УкрРус

Средства массовой дезинформации: "пресса" и телевидение на оккупированном Донбассе

  • Средства массовой дезинформации: "пресса" и телевидение на оккупированном Донбассе

Кремль уже не первый год использует средства массовой информации для внедрения идей "русского мира" и поддержания созданной им "альтернативной реальности" на оккупированных украинских территориях. Однако качество подобного рода прессы ожидаемо оставлеят желать лучшего. В статье Сергея Курганова на "Апострофе" приводится обзор основных "СМИ ДНР".

После того как в Донецк вошли пророссийские силы, из него ушли проукраинские журналисты. Позже оказалось, что настоящих то журналистов в городе и не осталось. Объявив охоту на всех, кто, по их мнению, неправильно освещал начало "русской весны" на Донбассе, боевики угрозами и неприятными "визитами" в редакции выжили из шахтерской столицы львиную долю мастеров пера. На смену им пришли дилетанты, имеющие слабое представление о том, как делается газета, телепередача, сайт новостей в интернете. Спустя два года СМИ так называемой ДНР по-прежнему изготавливают команды троечников журфака. Впрочем, вместо журналистики в ДНР активно штампуют пропаганду.

На первом месте по степени влияния на мозги аудитории в так называемой ДНР, конечно же, телепрограммы. Зная волшебный эффект телевизора – быстро и надолго отключать критическое мышление и участки мозга, ответственные за анализ происходящего, – боевики захватывали телецентры и студии сразу же после зданий СБУ и областной госадминистрации. Приводили своих инженеров, налаживали вещание и гнали одну и ту же картину: разрушения, вопли отчаявшихся и загробный голос журналиста, сообщающего, что все это – дело рук ВСУ. Естественно, зрители пенсионного возраста впадали в состояние шока прямо перед экраном.

За два года в незаконной ДНР появились такие телеканалы, как "Оплот", "Оплот-2", "Новороссия-ТВ", "Первый республиканский". К так называемому в народе "сепар-тв" примкнул и макеевский "Юнион". Каналы исправно крутят старые советские фильмы (за неделю, к примеру, можно 3-4 раза просмотреть "Шерлока Холмса" или "Кавказскую пленницу"), не чураются и американских боевиков или комедий. В промежутках между фильмами можно узнать сводку новостей (традиционно в сводке – о количестве выстрелов со стороны Украины) и послушать часовые, нудные, как зубная боль, рассуждения мало кому известных людей из какого-нибудь "народного совета ДНР" о том, как загибается Украина, загнивает Запад и расцветает "республика".

"У наших новоявленных донецких познеров – интервьюеров – на лице написана такая скука и непонимание сути разговора, что смотреть эти передачи невозможно даже за деньги. Одно и то же перемалывается по нескольку раз, журналисты едва ворочают языками, приглашенные, наоборот, могут молотить полчаса ни о чем. Зато появляется повод сказать, мол, по телеку засветился, - говорит житель Донецка Ярослав Кайнарин. – В основном, насколько я понимаю, телеканалы по нескольку раз в день крутят видеоблоги Анатолия Шария, выступления "командира" Эдуарда Басурина, причем над его "новостями" смеются даже самые "упоротые". Все это - попытка нагнетания уже привычного градуса страха. "Глава республики" Александр Захарченко появляется в эфире редко, но уж если появляется – это выступление порежут на эпизоды и будут неделями повторять".

Главным рупором кремлевской пропаганды на оккупированных территориях Донбасса является местное и российское телевидение

Газеты по уровню не особо отличаются от "республиканского" телевидения и больше напоминают опусы журналистов-первокурсников. Пафосные заголовки статей должны вызывать слезы умиления у поколения эпохи СССР: "Время выбрало нас", "Воспитание патриотизма", "Праздник созидательной профессии" (о Дне работника ЖКХ с приведенной полностью речью "министра" ЖКХ), "Сила славянского единства", "Быть опорой для государства", "Белые КамАЗы – вестники надежды", "Русская Весна" — глобальная альтернатива существующему миропорядку", "Мальчиш-Кибальчиш как пример для подражания"…

При этом газет в так называемой ДНР выходит несколько десятков: "Донецк вечерний", "Новороссия", "Голос республики", "Макеевский рабочий", "Родина" и так далее. В этих газетах - сплошь и рядом перепечатки статей официальных новостных сайтов, разбавленные собственными материалами – о музеях, выставках, известных людях региона или исторических событиях.

Ни о какой оперативности подачи новостей даже речи не идет, ни о каких журналистских расследованиях нет смысла даже заикаться. Например, когда в пятницу стало известно об убийстве известного дончанина – поэта, композитора, директора Центра славянской культуры Николая Присяжнюка (вооруженные грабители ворвались в его дом, убили тяжело болевшего Присяжнюка и ранили его жену) – ни одно сепаратистское СМИ и словом не обмолвилось о страшном происшествии. Это вызвало возмущение даже у адептов так называемой ДНР. "Такое резонансное событие, а на сайте главного "агентства новостей" - новость о фестивале клоунов и Дне геолога. Вообще ничего не замечаем?" - ехидно поинтересовались в Facebook некоторые дончане. Было бы странно, если бы им кто-то ответил…

Основные новости в так называемой ДНР - о том, как плохо жить в Украине и насколько прекрасно в "республике". Все события по ту сторону линии разграничения рассматриваются под микроскопом, не совсем удачные высказывания украинских политиков преподносятся как новая доктрина государства, а уж если драка в Раде – то новостные сайты самопровозглашенной ДНР будут забиты ее мельчайшими подробностями. Тем временем? тематика событий в самой "республике" будет ограничена успехами аграриев, открытием очередных продуктовых магазинов, новыми гумконвоями из России и многочисленными праздничными мероприятиями? начиная от открытия тех самых магазинов и заканчивая загадочными "днями флага" или "днями единства".

Газеты по уровню не особо отличаются от "республиканского" телевидения и больше напоминают опусы журналистов-первокурсников

Впрочем, газеты хоть и заявляют о каких-то мифических многотысячных тиражах, найти их в киосках печати сложно. "Берем по 3-5 штучек на реализацию, иногда их все разбирают, иногда приходится возвращать все непроданные. Газетки местные по 15-20 рублей стоят, не все хотят их брать даже ради телепрограммы", - поделилась продавщица газетного киоска.

Молодежи эти газеты неинтересны. Ничего, кроме колоссального идеологического давления, они не несут. Да и зачем покупать макулатуру, если все то же самое можно прочитать в интернете?

Примерно в таком же плачевном состоянии, что и СМИ, находится и рынок рекламы Донецка. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что к весне здесь заметно небольшое оживление – начали рекламироваться россияне. А ведь еще пару месяцев назад бигборды Донецка выглядели совсем уж убого: либо это был просто ободранный щит с лохмотьями прежних рекламных полотен, либо очередное поздравление Захарченко (к слову, в марте в Донецке еще можно было встретить его "С Новым годом!"), либо же реклама… министерств и ведомств. Особенно умилительно смотрелся бигборд "МГБ ДНР" с ошалевшими детьми на переднем плане.

На днях в городе появились заискивающие борды "Спасибо, Россия!" с белыми грузовиками на фоне. Впрочем, по количеству верноподданнических бордов с Захарченко все равно больше. Наверное, чтобы не забывали…

Наши блоги