УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бойцы АТО рассказали, почему чувствуют себя ненужными

Бойцы АТО рассказали, почему чувствуют себя ненужными

Батальон Нацгвардии имени генерала Кульчицкого еще до недавнего времени был крайне непубличным. Бойцы батальона считали, что пиар им совершенно ни к чему – лучше сосредоточиться на основной задаче: защите Родины. Однако теперь и они этого батальона решились обратиться за помощью к журналистам. Чтобы рассказать, почему ощущают себя ненужными как на Донбассе, так и дома.

С революции – на войну

Этот батальон был сформирован из добровольцев-майдановцев, которые еще в начале марта вызвались защищать Родину от российской агрессии. Прямо из сердца революционного движения – Майдана – их отправили на учения в село Новые Петровцы под Киевом. А оттуда – в самое пекло, именуемое АТО.

АТО для вчерашних майдановцев началось в начале мая на админгранице между Донецкой и Днепропетровской областями. Возле городка Павлоград нацгвардейцы сформировали заградотряд, чтобы не допустить продвижения террористов на мирную Днепропетровщину.

Дальше – Славянск. Бок о бок с бойцами легендарной 95 житомирской аэромобильной бригады майдановцы-гвардейцы разбили два блокпоста под Славянском и вошли в город. В их боевой летописи – и бои на горе Карачун. И первые серьезные потери под Славянском – накануне ротации в сбитом террористами вертолете погибли 12 бойцов. С ними погиб и генерал-майор Кульчицкий, чьим именем впоследствии и назвали батальон. Нацгвардейцы из батальона имени генерала Кульчицкого также освобождали и удерживали Дебальцево вплоть до момента ротации две недели назад- даже тогда, когда украинские СМИ наперебой сообщали о захвате этого города террористами.

Бойцы батальона также рассказывают о том, что им пришлось взять на себя и гуманитарную миссию. Они делились с местным населением продуктами, восстанавливали крыши на разрушенных снарядами зданиях и даже обезвреживали снаряды. Учиться делать это бойцам пришлось на практике. "К нам выстраивались очереди из местных, которые просили разминировать их дома… За 1,5 месяца наши ребята провели более 200 разминирований в населенных пунктах Донбасса – не имея соответствующего опыта и навыков", - вспоминает комбат батальона особого назначения Виктор Толочко.

О пережитом ужасе, о смертях и потерях бойцы говорят неохотно. А вот о забавных моментах вспоминают с большим удовольствием. Например, об эпизоде, когда на их блокпост забрели два сепаратиста. "В последнюю ротацию к нам на блокпост заявились два сепаратиста, у каждого – по две гранаты в руках. Подходят – и говорят: ребят, помогите нам с россиянами разобраться! Давайте вместе повоюем против них, а потом уже между собой отношения выясним", - рассказывает Толочко.

Случались и ответные "визиты", когда сами бойцы оказывались на блокпостах противника. Иногда даже умудрялись выбраться из переделки невредимыми.

Правда, подобное везение на войне - явление не частое. Обычно до личного контакта дело не доходит – завидев нацгвардейцев, террористы сразу открывают огонь. "Перемирие у нас –одностороннее", - с горечью говорят бойцы.

Не так все однозначно и с отношением местного населения к украинским военным. Что бы не показывали на центральных телеканалах – большинство жителей Донбасса, одурманенные российской пропагандой, считают оккупантами проукраинские силы."Местные как относятся? "А чего вы сюда приехали?" – самый основной вопрос. "Чего вы сюда приперлись?". Вот и получается, что мы нигде никому не нужны", - сетует Евгений Иваненко, зам командира 1 роты.

Выжить в АТО

Собственную ненужность бойцы действительно ощущают очень остро. Начиная с условий, в которых они оказываются на передовой. "Каждый раз все по-разному. Но с каждым разом все хуже и хуже. Сейчас вот мы ездили и вообще были в тяжелых условиях. Жили на горе - без леса, без ничего. 50 дней прожили в этих палатках. Под конец уже вода замерзала… Я, когда ехал домой, всех предупредил: кто меня пригласит на шашлыки в лес или еще куда – убью. После этого ничего не хочется", - рассказывает Иваненко.

Через полгода войны нацгвардейцы все так же "со скрипом" получают бронетехнику. Теперь, правда, после назначения ранее возглавлявшего Нацгвардию Степана Полторака министром обороны, ребята надеются, что ситуация хоть немного изменится и паркетные генералы прекратят прятать и БТР на складах.

К слову, "хромает" и подготовка к зиме. К середине октября эта подготовка проведена процентов на 20 – более-менее обеспечили бойцов лишь зимней одеждой и обувью. Все остальное, опасаются участники АТО, им придется добывать с помощью волонтеров.

