УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Экономия по-министерски? Как из бойцов-контрактников делают добровольцев

26,1 т.
Экономия по-министерски? Как из бойцов-контрактников делают добровольцев

Уже год, как 20-летние ребята отдают здоровье и жизни на Донбассе за целостность родной страны. Сначала им было трудно, потому что Министерство обороны не могло обеспечить их качественной формой, легкими касками и современным вооружением. Потом с этим стало полегче: где волонтеры подсобили, где Минобороны "поднатужилось". Но теперь бойцы столкнулись с еще большей проблемой – желание сэкономить со стороны военного руководства страны приводит к откровенному попранию требований закона. Вот только доказать это трудновато.

Александру Топору - 24 года, он уже боец со стажем: первый свой контракт подписал в 2009 году, отслужил три года во внутренних войсках, а в 2014-м решил снова послужить Родине - уже на настоящей войне. Горячее лето 2014-го провел в АТО - десантником. Получил ранение, госпиталь, незавершенная реабилитация... Вернулся в родную часть в Николаевской области, где его поставили перед фактом перевода в другое воинское подразделение. Мало того, что контракт предусматривает согласование перевода и смены должности между обеими сторонами, чего командование не сделало, так Александра еще и назначили на должность... водителя-крановщика, хотя водительских прав соответствующей категории он не имеет.

- Меня с ребятами в начале января перевели в другую воинскую часть. Согласно документам, место прибытия указано одно (Киевская область, село Ольшаница), а название батальона - дислоцирующегося совсем по другому адресу. По прибытию в часть (в это село Ольшаницу) ее командование заявило, что мы к ним приехали... ошибочно, о переводе они ничего не слышали, и сказали, что нас переведут в инженерный батальон, который находится под Мариуполем. Он сформировался в Киеве и в ноябре уже уехал. Говорят: езжайте туда и там задавайте вопросы, там решайте свои проблемы, там вас поставят в штат, на довольствие – все, как положено, - рассказал боец "Обозревателю".

Из десятерых солдат, которых перевели в эту часть вместе с Топором, шестеро решили своим ходом на удачу добираться под Мариуполь, не зная, что им там скажут. А Саша и еще трое парней вернулись назад в Николаев, где пытаются через суд добиться справедливости.

- По прибытии парней под Мариуполь командование батальона также заявило, что никакого приказа о переводе к ним не поступало, они ничего не знают. Личные дела тоже не пришли, ребятам начали делать новые личные дела, то есть оформлять их как добровольцев (там было пять человек контрактников и один резервист). А мы вчетвером вернулись в Николаев, помимо нас еще вернулись некоторые ребята, которых по такой же схеме отправили в Черниговскую и во Львовскую области. Ситуация была такая же: они приехали в часть, им тоже заявляли, что они ошибочно приехали, командование ничего не знает, езжайте туда. Нам еще хоть автобус давали, а ребятам вообще говорили ехать своим ходом, - объяснил Саша.

Бойцы не берутся объяснять, зачем это было сделано, но бросается в глаза тот факт, что таким образом из контрактников делают добровольцев, что существенно сокращает расходы на оплату их участия в АТО.

"Когда они приехали, то прождали несколько дней, личные дела так и не дошли, похоже, они находятся в Николаеве, никуда и не уезжали наши личные дела, им начали оформлять новые. То есть, по логике вещей, ребята приехали туда, как добровольцы, несмотря на то, что они контрактники. Их сейчас берут на добровольческой основе, поскольку никакого документа, свидетельствующего об их переводе, нет", - описал ситуацию с поехавшими на удачу коллегами Александр Топор.

Читайте: В госпитале Минобороны украли волонтерских лекарств на 140 тыс. грн

Боец-контрактник той же Николаевской бригады столкнулся с похожей ситуацией. У Виктора Бойченко срок контракта истекал в июле 2014 года – был подписан 13 июля 2011-го на три года.

- Я не хотел его переподписывать, но мне в части сказали, что он автоматически продлевается в связи с такой ситуацией в Украине, и пока это все не закончится, контракты будут автоматически продлеваться, - поделился Виктор.

