УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Азовмаш": искусство диверсии

'Азовмаш': искусство диверсии

Мариуполь сегодня на слуху, главным образом как город, стоящий на грани военной катастрофы. Медиа пишут о нем как об индустриальном центре, являющемся потенциальной целью для штурма формированиями непризнанной "ДНР".

Между тем, помимо военной, город сегодня оказался на грани катастрофы социальной и экономической. В ближайшее время здесь могут без работы почти 14 тысяч человек – работников предприятий группы "Азовмаш".

Сегодня компания на грани банкротства. Первые сокращения персонала начались в октябре, и продолжают набирать обороты. Против руководства предприятия открыто уголовное дело по факту невыплаты заработной платы перед более чем 5000 сотрудникам на сумму, превышающую 5 млн.грн. По словам очевидцев, завод уже сегодня просто распиливается на металлолом, и скоро от него ничего не останется.

Такое ощущение, что предприятие полностью отдано на откуп топ-менеджменту, и его судьба не заботит ни частных собственников, ни государство, которое по прежнему владеет, хоть значительно сократившейся, но долей в этом стратегически важном предприятии.

А оно действительно важное. И действительно стратегически.

Во-первых, здесь выпускают железнодорожные вагоны. Благодаря этому украинские железнодорожники имеют возможность обновлять свой устаревший изношенный парк. А в сложные времена функционирование транспортной инфраструктуры приобретает критическое значение.

Во-вторых, мощности предприятия позволяют легко переориентировать его на нужды отечественного ВПК. Здесь можно не только катать броневые листы или изготавливать отдельные элементы конструкции танков и бронемашин, но полностью наладить выпуск готовой бронетехники. Которая сегодня необходима Украине как никогда.

В-третьих, до последнего времени "Азовмаш" был одним из немногих рычагов давления на Россию. Отсюда на российский рынок поставлялась продукция, которая не выпускается в самой РФ. Это могло стать одним из козырей для Украины во время обсуждения всех сложнейших вопросов в отношениях двух стран.

Увы, возможность эта, как и многие другие, упускается из-за отсутствия интереса собственников к предприятию и бездарного управления им топ-менеджментом.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что нынешнее критическое положение "Азовмаша", полагают аналитики, вполне может быть результатом отлично спланированной российской стороной экономической диверсии. Формально в ней участвовали частные компании, но в соседней стране зависимость бизнеса от государства сильна. Сильна настолько, что крупнейший корпорации, повинуясь приказам Кремля, способны действовать в убыток себе, если официальная Москва потребует сделать это в интересах государства.

Пока нельзя утверждать, что авторы этой версии правы до конца. Тем не менее, россияне на удивление согласованно разыграли двухходовую комбинацию, поставившую "Азовшмаш" на грань выживания.

Сначала, еще в период торговых войн накануне первого запланированного подписания Соглашения с ЕС, пошло стремительное сокращение заказов от РФ. И это при том, что, напомним, в самой России эта продукция не выпускается. В 2012-м году соседняя страна закупила в Мариуполе более 10 тысяч вагонов, обеспечив 63% от общего объема реализованной продукции. Однако уже через год российские заказы стремительно сократились, а в текущем году, особенно с момента начала активной фазы вооруженного конфликта, упали практически до нуля.

С одной стороны, может показаться, что россияне потеряли интерес к "Азовмашу", заранее смирившись с его переориентацией на западный рынок (вместе со всей украинской экономикой). Но одновременно с этим российский же "Сбербанк" неожиданно подсадил предприятие на долговую иглу, выдав несколько крупных кредитов. Сегодня банк с доминирующей долей государства сосредоточил в своих руках пятую часть кредитного портфеля мариупольских машиностроителей - $94 млн. из полумиллиардной задолженности.

Остальными заемщиками для "Азовмаша" являются ряд украинских и зарубежных банков, такие как ПУМБ, Укрсоцбанк, Укрэксимбанк, Райффайзенбанк Аваль, ОТП банк, Дельта банк и Банк Юнисон.

Самое удивительное, что платежи по своим кредитам получает только российский "Сбербанк" - около $8 млн. ежемесячно. Именно это лишает предприятие оборотных средств на выполнение текущих заказов: в работе находятся 382 вагона, но 274 уже просрочены по дедлайнам перед заказчиками.

