УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как оккупированный Донецк возвращается в СССР

10,5 т.
Как оккупированный Донецк возвращается в СССР

Год войны на Донбассе принес не только масштабные разрушения, но и значительно откатил богатейший регион страны в прошлое.

Сейчас не у всех укладывается в голове: как три года назад Донецк принимал Евро-2012, а сейчас превратился в город-кунсткамеру советского периода? Промышленный зеленый и шумный мегаполис за год стал картинкой из хроники 70-80-х годов, причем картинкой не лучших проявлений того периода, пишет Сегодня.

Стихийная торговля (это привет из начала 90-х). Отсутствие пенсий и зарплат (оттуда же, что подчеркивает убогость наступившей жизни). Отсутствие банков. Работа за еду. Закрытые пути за границу. Тотальная пропаганда на экранах телевизоров и в газетах. Гонения на инакомыслящих. Восхваление вождей эпохи пролетариата. Сегодня жители Донбасса каждый день думают над тем, как провезти через блокпост ящик огурцов, где найти лекарство от давления и получится ли выменять на мобильный телефон хотя бы пару пакетов риса. В дефиците все – от одноразовых носовых платочков до мебели. Почему-то периодически исчезают с прилавков соль, майонез и жидкое мыло, огурцы и лимоны. То, что есть, стоит в 2-3 раза дороже, чем в остальных регионах Украины, и иногда даже за этим может стоять огромная очередь.

Очереди – новый символ Донецка, хоть на герб наноси. Либо в банк за "пенсией", либо за гуманитарной помощью. "Пенсией" называются все выплаты от так называемой "ДНР", которые несчастные старики пытаются получить взамен заработанной украинской. Пока получали тысячу гривен – с октября по февраль, причем органы "власти" именовали ее "соцвыплатой" – тысяча обесценилась втрое. Сейчас самопровозглашенная "ДНР" отрапортовала о начале выплат тех самых настоящих пенсий, в том же размере, что и до войны, но в рублевом эквиваленте (1 гривна = 2 российских рубля). Платить начали 4 апреля, а уже 7-го вывесили объявления о том, что деньги закончились. Потом опять начали платить. Пенсионеры ходят в очередь как на работу.

"Интересно, что предлагают перевести пенсии из Украины обратно в Донецк, но самые умные уже умудрились оформить и тут и там. Говорят, что почтальоны будут разносить по домам старикам деньги, но пока еще я не знаю, чтобы это было, – рассказала дончанка Элина Орехова. – Не верю я и в то, что "пенсия" от "ДНР" будет выплачиваться постоянно. Смотрите: только в Донецке осталось примерно 300 тысяч пенсионеров. Даже если платить по тысяче каждому – нужно 300 миллионов гривен, или 600 миллионов рублей в месяц. И это только для Донецка! Есть же еще другие города. И пенсии обещают прежние, то есть шахтерские по 4-5 тысяч. Откуда деньги на них?"

В очередях – привычное недовольство. Пенсионеры недовольны всем: ценами, политикой, соседями. О так называемой "ДНР", как о покойнике, большинство говорит либо хорошо, либо ничего. Прорывает иногда стариков: "Все равно помирать скоро, так я сейчас скажу!" Но это бывает редко. Незаметно бдит всемогущее "Министерство госбезопасности" "ДНР" (МГБ), есть и пресловутое недремлющее НКВД. Сколько человек прошло через эти структуры боевиков и сколько там осталось – до сих пор точно неизвестно. Зато известно, как туда можно попасть: за украинскую символику, критику в адрес самопровозглашенной "ДНР", просто по доносу соседа, мол, сомневался в долговечности "молодой республики". Причем украинский флаг даже нести необязательно – простые сине-желтые заколки в волосах у девочки могут вызвать массу вопросов к родителям. А вот синий диван на фоне желтой стены в одной из телестудий, откуда вещают сторонники "республики" не смущает.

Телевидение – отдельная тема. Это уже не столько средство информации, сколько средство пропаганды. По местным каналам постоянно идут военные сводки, крутится видео, снятое после обстрелов, репортажи из больниц – и ничего, что весной показывают летние кадры. Реже – специфические репортажи из школ или местных ДК. Правда, все также с политическим подтекстом. "Новороссия ТВ, "Оплот ТВ", Первый республиканский канал" и примкнувший к ним макеевский "Юнион" – основные рупоры после российских телеканалов. Своих передач – от силы три-четыре, в основном, часовые интервью известных и неизвестных лиц "республики". Реклама – в бегущей строке "Требуются саперы и водолазы…" Какая-никакая отдушина – старые советские фильмы по вечерам и не только о войне. Хотя в преддверии 9 мая количество художественно снятых взрывов, красных флагов и окровавленных лиц на телеэкранах увеличилось.

