УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Все молча здесь кричит…

Все молча здесь кричит…

"Мне было 3 годика, когда моим родителям пришла повестка, что всем евреям нужно явиться в Бабий Яр. Тогда все обрадовались – думали, что нас эвакуируют, и мы сами пошли навстречу смерти…", - вспоминает страшные события 1941 года. киевлянка Лариса Майстренко. Тогда женщине чудом удалось спастись, но вомпоминания о смерти невинных раскаленным железом до сих пор жгут память киевлянки.

27 января Украина и мир чтят память жертв Холокоста. "Обозреватель" нашел людей, которые прошли через ад и выжили.

Воспоминания живых

Люди, пережившие Холокост, не могут без слез вспоминать, как нацисты в оккупированных городах и селах расстреливали, сжигали, морили голодом и поддавали нечеловеческим пыткам евреев. Киевлянка Лариса Вадимовна Майстренко чудом спаслась от рук нацистов, когда ей было всего 3 года.

"Моя мама – еврейка, а отец – украинец. Бабушка и дедушка по маминой линии были против такого союза – они оба были сильно религиозными, и хотели, чтобы мама вышла замуж только за еврея. Но она ослушалась. Мы жили на ул. Саксаганского с папиной семьей. Когда же пришла повестка, что все евреи должны прийти в Бабий Яр, мы очень обрадовались – думали, что будет эвакуация", - рассказывает Лариса Вадимовна.

Женщина говорит, что в день, когда ее родные сами пошли навстречу смерти, в дом на Саксаганского в приподнятом настроении приехала вся мамина родня.

"Еврейский дедушка, тот, который по маминой линии, решил, вроде, одолжение сделать отцу. Он был извозчиком, посадил нас всех на подводу и мы поехали к Бабьему Яру. Радовались и хотели поскорее эвакуироваться, убежать от войны. Забрали с собой и папу, несмотря на то, что он был украинцем. Также нас пошла провожать папина мама", - продолжает Майстренко.

Киевлянка, которой вскоре исполнится 75 лет, уверена – в тот день ее спас счастливый случай. Всех, кто даже просто приближался к Бабьему Яру, сразу же делили по гендерному и возрастному принципу.

"Моих родителей тут же уволокли в очередь, а я была на руках у бабушки-украинки. И, когда ее тоже стали тянуть в толпу, стало ясно, что здесь что-то не так…бабушка сильно испугалась, достала паспорт и стала во весь голос кричать, что она русская, но немцы продолжали подвигать ее в очереди. Бабушка не переставала кричать, тогда к нам подошел немецкий офицер и ударил бабушку дубинкой, вернее, он целился в мою голову, но попал ей по плечу", - делиться Лариса Вадимовна.

"Бабушка все время повторяла, что она русская, но ее никто не слушал. Она кричала и продолжала держать меня на руках. Несмотря ни на что, держать, чтобы меня не смогли забрать. Бабушка, найдя в себе невиданную силу, понеслась в сторону Лукьяновского кладбища. Потом, пробежав довольно много, она буквально упала с ног, и мы спрятались в кустах между двух могилок", - говорит Майстренко.

Бабушка Ларисы Вадимовны была родом из Чернигова и Киев знала плохо. Поэтому дорогу домой они нашли только ночью.

"Мы добрались домой, когда уже светало. Дальше, на протяжении двух лет, когда были облавы, я пряталась в подвалах, даже маленькой знала, что могу умереть за то, что у меня в роду есть евреи. Но мир, кстати, не без добрых людей – у нас на Саксаганского было две 7-этажки, всех допрашивали, но меня никто не сдал. Потом мы узнали, что наш дворник Петр Иванович был подпольщиком - наверное, это и спасало, ведь в то время дворники под страхом смерти должны были заявлять, есть ли в домах евреи", - завершает Майстренко.

Сейчас Ларисе Вадимовне почти 75 лет. Ее бабушка и дедушка не просто сумели самостоятельно воспитать двоих внуков (от первого брака у отца Майстренко остался сын. – Авт. ), но их сделать их Людьми с большой буквы. Пережив Холокост, Лариса Майстренко 22 года проработала артисткой балета. А сейчас, несмотря на почтенный возраст, она все еще продолжает профессиональную деятельность – является руководителем танцевального коллектива "Оболонь".

О том, как страшно ей было еще в детстве встретиться лицом к лицу со смертью, Лариса Вадимовна предпочитает вспоминать как можно реже. Но родителей, убитых в Бабьем Яру, ровно, как и свое происхождение, – она помнит и чтит всегда.

Историческая справка

В Украине массовые убийства евреев начались летом 1941 года. Согласно данным Еврейского совета Украины, в период с 1941 по 1944 гг. на территории нашей страны было убито 1,7 млн. евреев. Для сравнения – в самом известном в мире концлагере Освенцим (Польша) нацисты замучили 1,1 млн. человек. В Украине же действовало 6 концлагерей: 2 в Киеве, один в пгт. Богдановка (Николаевская область) и 3 во Львове.

Название

Тип лагеря

Период эксплуатации

Количество жертв

Богдановка (пгт. Богдановка, Николаевская область)

Концентрационный лагерь

1941

Превышает 115 тыс. человек

Львов

Гетто, трудовой, транзитный, лагерь смерти

Июль 1941 – июнь 1944

Минимум 100 тыс. человек

Лисиничи (г. Львов)

Лагерь смерти

Сентябрь 1941 – октябрь 1943

Минимум 140 тыс. человек

Сырецкий лагерь (г. Киев)

Трудовой, лагерь смерти

Июнь 1942 – 6 ноября 1943

Более 25 тыс. погибших, без учета Бабьего Яра, где были убиты по разным оценкам от 100 до 150 тыс. человек

Цитадель (г.Львов)

Концентрационный лагерь и тюрьма

Июль 1941 – июнь 1944

Минимум 140 тыс. человек

Яновска (г. Львов)

Трудовой лагерь, лагерь смерти

Сентябрь 1941 – июнь 1944

Минимум 170 тыс. человек

Историки, изучающие Холокост, до сих пор не могут сосчитать, сколько точно невинных человек были убиты нацистами в то страшное время.

"Меня всегда удивляли эти подсчеты – все они очень странные. Например, с Бабьим Яром. Немцы после войны сказали, что расстреляли там 33 тыс. 731 человека. Советская комиссия эти данные тоже подтвердила, но как можно было считать в те минуты? Точное количество умерших евреев крайне сложно назвать", - говорит президент Еврейского совета Украины Илья Левитас.

По оценкам историков, только в Бабьем Яру было убито от 100 до 150 тысяч евреев. Всего же за время Холокоста, как утверждается в приговорах Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками, погибли около 6 миллионов евреев.