УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Маленькие дети в большой политике

Маленькие дети в большой политике

В Европе новый тренд. Женщины начали ходить на работу с младенцами. Правда, это касается не всех представительниц слабого пола, а скорее тех, кто более-менее приближен к политическим структурам или Европарламенту. В развитых странах в декретном отпуске не посидишь.

Личия Ронзулли с семинедельной дочкой

В сентябре 2010 года сенсацией стал фоторепортаж агентства Reuters, облетевший весь мир. На фото - депутат Европарламента от Италии тридцатипятилетняя Личия Ронзулли. На заседание парламента в Страсбурге она пришла вместе со своей дочкой Викторий, которая родилась 10 августа. На тот момент девочке было чуть больше месяца! Однако молодую мать это не смутило. Таким образом, она решила привлечь внимание к трудностям, с которыми сталкиваются женщины, пытающиеся совместить карьеру и личную жизнь. А эти фото вызвали бурное обсуждение во многих странах.

Фото этой итальянки потрясли даже украинских женщин-депутатов

До избрания в Европарламент Личия работала медсестрой, позже возглавила клинику. В политику же она пришла, победив с 40 тысячами голосов на выборах в Ломбардии. Она - член партии теперь уже бывшего итальянского премьера Сильвио Берлускони. Ронзулли также является членом страсбургской комиссии по вопросам окружающей среды, здоровья и безопасности питания.

«Кто знает, возможно,этот тренд дойдет и до Вестминстера», - писала английская газета Daily Mail, разместившая этот фоторепортаж на своих страницах.

А комментаторы на сайте газеты в один голос писали: «Младенец в нашем парламенте? Это невозможно. Это же Великобритания!»

Впрочем, поход Личии в Европарламент с дочкой был не единичным. На своей странице в Фейсбуке она разместила другое фото, где девочке уже почти год, и она голосует вместе с мамой. В последнее время депутат Европарламента дочку с собой на работу не берет, однако нашла новое средство привлечь к себе внимание: Ронзулли ходит в футболке с портретом Юлии Тимошенко.

Ронзулли ходит в футболке с портретом Юлии Тимошенко.

Кроме Ронзулли, любит путешествовать с ребенком, давать с ним интервью и посещать различные мероприятия депутат эстонского парламента Майлис Репс. 29 июня 2011 года экс-министр образования Эстонии родила четвертого ребенка. С ним же 37-летняя эстонка приезжала и в Украину, а совсем недавно она побывала со своим шестимесячным ребенком на сессии ПАСЕ в Страсбурге.

Эстонский депутат Майлис Репс своего ребенка всегда носит с собой

В Украине подобных прецедентов еще не было. В Кабмине женщин нет, а в Верховной Раде представительниц прекрасной половины совсем немного - лишь 8%.

Если где-нибудь в торговом центре еще можно обнаружить молодую мамочку, кормящую ребенка грудью, то в парламент с младенцем в парламент вряд ли кто-то придет. Слишком уж негативная энергетика в здании на Грушевского.

Хотя парламентские мамы с детьми дома тоже не засиживаются. Наталья Королевская, например, появилась в стенах парламента уже через три недели после родов. Сегодня молодых мам в Верховной Раде достаточно. Это Ирина Геращенко и Леся Оробец из НУНС, регионалки Елена Лукаш, Ирина Бережная, Елена Бондаренко и Ирина Горина. Но своих детей на работу они не брали.

Леся Оробец из НУНС с дочкой

Нардеп Ирина Бережная - молодая мама. Она рассказывает, что после того как разместила на своей странице в Фейсбуке фото Лиции Ронзулли, члена Европарламента, на заседании с ребенком на руках и прочла отзывы, в том числе и некоторых публичных людей, у нее возникло резкое желание призвать всех украинских женщин брать детей на работу.

«Иначе, мне кажется, эту средневековую установку о месте и роли женщины никогда не преодолеть. Мне не хотелось бы доводить ситуацию до абсурда и воинствующего феминизма, однако Украине пора прощаться с некоторыми гендерными стереотипам», – утверждает Бережная.

