УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Без срока демобилизации

28,8 т.
Без срока демобилизации

Сергей – командир взвода территориальной обороны на Донбассе. Ни он, ни другие солдаты и офицеры не понимают, что будет с ними - добровольцами, которые были мобилизированы на восток. Никто им не может объяснить, на какой период они мобилизованы, что будет с их работой, когда они снова увидят родных и детей.

43-летний житель Павлограда (Днепропетровщина) Сергей записался в ряды украинской армии добровольцем.

- 5 марта я пошел в Павлоградский военкомат и написал заявление, что хочу пойти в армию добровольцем. А 2 мая вечером мне позвонили из военкомата и сообщили, что, если я не передумал, то есть возможность мобилизоваться. Я уже и не думал, что призовут, потому что у меня военная специальность "авиатехник вертолета", а в ней на данный момент необходимости нет. А тут сложилась ситуация, что надо было организовывать батальон территориальной обороны в Днепропетровской области, ну и взяли сюда офицером – сейчас командую взводом.

- Вы сейчас в Днепропетровской области служите?

- Нет, мы уже перебазировались в Донецкую.

- То есть, вы сейчас, по сути, находитесь в горячей точке?

- Нет, мы – не в горячих точках, ми идем как второй эшелон за десантниками, которые продвигаются вперед. Мы организовываем работу блокпостов на дорогах, проверку документов и машин.

Сергею как офицеру ежедневно приходится отвечать на вопросы - что будет дальше.

"Народ мне очень много задает вопросов, и я, как офицер, должен им объяснить, есть ли какие-то документы, прописало ли государство, как будет проходить демобилизация людей, ведь многие же числяться на работе и боятся ее потерять. Такая же ситуация и с солдатами срочной службы. Мы охраняли учебный полк, там ребята уже по три месяца переслужили, и они тоже волнуются", - рассказывает Сергей.

Дома его ждет жена и уже взрослый сын. Шахта, где работает Сергей, исправно выплачивает положенную законом среднюю зарплату, пока ее сотрудник защищает страну – эта зарплата, по словам Сергея, гораздо выше того, что ему положено за службу. Но ведь у некоторых все сложнее – дети еще маленькие, да и финансовая ситуация в семье не всегда стабильная.

Читайте: Из России в сторону границы с Украиной движутся колонны военной техники - СМИ

"За военную службу платят зарплаты, согласно штатному расписанию, в принципе, вовремя. По крайней мере, то, что обещали, то и платят. Настроение нормальное у служивых, просто этот конфликт затянулся, а у людей семьи, дети... Волнуются все", - делится Сергей.

Поскольку служащих призвали на основании мобилизации, то никакого контракта, в котором мог бы быть указан срок службы, с ними не подписывали.

Если отталкиваться от буквы закона, то мобилизация объявляется указом Президента, в котором он может указать срок службы, а может и не указывать, как это сделал и.о. главы государства Александр Турчинов. Поэтому служить мобилизованным, а также и бойцам срочной службы придется до появления указа о демобилизации, который, скорее всего, выйдет после нормализации ситуации на Востоке.

"Военные должны выполнять приказы, они подчиняются Главнокомандующему, это наш Президент. И именно он подписывает указы, как о мобилизации, так и о демобилизации. Учитывая ситуацию в восточных регионах Украины и возможность введения чрезвычайного или военного положения, то и мобилизованные и срочники должны оставаться на своих боевых постах до урегулирования ситуации и выхода указа о демобилизации", - разъяснил "Обозревателю" правозащитник Эдуард Багиров.

Читайте: Баррозу: Россия должна прекратить военные действия в Украине

По его словам, даже официальный запрос в Министерство обороны вряд ли сможет прояснить ситуацию.

"Они могут обратиться в Министерство обороны с просьбой указать срок окончания службы, но, скорее всего, получат какой-нибудь ответ общего характера без четкого указания времени. Каких-нибудь правовых или процессуальных мер, которые можно было бы использовать для ускорения демобилизации, в украинском законодательстве нет, как, впрочем, и в законодательствах других стран мира", - сказал он.

Но есть и хорошие новости – работодатели наших защитников, независимо от формы собственности, в течение года должны сохранять за ними среднюю зарплату и рабочее место. Но что же случится, если конфликт затянется? Неужели через год всех мобилизованных лишат работы?

Багиров считает, что срок сохранения должности и зарплаты можно продлить на законодательном уровне в случае необходимости, а поэтому призывает не переживать по этому поводу.