

В Ленинградском электротехническом институте связи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича любимым преподавателем был самый молодой на тот момент профессор в Ленинграде: профессор математики Борис Пламеневский). Когда я поступил в институт в 1983 году сразу после школы, Борису Алексеевичу было всего 44 года, а докторскую диссертацию (доктор физико-математических наук) он защитил еще в 1976 году, когда ему было всего 37 лет! Весь наш курс обожал его лекции, и сейчас многие его студенты работают по всему миру, включая самые знаменитые высокотехнологичные компании в Кремниевой Долине в Калифорнии, в Израиле, Германии...

Когда в 1994 году я поступил в школу бизнеса Stern Нью-Йоркского университета, я столкнулся с американской формулой университета высшей лиги: целая плеяда профессоров-легенд, Преподавателей с большой буквы "П". Это и профессор финансов Aswath Damodaran (учился у него на двух отдельных курсах "Corporate Finance" и "Equity Valuation"; и профессор по investment banking Roy Smith (партнер из Goldman Sachs; учился у него на "Investment Banking"; и профессор финансов William Silber (учился у него на "Foundations of Finance";

Я их всех обожал. Вообще, опыт учебы в школе бизнеса NYU – это незабываемо.

Одним из самых моих любимых профессоров в NYU был профессор статистики Jeffrey Simonoff:

Какие примеры из реальной жизни мы только не изучали на этом курсе! Например, профессор Симонофф доказал нам, пользуясь статистическими методами анализа, что космический шаттл "Челленджер", взорвавшийся 28 января 1986 года, не имел никаких шансов изначально, и что запуск был бы отменен, если бы инженеры и специалисты по статистике NASA правильно бы сделали свою работу! Но они допустили грубейшую но неочевидную ошибку в анализе именно статистических данных... что привело к гибели и космического корабля, и всех семерых членов экипажа, на 73-й секунде полета. Эту трагедию можно было бы избежать, при помощи правильного статистического анализа. Мы изучили эту ошибку и ее причины вдоль и поперек... и понять это было не очень просто! Вот так вот, при помощи статистики можно было бы спасти семерых астронавтов и космический корабль: практическое применение науки статистики.

Так вот, возвращаясь к той передаче на "Эхе".

Еще раз, выражу свое уважение ведущему и гостям. Робкие попытки сказать то, что я сейчас скажу, были сделаны, во время передачи, Дмитрием Орешкиным. Ему профессор Джеффри Симонофф поставил бы твердую четверку – за попытки (поэтому не тройку), но не очень четкие (поэтому не пятерку). Сотрудник Левада-Центра Алексей Левинсон получил бы тройку, возможно – тройку с минусом. Ведь он вообще не сказал даже близко ничего из того, что сейчас скажу я, хотя это – его работа: правильно интерпретировать словами свои цифры своего исследования.

А я скажу вам то, что сказал бы мой профессор по статистике профессор Джеффри Симонофф из Stern School of Business at NYU: Левада-Центр пользуется "испорченной" статистической выборкой из "испорченной" полной статистической популяции. Другими словами, всю статистическую популяцию испортили таким образом, что из нее невозможно выбрать неиспорченную статистическую выборку. Испортили ее пропагандой.

Это как взять, например, озеро Комсомольское, что на севере Ленинградской области, где находится кооператив "Озеро", и вылить в это озеро миллион тонн нефти, а потом взять пробы воды в разных местах озера. Вполне возможно, что концентрация нефти в разных местах озера может быть и разной, но все пробы выявят наличие нефти. Это будет говорить лишь о том, что в воде этого озера есть нефть, но ничего не скажет о том, есть ли нефть в других озерах Карельского перешейка. Точно также все статистические выборки Левада-Центра в их опросах выявляют наличие пропаганды в умах любой выборки, потому что пропаганда разлита во всей популяции с огромной концентрацией.

По сути, это объясняет и "рейтинги" Чаушеску в 99% за неделю до ареста, и подобные цифры с Милошевичем, Хуссейном, Каддафи и т.д.

Теперь представим себе, что Останкинскую иглу перепрограммировали, дали полную редакционную свободу всем СМИ, которые вдруг стали негосударственными, а министром какого-то там телерадиовещания стал бы Борис Немцов, воскресший и здоровый. Генеральным директором ВГТРК сделаем Алексея Навального, главным редактором НТВ сделаем Владимира Милова, главным редактором Россия-24 станет Владимир Рыжков, похожую роль дадим Константину Боровому, и так далее. И они все вместе, и каждый по отдельности, заговорят о преступлениях Путина, в эфире, который придет в каждый дом, куда это вещание направлено – в России и по всему миру. Они даже могут снять совместный фильм, о преступлениях Путина на своем государственном посту, об узурпации им власти, о его нелегетимности, о невозможности третьего срока, о его финансовых и экономических преступлениях, о его госудаственных преступлениях, о его международных и военных преступлениях. И все каналы покажут этот фильм в прайм-тайме. И объявят, что был произведен арест Путина, и одновременно Дума проголосовала за импичмент. И что сейчас Путин предстанет перед судом в России, а потом, по соглашению об экстрадиции под эгидой ООН, будет переведен в Международный трибунал в Гааге.

Как вы думаете, если Левада-Центр будет измерять рейтинг Путина в данной описанной ситуации, когда пропаганда полностью закончена, и транслируется правда, правда и ничего, кроме правды, каков будет рейтинг Путина в любой статистической выборке? Через месяц, через три месяца, через полгода? Изберут его снова в 2018 году?

Так что... опросы Левада-Центра дают правильные цифры, только само исследование имеет огромный изъян: любая статистическая выборка испорчена, потому что испорчена вся статистическая популяция.

Наука статистика – она такая. Одна ошибка, и "Челленджер" взорвался.

Теперь вам понятно, зачем Путину, как любому диктатору, нужна пропаганда, это оружие массового поражения? Не он первый, не он последний.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...