УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Павел Баев
Павел Баев
Журналист

Блог | Кремль будет мстить НАТО

Кремль будет мстить НАТО

Угрозы Кремля решительно отреагировать на воображаемые посягательства на безопасность России множатся.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента Владимира Путина, как правило, не отличается красноречием. Но его комментарий, данный 7 июня об учениях Организации Североатлантического договора в Балтийском регионе, выделился как запутанностью, так и нехарактерной кротостью. Его аргументы, воспроизведенные всеми российскими средствами массовой информации, выглядят примерно так: "В любом случае, учения, имеющие в основе своей легенды о достаточно однозначной индикации в понятную сторону, конечно, они не способствуют атмосфере доверия и безопасности", пишет Павел Баев для nv.ua.

Завуалированный намек Пескова на отсутствие доверия между Москвой и Западом только подчеркивает необычную сдержанность в военном поведении России за последние пару месяцев. Эта умеренность, прикрывающаяся иногда жесткой риторикой, остается во многом необъяснимой.

Российские медиа подробно освещали Анаконду 2016 - учения НАТО в Польше, равно как и морские учения Baltops 2016 в Балтийском море, и недостатка в истерических комментариях не наблюдалось. Параллельно российское Министерство иностранных дел озвучило несколько невнятных обещаний ответить на эти учения, включая случай американского авианосца Porter, недавно совершившего запланированный визит в Черное море. Тем не менее, в последнее время со стороны России не наблюдалось ни агрессивных перехватов, ни имитации атак, и официальные новостные агентства даже приводят слова западных военных о профессиональных и беспроблемных пересечениях с россиянами. В 2015 году Россия незамедлительно отвечала на любые учения Запада собственными, которые были как минимум в два раза масштабнее. Теперь картина резко изменилась.

Читайте: Гомофобия, футбол и Путин

Конечно, нельзя говорить, что Россия ничего не делает. Две армейские бригады перенаправляются из Волго-уральского региона поближе к границе с Украиной без каких-либо фанфар. Это, скорее всего, часть плана по созданию трех новых дивизионов на западном направлении, о которых министр обороны Сергей Шойгу заявлял в начале года. Есть вероятность, что план об отправке тактических ракетных комплексов Искандер-М в Калининградскую область и Крым также осуществляется, пусть и в скрытной манере. Если информация об этих тайных перемещениях ракет правда, то они, предположительно, производятся в ответ на открытие американской базы ПВО в Румынии, которое Путин назвал "прямой угрозой" безопасности России.

Эта американская база не в состоянии угрожать превосходящим стратегическим ядерным силам России. Равно как ракеты-перехватчики SM-3 не могут быть преобразованы в оружие нападения путем простого изменения "программного обеспечения" (как утверждает Путин). Тем не менее, желание Москвы противостоять давно готовившемуся США "агрессивному" шаг было очевидно, хотя открытый и полноценный ответ, судя по всему, отложен.

Признаки такой же осторожности можно наблюдать и в проведении военной интервенции России в Сирии. 10 июня в Тегеране Шойгу обсудил со своими иранскими и сирийскими коллегами ход наступательной операции против Ракки, оплота Исламского государства. Тем не менее, он не обещал увеличения интенсивности авиаударов. Прибытие американского авианосца Harry S. Truman в Восточное Средиземноморье было должным образом отмечено в Москве, но расположение российской эскадры в сирийских водах было оставлено без изменений. Судя по всему, российскую верхушку больше беспокоят риски для армии РФ, чем отсутствие успеха в подавлении сирийских повстанцев, особенно на фоне того, что еще один российский истребитель разбился недавно разбился недалеко от Москвы.

Неоднозначность России и медлительность в реализации обещанных ответов на вызовы могут быть направлены на то, чтобы простимулировать усиление противоречий в западном лагере. В самом деле, для РФ есть смысл отложить зондирование уязвимостей НАТО в Балтийском театре до окончания Варшавского саммита. Кремль недоволен твердой позицией Германии по вопросу необходимости сдерживания России, но надеется, что тяжелый удар по единству Европы нанесет референдум в Британии по вопросу выхода из ЕС. Ключевой целью Москвы, безусловно, является ослабление режима санкций, хотя 71% россиян в настоящее время ожидают, что санкции будут продлены еще на год.

Читайте: Миссия вдов под флагом ОБСЕ

Эти ожидания отражают растущий общественный пессимизм относительно экономических перспектив России, и даже оптимистичная пропаганда в больших объемах не способна противостоять воздействию устойчиво падающих доходов. Путин пытается подавать ситуацию в положительном свете с помощью тщательно подделанной макроэкономической статистики, но сокращение внутреннего потребления усиливается.

Энтузиазм по поводу эффективного проецирования силы в Сирии испарился, и многие россияне полагают, что ключевая характеристика "великой державы" - экономическое процветание, а не военная сила. Этот сдвиг в общественных настроениях играет на руку экономическим прагматикам, таким как Алексей Кудрин, пытающихся убедить Путина в том, что возвращение к росту и процветанию возможно лишь при условии снижения геополитической напряженности.

Сдержанность России в последние несколько месяцев, вероятно, является попыткой деэскалации, но есть несколько причин полагать, что результатов она не принесет. Резонанс, который вызвали на Западе грубые нарушения Россией норм международного права, значительно перевешивает впечатление, произведенное паузой в российских военных учениях, особенно на фоне того, что риторика Москвы остается антизападной и враждебной.

Путин, возможно, таким образом пытается получить больше пространства для маневра, но обещания Кремля решительно отреагировать на воображаемые посягательства на безопасность России множатся. К тому же, Путин знает, что может рассчитывать на лояльность силовиков только до тех пор, пока продолжает доказывать твердость своей правящей руки. До тех пор, пока продемонстрированное благоразумие служит для обмана и маскировки, все прекрасно, но реальные компромиссы могут быть восприняты как проявление слабости. Попытка совершить новый упреждающий ход может быть более безопасным вариантом, но Путину необходимо экономить: счета за предыдущие "победы" продолжают расти.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...