УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Россия может отобрать у Фирташа заводы - СМИ

6,4 т.
Россия может отобрать у Фирташа заводы - СМИ

Шевченковский районный суд Киева в рамках дела арестовал почти 500 млн куб. м природного газа, принадлежащего химическим предприятиям Фирташа. Это последние объемы топлива, которые бизнесмен хранит в украинских хранилищах, хотя еще полтора года назад запасы Ostchem в ПХГ достигали 6 млрд кубометров.

Сложность ситуации в том, что Ostchem еще в 2013 году передал все объемы газа в залог Газпромбанку по кредиту на $850 млн. Сейчас компании Фирташа остались без газа, но с кредитом. Если группа не не сумеет погасить займ, российский банк может претендовать на четыре химических завода Ostchem. ЛІГАБізнесІнформ разобралась, куда подевался газ Фирташа из ПХГ и сколько должны компании олигарха Газпромбанку.

Еще полтора года назад Дмитрий Фирташ был крупнейшим газовым трейдером в Украине. Предприятия, входящие в группу Ostchem , ежемесячно импортировали из России около 500 млн кубометров газа, а в украинских ПХГ на начало 2014 года хранилось 6 млрд кубометров, принадлежащих Ostchem.

Сейчас у Фирташа практически не осталось собственного газа в хранилищах. 29 апреля Печерский районный суд Киева арестовал за долги 499 млн куб м природного газа, принадлежащего четырем химическим предприятиям Фирташа. "Это единственные объемы в ПХГ, которые принадлежат Ostchem, - рассказал один из высокопоставленных чиновников в Минэнерго.

Фирташу удалось накопить газ в украинских хранилищах осенью 2013 года за счет ценовых преференций со стороны Газпрома. В тот период Нафтогаз испытывал нехватку оборотных средств и отказался от закачки газа в ПХГ за свой счет.

Чтобы не сорвать поставки своего газа в Европу в зимний период, Газпром решил поставить 5 млрд кубометров газа в адрес Ostchem по заниженной цене - $260/тыс кубометров. К примеру, для Нафтогаза стоимость российского топлива в то время превышала $400/тыс кубометров.

Купить такой объем газа в сжатые сроки Ostchem смог только за счет кредитных средств Газпромбанка. 25 октября 2013 кипрская Ostchem Holding Limited подписала кредитный договор с банком на $850 млн. Тогда же Черкасский Азот, Северодонецкое объединение Азот, концерн Стирол и РивнеАзот, принадлежащие Ostchem, заключили с Газпромбанком договор по которому передали в обеспечение кредита 5,7 млрд кубометров собственного газа в залог банку.

Для Газпромбанка договор залога - стандартная процедура. Согласно отчетности финучреждения около 90% его кредитов обеспечены залоговым имуществом. Но с Фирташем получилось все сложнее.

Читайте: Фирташ соврал под присягой?

На привлеченные у Газпромбанка средства Ostchem приобрел у Газпрома порядка 5 млрд кубометров, накопив на ноябрь 2013 года в ПХГ около 6,3 млрд. Компании Фирташа продолжали импортировать газа в Украину и олиграх мог не беспокоиться из-за этого долга.

Но после революции в Украине ситуация поменялась. Компании бизнесмена были исключены из схем поставок газа в Украину. В итоге газ, переданный в залог Газпромбанку, Фирташ израсходовал для нужд собственных заводов.

По данным Минэнерго, в прошлом году из ресурса Ostchem в хранилищах для нужд азотных предприятий было поставлено около 3 млрд кубометров, а за первый квартал 2015 года - еще 1,1 млрд (без учета поставок в адрес Крымского Титана).

"На сегодня газа предприятий Ostchem в хранилищах практически нет, - рассказал один из высокопоставленных чиновников в Минэнерго. - Большая часть газа зачислена в счет погашения долгов азотных предприятий".

Для Ostchem ситуация стала критической в конце прошлого года. Газпромбанк 15 декабря объявил кредит компании и начисленные по нему проценты срочными к погашению. Банк пригрозил, что обратит взыскание на предоставленное структурами Фирташа обеспечение - залог 5,679 млрд кубометров газа в подземных хранилищах. Уже тогда у Фирташа не было ПХГ даже половины от этого объема газа.

Несмотря на это, 31 декабря прошлого года Газпромбанк и Ostchem объявили об урегулировании вопроса долга. Деталей переговоров стороны не раскрывают.

Читайте: США подают апелляцию по экстрадиции Фирташа

5 мая РивнеАзот опубликовал годовую отчетность, в которой говорится, что все четыре химических завода Фирташа взяли на себя финансовые обязательства перед Газпромбанком на $850 млн. Проще говоря, Черкасский Азот, Северодонецкое объединение Азот, концерн Стирол и РивнеАзот стали поручителями по кредиту Ostchem перед Газпромбанком.

По состоянию на 1 января 2015 обязательства Ривнеазота по поручительству составляют $234 млн, черкасского Азота - $148 млн, остальные $470 млн распределены между Стиролом и Северодонецким Азотом. "Обязательства заводов перед Газпромбанком является солидарным", - объяснил топ-менеджер одного из азотных предприятий Ostchem.

Что это значит? В случае если Ostchem не сможет выполнить своих обязательств перед Газпромбанком, то выплачивать кредит придется азотным предприятиям Фирташа. Для них это не простое упражнение - совокупный убыток которых по итогам прошлого года составил 35,7 млрд гривен.

Если компании Фирташа не смогут рассчитаться, Газпромбанк вполне может претендовать на активы бизнесмена в Украине.

"Банк в первую очередь должен требовать то имущество, которое является предметом залога, а так как его фактичесски не существует, то можно требовать взыскание от сторон-поручителей, - говорит управляющий партнер фирмы "Грищенко, Пронин и Партнеры" Евгений Пронин. - Сначала путем переговоров, потом в судебном порядке".

Как сообщал "Обозреватель", ранее народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Сергей Лещенко заявил, что бизнесмен Дмитрий Фирташ работал "агентом президента РФ Владимира Путина", скупая за российские деньги украинские активы.