УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Есть много способов привести Путина к краху: эксперт о сотрудничестве НАТО с Украиной

Есть много способов привести Путина к краху: эксперт о сотрудничестве НАТО с Украиной

Выступление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по ситуации в Украине ясно дает понять: Запад "созрел" для предоставления нашей стране летального оружия. Но перспективы его получения сегодня полностью зависят от действий украинского руководства.

Новое вооружение на порядок увеличит боеспособность украинской армии и сделает бессмысленными попытки Кремля развязать континентальную войну. Потенциала российской армии явно недостаточно для такого шага, президент РФ не решится на него, а перспектива отключения России от системы SWIFT делает Владимира Путина "ручным".

Об этом в интервью "Обозревателю" рассказал председатель Всеукраинской общественной организации "Украина в НАТО", член Атлантического совета Украины Юрий Романюк.

-Как в целом вы оцениваете речь генсека НАТО? Какие месседжи остались "за кадром"? Что можно ожидать в плане сотрудничества НАТО и Украины – исходя из того, что прозвучало и что не прозвучало?

-Самый главный месседж состоит в том, что правительства стран НАТО уже созрели для реального рассмотрения вопроса о предоставлении Украине летального оружия. Это именно то, что осталось "за кадром". Мариупольская трагедия открыла глаза правительствам европейских стран, так что иллюзии в отношении примирения Путина и его желания вести какие бы то ни было мирные переговоры развеялись окончательно.

Государства НАТО понимают, что Украина осталась один на один с российской агрессией. Все понимают, что Украина не в состоянии самостоятельно побороть российскую армию. У НАТО уже нет ни одной юридической зацепки или мотивации отказать Украине в предоставлении летального оружия. Это единственное, чем Запад может реально помочь Украине вместо очередного высказывания обеспокоенности.

Возможно, это и осталось "за кадром", но это не значит, что это не могло быть предметом переговоров в закрытом формате в НАТО. Столтенберг озвучил только то, что считал нужным озвучить. Мы не знаем, к кому конкретно из стран НАТО обращалась Украина с просьбой о предоставлении помощи. Я не думаю, что она обращалась абсолютно ко всем странам.

Выступление Столтенберга – достаточно символично и значимо, в том числе когда он говорит, что единственными зарубежными войсками, которые воюют в Украине, являются российские войска. Кроме того, выступление еще раз подтвердило, что НАТО как институт полностью солидарно с Украиной и готово помогать Украине. Для Кремля это неприятно слышать, для Украины – наоборот.

Читайте: НАТО - Украина: модернизация - да, вооружения - нет

-Таким образом, есть понимание, что Украина нуждается в помощи, есть готовность предоставить такую помощь. В какой перспективе она может быть предоставлена?

-Не просто помощь – а именно летальное вооружение. Все-таки в большей мере, как это ни парадоксально звучит, перспективы зависят от самой Украины, от украинской власти. Это будет зависеть исключительно от Президента, премьер-министра и министра обороны. Инициатива должна исходить от них – они должны направить военные миссии с соответствующим перечнем военной техники, вооружения, систем и прочего, которые нужны Украине, в каком количестве и в какой срок. По-моему, Запад готов воспринимать такую инициативу Украины. Сейчас это реально.

Но, думаю, вопрос будет отсрочен до 12 февраля, когда состоится заседание Европейской комиссии, на котором они окончательно согласуют план действий в отношении российской агрессии. До этого времени может еще многое измениться.

-Насколько помощь НАТО летальным оружием изменит соотношение сил на востоке Украины? Насколько существенная эта помощь?

-Это очень существенная помощь в том плане, что уязвимость российских войск от украинско-натовского оружия будет на порядок выше. Результатом этого будет на порядок большее количество жертв со стороны российских агрессоров. Это самое главное.

То есть, мы идем путем не наращивания "пушечного мяса" со стороны Украины, а путем качественного перевооружения существующих украинских ресурсов. Можно долбать артиллерией, "Градами" боевые позиции россиян 24 часа в сутки, выстрелять целый эшелон боеприпасов, но уничтожить 2 боевика и ранить еще 18. А можно стрелять 15-20 минут и уничтожить сразу 15-20 танков, 10 БТР, 42 автомобиля и сделать 200-300 "двухсотых". Эффективность использования, точность использования, степень поражения возрастают на порядок.

Читайте: Украинская армия приняла на вооружение военно-транспортный самолет Ан-70

-Вам не кажется, что предоставление Украине летального вооружения спровоцирует Путина на настоящую, полномасштабную войну против Украины?

-Нет. Он этого боится. Сегодня украинские Вооруженные силы оснащены исключительно советским устаревшим вооружением образца 1960-70-80-х годов. Поэтому даже натовское вооружение 2000-х годов выпуска на порядок выше существующего сегодня в Украине. Россия это понимает, осознает и знает, что ее вооруженные формирования на Донбассе и в самой РФ чрезвычайно слабые.

Боеспособность российской армии – это по большей части "понты". Российская армия насчитывает не более 100 тысяч более или менее боеготовых войск. Все остальное – это тупая биомасса, переодетая в униформу. И то, что Путин несет неожиданно высокие потери в Украине, вывело его на последнее заявление о том, что там воюет не украинская армия, а "украинско-натовский легион". Это продемонстрировало его обеспокоенность такими огромными потерями.

Но это не значит, что Путин решится на открытую континентальную войну против Украины – у него нет боеспособных войск. У него просто нет ресурса – ни финансового, ни кадрового – чтобы вести реальную континентальную войну. Когда Украина получит новейшие натовские системы, которые будут способны наносить противнику на порядок большие потери в живой силе и технике, когда НАТО предоставит нам новейшие зенитно-ракетные комплексы, чтобы блокировать небо от российского авиационного нашествия, это будет самым главным.

Без преимущества в небе Россия не решится на войну против Украины. Сначала начинается война в небе, потом – на земле. Именно такова тактика ведения боевых действий. Без захвата неба ни одна страна не может рассчитывать на преимущество. Поэтому украинской армии, в первую очередь, нужны новейшие системы ПВО.

Читайте: НАТО: у боевиков на Донбассе есть российские системы ПВО

-И страны НАТО могут предоставить нам такие системы?

-Да. Если Украина получит добрую сотню или две самых современных зенитно-ракетных комплексов, то нападение России на Украину станет бессмысленным со всех точек зрения. Это абсолютно нивелирует любые шансы развязывания континентальной войны Путина против Украины.

Континентальная война не произойдет и по другой причине. Ну не готов сегодня Путин вести такую войну, потому что он понимает, чем это для него закончится. Перспектива отключения России от системы SWIFT делает Путина ручным. Эта угроза прозвучала именно сейчас, чтобы он осознал и понял, что если он не сядет за стол переговоров до 12 февраля, когда состоится заседание Европейской комиссии, то ему реально угрожает очень большая опасность. Тут я хочу заметить, что "розетку" SWIFT выключают США, а не Европа. Даже если ЕС не решится на такой шаг, предугадать, на что решится новый Конгресс США и Обама, никто не может.

Поэтому в сегодняшней ситуации я бы не паниковал. Я не вижу угроз континентальной войны. В современном мире есть очень много сдерживающих факторов, которые могут остановить Путина. Есть очень много способов привести Путина к экономическому краху буквально за один день. Например, отключить SWIFT.