УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Происходит отстрел патриотов". Мирослав Гай о гибели добровольцев - борцов с контрабандой

'Происходит отстрел патриотов'. Мирослав Гай о гибели добровольцев - борцов с контрабандой

Ранним утром 2 сентября в Луганской области одна из мобильных групп, занимавшихся борьбой с контрабандой, попала в засаду. В результате двое членов группы - экс-нацгвардеец Андрей Галущенко (позывной "Эндрю") и сотрудник ГФИ Дмитрий Жарук ("Байкер") - погибли на месте. Четверо находившихся в машине десантников и один сотрудник СБУ получили ранения различной степени тяжести. Самое страшное, что друзья погибших почти уверены: мобильную группу пытались уничтожить не террористы, а свои же – военные. Но которые зарабатывают на контрабанде. И поперек дороги которым стал Эндрю.

А уже на следующий день погиб еще один товарищ Андрея Галущенко - Владимир Киященко, позывной "Тайфун". Официально утверждается, что он подорвался на растяжке. Но тот факт, что он, по словам его друзей, собирался отправиться на место гибели Эндрю, наводит на нехорошие мысли.

Что на самом деле могло случиться в ночь гибели группы Эндрю и насколько вероятно, что и Галущенко, и Киященко убили свои же, "Обозреватель" спросил у человека, дружившего с первым и неплохо знавшего второго - бывшего нацгвардейца, а сейчас волонтера Мирослава Гая.

Мирослав, что вам известно о событиях той страшной ночи с 1 на 2 сентября?

Погиб мой побратим, Эндрю. Андрей Галущенко. Он закончил Суворовское училище. Майдановец. Пошел в Национальную гвардию. В последнее время официально работал при военно-гражданской администрации Луганской области - с Георгием Тукой.

Занимался вопросами борьбы с контрабандой. Причем, делал это очень активно и успешно. Как мы знаем от самого Георгия Борисовича – 70% контрабанды они остановили. Но так случилось, что позавчера ночью, точнее, под утро, автомобиль этой мобильной группы, который вел Андрей, попал в засаду. Их подорвали миной. Потом была стрельба. Андрей погиб. Фактически, он сгорел. Вместе с офицером фискальной службы, который входил в состав группы. Они вдвоем погибли. Другие ребята ранены. В каком они состоянии, мне неизвестно.

Читайте: За убийством волонтера стоят влиятельные офицеры ВСУ - Касьянов

На фото: Андрей Галущенко (Facebook)

Они попали в засаду достаточно глубоко у нас в тылу. И вариант, что там могла быть какая-то диверсионная группа противника, для всех людей, которые более-менее знают ситуацию по области, отпадает. Мы не можем сейчас давать каких-то оценок, называть чьи-то имена и обвинять каких-то конкретных людей. Мы констатируем факт. Была мобильная группа, которая боролась с контрабандой. И ребята погибли глубоко в тылу, где, в принципе, безопасно было ездить. Именно поэтому, думаю, парни и оказались не готовы к этой засаде. Ребята, которые наиболее активно боролись с контрабандой.

Вчера погиб еще один боец , Тайфун, 80-й бригады. Он был хорошо знаком с Эндрю. Они вместе воевали. А теперь он тоже погиб. Мы не знаем, при каких обстоятельствах – кроме того факта, что он подорвался на растяжке. Не знаем, связаны ли эти две трагедии. Знаем только, что Тайфун с Эндрю сотрудничали в вопросах борьбы с контрабандой.

Читайте: Названа вероятная причина гибели волонтера-антиконтрабандиста под Счастьем

Есть ли у вас подозрения, кто конкретно может стоять за этими смертями?

Я не хочу озвучивать свои подозрения. Уже достаточно было сказано – в том числе и главой Луганской администрации Тукой. Он очень эмоционально высказался в Фейсбуке. У меня только одна четкая мысль по этому поводу: необходимо срочно на государственном уровне проводить следствие. Разбирать дело по этой контрабанде и наказать виновных. Чтобы, не дай бог, это дело не спустили на тормозах. Потому что происходит, фактически, отстрел патриотов. И делает это не какая-то иностранная вражеская сила, а местная мафия. Те, кто наживается сегодня на контрабанде.

Я поняла, что вы не хотите называть фамилий, но, тем не менее, как считаете: когда погиб Эндрю – это наши военные сами "спустили курок" или сделали это руками террористов? Сейчас многие говорят о том, что маршрут передвижения мобильной группы могли "слить"… Или вы все-таки категорически отвергаете такую возможность?