В газетах – "Мирный Донбасс", "Донецкая республика", "Новороссия" и др. – огромные пропагандистские статьи, написанные неизвестными авторами, вероятно, под псевдонимами. Часто используются карикатуры в виде примитивного фотомонтажа, самые популярные персонажи – Порошенко, Яценюк, Обама. Чисто по-советски используются слова "буржуи" и "капиталисты",

Отсутствие выходных данных в газетах и списка редколлегии сводит все признаки "газеты" до уровня уж никак не советской "Правды" или "Известий", а боевого листка. Потому и раздают их бесплатно на улицах, а попытки продавать в киосках безуспешны – платить 2 гривны за это никто не спешит. "Газет в Донецке украинских уже давно нет, – говорит дончанка Алина Черная. – Журналы в основном все старые. Еще можно увидеть привычную "Комсомольскую правду", правда, привезенную из России. Как-то раз даже видела на раскладке какую-то местную ростовскую газету – вероятно, продавали в надежде, что купят из-за ТВ-программы".

Читайте: В Донецке рухнул рынок секс-услуг: "жрицы любви" в обиде на "ДНР"

Символы везде. Гербы и флаги несуществующей "Новоросии" лепят везде, где достанет рука, рисуют на стенах домов и клеят на номерные знаки автомобилей. Правда, пересечь границу с Россией такие авто не могут: пограничники соседнего государства заставляют водителей соскребать наклейки, мотивируя тем, что такой страны не знают. Как и в Советском Союзе герб или лозунг "Вся власть Советам!" можно было встретить на столбе в чистом поле, так и в Донецке стараются нарисовать это везде. Иногда на "флаг Новороссии", который почти полностью срисован с американского флага Конфедерации, дорисовывают белые звездочки – чтобы было совсем одно и то же. При этом Америку ненавидят, что не мешает боевикам получать зарплату в "проклятых" долларах. Истинно по-советски любят российские рубли, тем более что Донецк уже почти полностью вошел в рублевую зону. Правда, местный люд все никак не разберется, что делать. Рубли в магазинах принимают, только на руках у населения все больше гривны. На рынках вообще с рублями лучше не появляться – недовольство торговцев гарантировано. "Откуда я знаю, может, они у вас фальшивые?" – заявляют торгующие. К слову, даже в магазинах сдачу с рублей могут выдать гривной. О фальшивых рублях ходят уже серьезные слухи, которые начинают подтверждаться – полученные в "пенсиях" рублики уже "зазвенели" в магазинах на аппаратах проверки подлинности купюр, о чем не раз сообщали дончане в соцсетях.

После того как в прошлом году на флагах простестующих пророссийских активистов появился Сталин в бронежилете, элементы советскости продолжили принимать в Донецке совершенно причудливые формы. До создания пионерских и комсомольских организаций дело пока не дошло, но в различные молодежные объединения народ уже собирают, хотя и с молодежью на Донбассе тоже дефицит: не заставшие в силу возраста расцвет социализма предпочли уехать подальше. Оставшиеся учатся жить по заветам бывших вождей, изо всех сил пытаясь изобразить, как "кухарка может управлять государством". Бывший продавец курятины оптом – в роли главы правительства, тамада – министр культуры, алкоголик из соседнего подъезда – командир батальона… Управлять можно, вопрос в том, насколько хорошо это получится у "кухарки", если вместо специалистов проблемы экономики, финансов, городского управления решают друзья, родственники и просто хорошие люди, вовремя надевшие "георгиевскую ленточку".

"Хорошие люди" уже озаботились тем, что в Донецке не должно остаться никаких упоминаний об Украине. Школы сняли гербовые таблички с названиями, исчезают слова "Донецкая область", все написанное по-украински заменяется на русский аналог. Последняя инициатива новых "властей" – убрать барельеф Василия Стуса у входа в корпус филологического факультета Донецкого национального университета. И заменить его на бюст советского разведчика Николая Кузнецова!

"Я не знаю, как взаимосвязаны Кузнецов и филфак ДонНУ, Стус хотя бы здесь учился, – поделилась бывшая выпускница факультета Инна Карпенко. – Это не бред, это уже какое-то издевательство, мол, творим что хотим, а вы молчите в тряпочку. Я была против присвоения университету имени Стуса, хотя ничего не имела против барельефа. Но какой Кузнецов? Причем здесь разведчик? Может, давайте памятник Сталину здесь поставим. Хотя, чувствую, и до такого маразма мы скоро дойдем".

Пока же в городе активно восстанавливаются другие барельефы, изображающие наиболее яркие события советского периода. Их можно встретить на старых зданиях, на колоннах у мостов. Барельефы раскрашивают золотой краской, тогда как раньше их просто поддерживали в нормальном состоянии и периодически освежали их естественный цвет.

Читайте: Кто к нам с флагом придет: волонтер рассказал, как в Донецке работает "НКВД"

Как сообщал "Обозреватель", в оккупированном Донецке провалилась идея боевиков о бивалютной системе.

В магазинах и на рынках Донецка принимают оплату российскими рублями, однако эти случаи единичны – рублей на руках у населения не так уж и много.

Как оккупированный Донецк возвращается в СССР
Как оккупированный Донецк возвращается в СССР
Как оккупированный Донецк возвращается в СССР