Читайте: Волонтер о зимней форме бойцов АТО: полусинтетическая "гондонка" и сомнительные носочки

Минимальная зарплата для защитников

Однако дома, как это ни парадоксально, многие учасники боевых действий так же чувствуют себя ненужными. Они так и не дождались обещанных президентом и Кабмином высоких зарплат. "Когда мы первый раз приехали на ротацию в начале июня и нам выплатили по 6 гривен суточных за пребывание в славянске и когда люди встали и мы тогда ходили под вр. Если уж платят по 6 грн то лучше бы ничего не платили. Сейчас у нас минимальная зп - 1200 гривен. Платят еще и "боевые" - три тысячи гривен в месяц. Правда, после вычета налогов, от них остается 2 тыс.450 гривен", - рассказал "Обозревателю" Иванов, двухмесячное пребывание которого в зоне АТО государство оценило в 9 тыс.гривен.

"Люди не знают о том, что у нас зарплаты минимальные. Приезжаешь домой – а тебе говорят: вы не воины, вы – заробитчане. Мы и не просим больших зарплат – понимаем, что всем сейчас не легко. Мы вообще ничего ни у кого не просили: ни денег, ни льгот. Но если это уже пообещали, все на этом все активно пиарятся, а ничего этого нет и близко – это, откровенно говоря, очень обижает", - добавляет координатор батальона Андрей Антонищак.

Чужие среди своих

Действительно, многочисленные обещания по льготам и преференциям для участников АТО так и остались пустым звуком. Частично – из-за недоработок Кабмина, частично – из-за отсутствия механизма реализации уже принятых на сессиях местных советов решений. Но чаще всего – из-за бронелобости местных чиновников и клерков.

"Люди не понимают, что в стране идет война. Говорят, что 60% людей больше всего верят военным. Но остальные 40% еще не поняли, что происходит. Поэтому то тут, то там, когда приходят люди, которые воевали, к чиновникам – над ними не то что насмехаются, просто им в глаза смотрят, хамят, говорят: мы вас никуда не посылали. Законы принимаются, а со стороны Кабмина есть еще определенные недоработки. Отсюда и нестыковки", - считает Антонищак.

В некоторых городах Украины, в том числе, и в Киеве, депутаты решили освободить семьи участников АТО от квартплаты. Забыли только объяснить механизм применения этого решения. поэтому такая льгота пока остается только на бумаге. На местах чиновники не знают даже ,какие документы нужны для освобождения участников АТО от коммунальных платежей – не говоря уже о том, как именно это будет реализоваться на практике. Поэтому тех бойцов, кто решил обратиться за получением таких льгот, под разными предлогами отправляют восвояси.

Читайте: Душераздирающая погибшего бойца АТО: опубликовано

Земля, которой не будет?

Немало шума и пиара также было вокруг выделения участникам боевых действий земельных участков. Однако в подавляющем большинстве регионов реализовать это обещание никто пока не спешит. "После нашего возвращения мы обратились в КГГА (все, кто, как и я, живут в столице) с заявлением по поводу получения участка под застройку – так, как это прописано в законодательстве. Мне там сказали, что такие заявления уже написали многие ребята. Но большинству уже успели отказать, поскольку КГГА вроде как не имеет возможности эту землю выдавать. А когда я позвонил по горячей линии "Киевзема" - мне сказали, что эту землю гипотетически можно получить – где-то когда-то потом. Возможно. Пока же такой возможности нет. Вот и получается: это провозглашено, везде говорится, что это есть, мне уже знакомые говорят, что я превратился в богатого человека с землей в Киеве – но это неправда", - делится своим опытом Иваненко.

Многие участники боевых действий также по возвращению домой с войны узнают, что уже не имеют работы – несмотря на обещания властей, что за бойцами будут сохранены их рабочие места."Вернувшись домой, наши бойцы приходят в те места, где они работали – а работодатели спрашивают: а где ты был эти полтора месяца? Почему ты не был на работе? Я тебя уволю!", - говорит Толочко.

Читайте: В зону АТО отправился новый отряд силовиков: опубликованы фото

Любой поход в госструктуры за какими-либо справками для участников АТО превращается в хождение по мукам. "Когда мы вышли из Славянска, начали возвращаться наши бойцы домой - многие столкнулись с проблемой при получении различных справок. Когда они обращались в местные органы власти – возникали вопросы: кто вы такие, почему вы сюда пришли, мы вас туда не посылали. Повторяется то, что было в СССР во времена Афганистана: страна начала забывать о тех, кто с первых дней встал на ее защиту", - говорит Толочко.

Довольно распостраненной проблемой остается невыплата обещанных компенсаций в размере 609 тысяч гривен семьям погибших бойцов. Особенно много таких случаев среди семей военнослужащих ВСУ. "Дочь погибшего обратилась в органы социальной опеки по поводу оформления документов на выплату компенсации. Ее попросту выгнали. Сказали: ты, мол, не имеешь к этому никакого отношения. И этот случай – далеко не исключение", - рассказывает комбат батальона имени Кульчицкого.

Читайте: Террористы продолжают нарушать договоренности: свежая карта АТО

Однако, несмотря на все трудности и невыполненные обещания властей, бойцы уверяют: будут делать все, чтобы отстоять независимость Украины. Как делали это с начала войны.