Я не думаю, что тут был "слив", что это была вражеская диверсионная группа. Так не думает ни один человек, которого я знаю. Любые подобные спекуляции – это обман. Обман общественности. Потому что диверсионные группы в таком отдалении от линии соприкосновения у нас до сих пор не были замечены. Кроме того, они просто не смогли бы оттуда выйти! Если диверсионная группа вступает в бой на такой глубине – она вся гибнет. Или берется в плен. На такую глубину диверсионные группы не заходят для того, чтобы дать бой или устроить засаду. При том, что рядом были бойцы 95-й, 92-й, 128-й бригад… Диверсанты фактически были бы обречены на смерть. А мы видим, что ни один человек не был схвачен, ни один человек не был убит в перестрелке – хотя ребята отстреливались. Как я уже говорил, ДРГ уйти никак не могла. А значит, все говорит только об одном: что это были люди, которые себя комфортно чувствовали на этой территории. То есть, представители силовых подразделений Украины.

Читайте: В Украине появилось целое сословие, живущее с войны - Доник

Насколько распространено такое явление, как крышевание контрабанды именно украинскими военными? Какова цена вопроса?

Есть разные цены. В зависимости от ценности груза они стартуют от 100 тысяч гривен. Контрабанда идет достаточно плотным трафиком. Это ни для кого не является секретом. Как и то, что контрабанда чаще всего крышуется той стороной, которая пропускает грузы. А значит – украинской стороной. Украинскими военными. Эту информацию вам подтвердит любой человек в администрации. Любой человек, который занимается борьбой с контрабандой.

Сам Эндрю об этом не раз заявлял. За что ему не раз угрожали. Мы знаем, кто это делал. Даже корреспондентка "Українського тижня", незадолго до гибели Эндрю бравшая у него интервью, записала. Есть записи угроз в отношении Андрея – они сейчас уже выложены в открытый доступ. Эндрю сам называл людей, которые занимаются, по его мнению, контрабандой. Это можно увидеть в его последнем интервью.

Мы хотим обратить на эту проблему внимание не только общественности, но и высоких чиновников. Во-первых, не впервые гибнут люди. До этого уже были потери у мобильных групп, которые занимались борьбой с контрабандой. Люди гибли. И мы боимся, что эти смерти будут продолжаться. Для того, чтобы побороть это явление, мы считаем, что эту ситуацию надо предать огласке. Чтобы высшее руководство государства обратило на нее внимание. Когда я говорю "мы" - имею в виду, прежде всего, друзей Эндрю, людей, которые имеют активную гражданскую патриотическую позицию.

Читайте: Блогер подробно рассказал о жизни в "ЛНР": контрабанда, войска РФ и взятки

В нашей стране ждать, пока власти обратят внимание на какую-либо проблему можно бесконечно долго. Вы не пробовали как-то напрямую пробиться к руководству страны?

На данный момент этот вопрос поднят на уровне Верховной Рады. На прощании с Эндрю будут побратимы Андрея – депутаты Верховной Рады – побратимы, понимаете? Люди, которые воевали с нами в Национальной Гвардии. Зная принципиальную позицию Георгия Туки, я уверен, что он со своей стороны приложит все усилия, чтобы наказать виновных. Думаю, это дело так просто "похоронить" не удастся. Если будут преграды от каких-то официальных структур, которые могут быть связаны с этим убийством – тогда за дело возьмутся активисты и друзья Андрея.

Читайте: Контрабанда в зоне АТО: цена вопроса выросла

На фото: Владимир Киян (Facebook)

А Тайфун? Известны ли вам подробности его гибели? Говорят, что он собирался ехать на место гибели Эндрю, но почему-то оказался без бронежилета и оружия, что насторожило тех, кто его знал…

У нас оттуда вернулась волонтер. Рассказывала, что разговаривала с комбригом Тайфуна. Версия такая: они пошли проверять растяжки и каким-то образом он на нашей же растяжке подорвался. Но на самом деле, я не хотел бы спекулировать любыми версиями сейчас, пока не будет проведено нормальное расследование. Скажу одно: если эти смерти никак не связаны – то это самое странное, самое ужасное, самое трагичное совпадение, которое я видел и о котором когда-либо слышал в своей жизни.