Среди этих заказчиков – еще одна примечательная деталь – есть и российские компании, покупающие мариупольские вагоны в обход негласного "эмбарго". Кроме того, заказывают здесь вагоны и компании из стран, привыкших во всем оглядываться на позицию РФ. Например, казахский "Рама Петролеум" и азербайджанский "Сокар". Что лишний раз доказывает искусственность резкого сокращения заказов из России.

"Азовмаш" вынужден платить по российским кредитам, чтобы не лишиться своего актива в России – Армавирского завода тяжелого машиностроения. Наличие в структуре группы этого предприятия давало возможность обойти заградительные пошлины. Крупноузловая сборка на территории РФ позволяло выходить на тамошний рынок с формально местной продукцией.

Очевидно, что топ-менеджмент предприятия имеет какие-то договоренности с РФ, иначе почему же выплачивает кредиты именно российскому банку, в то время как другие, и в первую очередь, украинские, просто игнорирует?

Но, вместе с тем, руководство предприятия не стесняется получать помощь от государства Украина. Напомним, 15 октября 2014 года в силу вступил Закон Украины "Про временные меры на период проведения АТО". Город Мариуполь, согласно утвержденного Кабинетом Министров перечня, попал под его действие. Законом предусмотрено, что с 14 апреля 2014 года, с даты начала АТО, предприятия освобождаются: от уплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности, за пользование государственным и коммунальным имуществом. Им также нет необходимости уплачивать штрафы и пени на основную сумму задолженности по кредитным обязательствам, вносить социальный взнос. Они также пользуются льготами по уплате налога на прибыль.

Возникает парадокс: высвободившиеся за счет налоговых льгот в украинский бюджет средства мариупольское предприятие перечисляет россиянам по кредитным обязательства. Таким образом, Украина едва ли не своими руками перекладывает свои же деньги в карман страны, имеющей, прямо скажем, непосредственное отношение к событиям на Донбассе.

Руководство предприятия, скажем так, играет с огнем. Ведь сегодня, в ситуации острого дефицита бюджета, правительство ищет любые возможности закрыть бюджетные дыры. И может вспомнить о предприятии, которое, напомним, имеет долю государственной собственности, наряду с частными инвесторами. Они в свое время сделали все, чтобы размыть государственную долю с помощью дополнительных эмиссий, введя в число акционеров кипрскую оффшорную компанию Azovmashinvest Holding Limited.

Сейчас, когда частные собственники завода явно не в фаворе у власти, вариант национализации "Азовмаша" не кажется таким уж и невероятным. Во-первых, это может быть сделано в интересах Рината Ахметова, который и так уже владеет ключевыми заводами в Мариуполе. Его ПУМБ является вторым по объемам кредитования "Азовмаша", есть и сильная мотивация такого приобретения – Стахановский вагоностроительный завод для олигарха фактически потерян. Во-вторых, не исключено, что на актив будет претендовать бизнес, приближенный к новой власти. Например, один из губернаторов весьма небезразличен к бизнесу, который так сказать "плохо лежит".

Над каким-то из этих вариантов лоббисты уже работают – еще в августе и.о. главы Фонда госимущества Дмитрий Парфененко подписал приказ о внесении "Азовмаша" в перечень предприятий, подлежащих приватизации.

Спасти от "долговой распродажи" ценный актив собственники все еще могут. Для этого им просто стоит включиться в процесс и начинать разруливать ту "кашу", которую "заварил" топ-менеджмент. В первую очередь, настоять на том, чтобы первоочередные выплаты по кредитам производились украинским банкам, хотя бы для видимости. Для этого не обязательно возвращать весь пакет сразу, можно начать с небольших займов одному или нескольким банкам.

Невозврат кредитов российскому банку или отсрочка выплат в нынешних условиях будет воспринята украинским и международным бизнес-сообществом с пониманием. В то время как перекачка оборотных средств россиянам в ущерб субъектам национальной экономики выглядит нелогично, странно и, откровенно говоря, даже подозрительно. В итоге, частные собственники бизнеса могут лишиться не только проблемного мариупольского актива, но и других своих прибыльных активов в Украине и в России.