Блог | Путин на крючке
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В Брюсселе поняли: санкции из спускового крючка войны – вот, мол, в России посчитают, что терять нечего и пойдут в наступление – превратились в рыболовный крючок, на который попалась крупная рыба.
Могут ли санкции стать "крючком", который предотвратит масштабное российское вторжение в Украину? Судя по действиям Брюсселя, отложившего введение санкций против России, теперь к новым мерам экономического воздействия на Москву в ЕС относятся именно таким образом. В новый санкционный список включены ведущие российские энергетические компании, проблемы которых могут просто обрушить бюджет страны. Но если Путин будет вести себя хорошо – то санкции могут быть пересмотрены и в окончательном списке, который обнародуют в журнале Евросоюза, эти компании уже не появятся. А если Путин будет вести себя еще лучше – то санкции и вовсе могут быть отменены.
Эта новая тональность означает только то, что в Брюсселе поняли: санкции из спускового крючка войны – вот, мол, в России посчитают, что терять нечего и пойдут в наступление – превратились в рыболовный крючок, на который попалась крупная рыба. С момента начала введения первых санкций прошло уже несколько месяцев и начал сказываться тот самый кумулятивный эффект, о воздействии которого предупреждали с первых дней. И тут же оказалось, что России нечего противопоставить ни оттоку капитала, ни проблемам в банковской и туристической сфере, ни падению национальной валюты. А продуктовые "антисанкции", придуманные Москвой в отместку Западу, только помогли Путину заглотить наживку поглубже – потому что рост цен на продукты и товары первой необходимости стал неизбежен.
В сочетании с неприятием крупномасштабной войны ухудшение уровня жизни путинского электората создает для российского президента проблему, которую он не может игнорировать. Хотя бы потому, что поддержание "путинского стандарта" – не будем забывать, что речь идет об экономике иждивенцев – требует денег. А лишние деньги на социальные выплаты и поддержание видимости стабильности – это одновременно и сужение возможностей для военных трат. На любую агрессию, на любую войну нужны деньги – и если твое общество при этом не готово к мобилизационной экономике, к неизбежным потерям и трудностям, тебе нужно либо плюнуть на общество, либо отказаться от войны. Может ли плюнуть Путин на недовольство "Уралвагонмашзавода", не понимающего, с чего бы это вдруг все было так хорошо, а стало так плохо – это еще очень большой вопрос.
Но не менее большой вопрос – как Запад поведет себя после того, как убедится, что рыба трепыхается на крючке и никуда не денется. Самая разумная тактика в такой ситуации – создание для пойманного хищника прочной сети, из которой ему уже не выбраться никогда. И только после того, как сеть в виде общей с Украиной и другими желающими обрести свободу странами системы безопасности будет создана, хищника можно отпускать на волю, отменяя санкции одну за другой – вплоть до решения вопроса о статусе Крыма.
Но Путин – великий провокатор. Даже на крючке он будет пугать своих противников непредсказуемыми действиями – и никакое уменьшение маневра не помешает ему делать страшные глаза, запускать "Грады", поставлять "Буки", вербовать новых наемников. И тут все зависит от нервной системы рыбаков. Если они понимают, что хищнику некуда деться и никакие страшные глаза не изменят необходимости поиска компромисса с цивилизованным миром – тогда все в порядке. Но если Путину удастся напугать их и сорваться с крючка раньше времени – тогда пиши пропало. Тогда рыболовный крючок действительно превратится в спусковой крючок большой войны.