УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Смогут ли террористы захватить Мариуполь?

22,5 т.
Смогут ли террористы захватить Мариуполь?

Президент Петр Порошенко признал возможность активных наступательных действий со стороны боевиков во второй половине мая. Эксперты говорят о формировании, по крайней мере, трех ударных группировок противника — в районе Станицы Луганской и Счастья, Донецка и Горловки, а также Новоазовска в окрестностях Мариуполя.

Мариупольское направление считается одним из наиболее опасных, поскольку потеря этого города на побережье Азовского моря подрывает промышленный потенциал Украины, необходимый для производства боевой техники. Последние сообщения свидетельствуют о том, что боевики готовятся нанести удар именно в направлении Мариуполя, пишет "Апостроф".

Насколько велика опасность потерять важный для Украины город?

Приготовления боевиков

В среду на совещании с председателями районных государственных администраций президент Петр Порошенко признал, что боевики на Донбассе готовятся к активным наступательным действиям во второй половине мая. Напомним, главный редактор сайта "Информационное сопротивление" (ИС), военный эксперт Юрий Карин заявил, что боевики сконцентрировали как минимум три ударные группировки — в районе Станицы Луганской и Счастья, Горловки и Донецка, а также возле Новоазовска в сторону Мариуполя.

Мариупольское направление считается одним из самых тревожных. Потеря Мариуполя может иметь катастрофические последствия для украинской экономики и поставит под сомнение возможность нашей страны вести войну в принципе. Как известно, в Мариуполе работают крупнейшие отечественные металлургические предприятия — "ММК им. Ильича" и "Азовсталь". В последние годы они производили 25-30% стали в Украине, которая необходима в том числе и для производства бронетехники.

Если Мариуполь падет, то враг получит в свое распоряжение еще и порт на берегу Азовского моря. Он может быть использован, прежде всего, в интересах России — как дополнительный транспортный коридор в оккупированный Крым. Завладеть портом Мариуполя именно в мае может быть важным, в том числе, и в рамках нового курортного сезона, ведь опыт прошлого года показал полную неспособность керченской паромной переправы справиться даже с очень сократившимся туристическим потоком на полуостров.

О том, что боевики готовят атаку именно на мариупольском направлении, сообщает, например, командир полка "Азов" Андрей Билецкий, опираясь на данные разведки: "Если несколько недель назад я не видел серьезных приготовлений к наступлению, то сейчас в районе Новоазовска собрано огромное количество российской бронетехники. Как известно, бронетехника — это средство прорыва. Ее действительно много. Имеются несомненные признаки подготовки к наступлению".

Слова Билецкого подтверждает и координатор ИС Константин Машовец. Он рассказал в своем Facebook, что к югу от Донецка сконцентрированы как минимум две батальонно-тактические группы (БТГ) из так называемых российских "отпускников". Они располагают заслонами из местных боевиков (самопровозглашенной ДНР), а также довольно внушительным количеством боевой техники: до 50 танков, не менее двух дивизионов ствольной артиллерии и как минимум одного дивизиона реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Общее количество сосредоточенных сил Машовец оценил в 2-2,5 тыс. человек. Эта концентрация, по его словам, связана с возможностью "разгрома всего южного фланга украинской группировки АТО": "В случае прорыва системы украинской обороны на участке от Степного до Новотроицка или даже просто успешного удара через Новотроицк в обход Волновахи с севера и северо-запада откроется множество оперативных возможностей, прежде всего, в отношении обороняющейся в районе Мариуполя украинской группы войск".

Желания и возможности

Константин Машовец не исключает окружения Мариуполя с выходом бандформирований западнее, в район поселка Мангуш. Одновременно возможны отвлекающие удары в районе Широкино (восточнее Мариуполя), где и сейчас идут бои, а также "попытка воздушно-морского тактического десанта западнее Мариуполя".