А вот на счет появления женщины с малышом на руках в здании нашего парламента она говорит так: «Скорее, черт пробежится кулуарами Верховной Рады, чем их посетит дева с малышом. А если серьезно, то, безусловно, не в украинской традиции появление женщины с грудным ребенком на рабочем месте. Что касается меня, то скажу честно, раньше и в мыслях не было прийти с Даниэллой на работу! К счастью, у меня есть возможность оградить свою маленькую дочь от украинского парламентаризма».

Ирина Бережная с дочкой

По ее мнению, ребенку лучше соблюдать привычный режим дня, дышать свежим воздухом, вовремя спать и кушать, чем присутствовать на пленарном заседании парламента.

Народный депутат Елена Бондаренко родила своего второго ребенка в прошлом году. Всю беременность она посещала заседания Верховной Рады, и уже через три недели после родов молодой маме пришлось появиться на работе. «Мне хотелось подольше побыть с ребенком, но на работе мне сказали: все равно как ты это сделаешь, но ты нам нужна», - говорит нардеп.

С малышом Михаилом помогли бабушки.

По словам Бондаренко, в Европарламенте она бывала и не раз, но молодых мам-депутатов с младенцами не видела, только читала о них. По ее мнению, ситуация, когда женщина - депутат Европарламента приходит на работу с семинедельной дочкой, связана либо с нежеланием самой мамы оставлять маленького ребенка с чужими людьми, либо со скромными доходами семьи.

А вот в Украине, по мнению женщины-политика, поступить как итальянка Личия Ронзулли невозможно: «У нас в этом плане пещерное отношение к женщинам-мамам и не только в парламенте, но и в любых других организациях. Думаю, на любом предприятии у владельцев бы глаза из орбит повылазили, если бы они такое увидели», - уверена нардеп.

Бондаренко вышла на работу через 3 недели

Другая регионалка, которая также в том году стала мамой, – Ирина Горина. На работу она вышла, когда ребенку был ровно месяц. «Я, как человек ответственный, приходила выполнять работу. Были законопроекты, которые курировала, и проекты, которые вела. Не могла себе позволить оставаться дома, даже несмотря на то, что это была очень долгожданная беременность (нардеп родила в 43 года, - авт.). Если бы я работала в другой организации, то все было бы по-другому», - говорит политик.

Ребенка она кормила грудью 10 месяцев. «Шла на работу, возвращалась покормить и шла обратно», - вспоминает Горина. А вот в Раду бы она с собой младенца не принесла бы ни за что. Не дай Бог депутаты опять драку устроят! «Я бы не взяла ребенка с точки зрения его безопасности. В зале, где находятся 450 человек, есть вирусы, болячки и не дай Бог что-то случится», - говорит народный депутат.

Ирина Горина с детьми

Бывший первый замминистра труда и социальной политики, а ныне ведущий эксперт Центра Разумкова Павел Розенко утверждает, что предоставление 3-летнего отпуска по уходу за ребенком и масса льгот в Украине – это наследие Советского Союза.

«Очевидно, что наша система более гуманная, чем западная. Государство гарантирует, что будет платиться компенсация - 130 гривен в месяц. Это мизер. Последние четыре года сумма не менялась. У женщин есть право выбора, но наша система такими мизерными выплатами сама стимулирует женщину раньше выходить на работу. В западных странах немного другой менталитет. Там раньше ребенка отпускают из семьи, у них более прагматичное общество. Женщина получает минимальный размер помощи, но только пока она сидит с ребенком. Там нет пенсионных и страховых выплат, поэтому это невыгодно для нее», - говорит эксперт.

Тем временем, в Швейцарии, Бельгии и Франции декрета фактически нет. И если кто-то приезжает на конференцию с ребенком, которому нет и полугода, сегодня этому уже никто не удивляется.

В Великобритании отпуск по беременности и родам предоставляется тем, кто проработал на текущего работодателя не менее 26 недель. На каждого ребёнка дается 6 недель с 90 % оплатой, затем 46 недель с фиксированной ставкой в 123 фунта стерлингов.

В Болгарии матерям предоставляется 45 дней отпуска с 100 % оплатой до родов и до одного года - после родов, после чего матери имеют право ещё на 2 года оплачиваемого отпуска.

В Канаде отпуск по беременности и родам не так давно увеличился с 10 до 35 недель, поделённых между родителями, а вот в США и Австралии оплачиваемые отпуска по беременности и родам вообще не гарантированы государством. Разрешено 12 нерабочих недель каждому из родителей в США и один год для матери в Австралии.