Он тоже получил уведомление о переводе в Черниговскую область постфактум, поехал туда и выяснил, что приказ он понял неправильно, на самом деле же он должен был своим ходом ехать в зону АТО, без сопровождения и документов.

- Мы поехали в Черниговскую область, город Нежин, как было указано в приказе. Нас встретили и сказали, что мы там временно, пока отксерят наши документы, а потом поедем в Луганскую область, в Новый Айдар. Мы показали приказ, в котором написано о переводе в Черниговскую область, город Нежин, но нам ответили, что там просто сформировали батальон и отправили его в Луганскую область. Они сказали, что мы должны ехать туда за свой счет, и там нас поставят на довольствие, выдадут форму и т.д. А когда я их попросил написать какое-то письмо в ту часть, уточнить адрес и т.д., они заявили, что ничего писать не будут - что хотите, то и делайте. Как это в зону АТО ехать за свой счет и своим ходом, никакого сопровождения, ничего?!" - рассказал Виктор.

По его словам, их не хотели ставить даже на довольствие в нежинской части – кормили раз в день – "просто по-человечески".

Военные пытаются добиться справедливости через суд.

- Мы готовы защищать Украину, но хотим делать это в нормальных условиях, согласно закону, - объяснили они.

В Николаеве бойцы обратились в суд, первые заседания пришлось отложить, поскольку ребятам попался юрист, который даже иск по правилам составить не смог. Зато бесплатный, свои услуги предложил сам. Уже потом ребятам сказали, что "защитник" у них был непростой – пытался спустить дело на тормозах и "сохранить честь" Министерства обороны.

- Судебных решений пока нет, были предварительные заседания у двух человек, остальные перенесли. У нас был юрист, который нам бесплатно согласился помогать, но в итоге он допустил кучу ошибок, потом пропал и вот оставил нас в такой ситуации. Прошла информация, что это был "засланный казачок", который специально тормозил дело, пытался, возможно, нас потопить, ставить палки в колеса, но это пока на уровне слухов. Хотя он действительно тянул, допускал много ошибок и т.п., и мы попросили судей, чтобы перенесли заседание, чтобы мы все исправили, нашли себе нормального защитника, - рассказал Топор.

Читайте: В Минобороны насчитали нарушений больше чем на 310 млн грн

Новый юрист взялся за исправление исков, но особо обнадеживать бойцов не стал.

"Командование, конечно, использует "беспредел", но доказать это довольно сложно. По Топору еще можно судиться, по Бойченко перспектива минимальная", - объяснил юрист.

По его словам, перевод десантника Топора в водители оспорить можно, хотя командование может сослаться на полученное им ранение и состояние здоровья, якобы исключающее возможность продолжения службы в десанте.

Но командование решило сослаться на совершенно иные нормы. В ответе на запрос "Обозревателя" Министерство обороны сообщило, что "при перемещении (назначении) военнослужащего на новое место службы его согласие не требуется".

Пункт 112 Положения перечисляет возможные причины, когда согласие бойца на перемещение необходимо, среди них состояние здоровья, не позволяющее служить в определенной местности, или необходимость присмотра за больными родственниками и т.п.

А как же тогда контракт, в котором черным по белому написано, что необходимо согласие сторон?.. Об этом в ведомстве умалчивают.

Читайте: Минобороны закупит около 1,7 млн боеприпасов и 9,5 тыс. единиц военной техники

Более того, Минобороны не видит проблем со сменой должности военнослужащего, а если он не имеет необходимой квалификации – его переучат. Но вот о переподготовке Топору никто не сообщил, его просто "сделали" водителем.

Кроме того, самостоятельную отправку бойцов в зону АТО в оборонном ведомстве считают вполне обоснованной, ссылаясь на нормы ряда законодательных актов, при этом добавляя, что "военнослужащим выдается удостоверение о командировке установленного образца". По словам николаевских бойцов, они не получили никаких документов и, в том числе, этого удостоверения. Только лишь советы и указания на словах.

Юридическое решение ситуации, конечно же, вынесет суд, но с человеческой точки зрения, создавать защитникам Украины дополнительные трудности и неурядицы, когда они не жалеют своей молодости и жизни, ради родной страны, выглядит, как минимум, неправильно, особенно если это действительно сделано с целью сэкономить деньги на оплате их труда.