Ранее другой координатор ИС, народный депутат Дмитрий Тымчук ("Народный фронт") исключил возможность лобовой атаки на Мариуполь, поскольку город укреплен. Пресс-офицер сектора "М" Дмитрий Горбунов заявил, что укреплений вокруг Мариуполя скоро станет еще больше: "Это несколько сотен окопов разных видов, десятки блиндажей, ДОТов. Возможные направления наступления заминированы, прикрыты противотанковыми ежами. Оборону укрепляют с осени прошлого года, и сейчас к первой оборонительной линии добавляются еще несколько".

Прорвать такую оборону возможно только с помощью штурмовой авиации, которая имеется только у российской армии. Но применение авиации уже не удастся списать на действия "отпускников", а президент России Владимир Путин по-прежнему пытается скрыть присутствие российской регулярной армии на территории Донбасса. Его риторика несколько смягчилась, о чем свидетельствует апрельская пресс-конференция главы Кремля. Лобовая атака Мариуполя означает также масштабные разрушения важнейшей инфраструктуры — тех же меткомбинатов и морского порта. Участники конфликта в этом не заинтересованы, а значит вариант блокады остается наиболее вероятным способом захвата города.

Получится ли реализовать такой сценарий? Если неприятель все-таки сможет окружить Мариуполь, то кольцо должно продержаться так долго, чтобы полумиллионный город почувствовал последствия блокады и капитулировал. Сколько времени это займет — прогнозировать сложно. Как минимум для этого необходимо лишить украинское командование возможности нанести деблокирующий удар силами подразделений, которые дислоцируются севернее, а значит — связать их непрерывными боями на всей протяженности фронта. Однако положение Мариуполя не станет безнадежным, пока будет работать порт. Значит, необходима морская блокада города или же захват Бердянска — еще одного порта на азовском побережье, из которого можно снабжать осажденный Мариуполь.

Однако Бердянск находится в Запорожской области, на подконтрольной Украине территории. Морская блокада Мариуполя, а тем более десант в Бердянск — невозможны без широкомасштабного участия российской стороны. Это участие маловероятно. По мнению бывшего главы Службы внешней разведки Николая Маломужа, сейчас Путину важно улучшить отношения с Западом, поэтому на открытую конфронтацию Россия пока не пойдет.

Смогут ли боевики имеющимися у них силами обеспечить хотя бы сухопутную блокаду Мариуполя? По данным заместителя главы Администрации президента Андрея Таранова, общая численность бандформирований на оккупированных территориях составляет до 50 тыс. человек. Если вспомнить события под Дебальцево, то, по словам помощника министра обороны Юрия Бирюкова, группировку из 2500 украинских бойцов атаковали 15-17 тысяч боевиков, то есть около 30% из того, чем сейчас вообще располагают лидеры незаконных ЛНР и ДНР. Однако Дебальцево — намного меньше Мариуполя. Чтобы удержать мариупольскую "подкову" от Широкино до Мангуша, боевикам может не хватить всех имеющихся у них сил — 50 тысяч человек попросту растворятся в полумиллионном городе.

Выводы

Таким образом, бандформирования ДНР, скорее всего, не смогут ни взять Мариуполь в лоб, ни обеспечить ему долговременную блокаду. Если верить Петру Порошенко, который обещал ввести военное положение в случае наступления боевиков, украинская армия не собирается сдавать город, а значит, бросок на Мариуполь превращается практически в авантюру.

По мнению Константина Машовца действия противника возможны "исключительно в масштабе боев", а для широкомасштабного наступления "достаточного количества сил и средств у них нет". Поэтому, по его мнению, "отбить высоту, перекресток дорог, уничтожить блокпост, занять небольшой населенный пункт они могут, и даже наверняка попробуют это сделать. Но не более того".

Тем не менее, не обращать внимания на концентрацию сил противника нельзя. В масштабе боев, если весенняя эскалация все же произойдет, враг мог бы затеять отвлекающую возню вокруг Мариуполя, но нанести главный удар в другом месте — например, в районе Донецка и Горловки для того, чтобы нанести поражение украинской группировке под Артемовском. Это позволит отодвинуть фронт от Донецка, а также развить наступление на "знаковые" для "деэнэровцев" города — Славянск и Краматорск.

Денис Попович