УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как сделать из армии Украины боеспособный механизм: опыт Израиля

36,4 т.
Как сделать из армии Украины боеспособный механизм: опыт Израиля

Недавно Израиль заявил о возможных поставках оружия Украине. Эксперты назвали это заявление политической реакцией на намерение России поставлять оружие противнику Израиля Ирану. Израильская сторона пока не перешла к делу, однако уже реализовала ряд проектов гуманитарной помощи Украине.

Об этом говорится в материале jewishnews.com.ua.

Ниже приводим текст публикации без изменений.

"На фоне происходящего хотелось бы назвать 20 факторов, отличающих украинскую армию от израильской.

1. Еще до получения независимости евреи занимались развитием и строительством обороноспособности, а Украина с первых дней уничтожала свою оборонную мощь.

Западные оснащенные армии постоянно ведут активные боевые действия (Франция, Англия, Австралия, Канада, США и даже Россия). У современной России небольшой опыт ведения военных действий, он был наработан в основном на Северном Кавказе (локальные антитеррористические операции). Когда грузинские войска столкнулись с российской армией, они понесли потери. Российской армии, переваливающей за миллион, противостояла страна с трехмиллионным населением, с очень немногочисленной и практически не вооруженной армией.

В Украине ситуация гораздо хуже грузинской. К началу Майдана в стране вообще не было подготовленной оснащенной боеспособной армии.

Сегодня украинской армии и добровольческим подразделениям противостоят хорошо подготовленные вооруженные силы Российской Федерации (на уровне инструкторов или отдельных подразделений спецназа). Но, кроме как мощным духом, украинской армии больше себя проявить нечем.

2. Если действия перейдут в активную фазу, и Россия бросит в бой свои воинские подразделения, то Украине будет нечего ей противопоставить.

За год военных действий армия осталась с теми же проблемами: у воинов нет современной одежды, спецснаряжения для ведения военных действий зимой, в лесу, открытом поле, застроенной местности.

Разговоры о том, что Украине нужно перенимать израильский опыт, дальше разговоров не зашли. Чтобы понять уровень катастрофичности обеспечения украинских войск, посмотрите по телевизору, во что одеты бойцы – разные цветовые гаммы, разная обувь, зачастую гражданская, гражданские же куртки… В 2015 году они воюют в "домашних тапках"! А ведь профессиональное снаряжение и форма в армии – это прежде всего безопасность.

3. В армии Израиля разработаны стандарты формы для каждого вида войск, для каждого специалиста.

Израильская армия считается быстрообучаемой. Один из принципов, которым Израиль руководствуется на уровне военной операции, участвует ли в ней 15 бойцов или десятки тысяч солдат – разбор полетов.

Каждый разбор носит конструктивный характер. Задача в том, чтобы не повторить ошибки. То же самое происходит со снаряжением, с формой – она всегда совершенствуется. Ботинки, например, изменялись за последние 15 лет уже дважды. Украинцы же ходят обутые во что волонтер послал.

4. В Израиле есть централизованная система обеспечения, в Украине – социальная волонтерская тенденция, которая не может не восхищать.

Вряд ли в ближайшее время что-то кардинально изменится со снабжением украинской армии. Но волонтерам следует обратить внимание на снаряжение армии профессиональной одеждой. Тогда украинская армия перестанет ходить в форме, которая воспламеняется от одной спички, продувается, в которой солдаты зимой мерзнут, а летом истекают потом, потому что она чуть ли не целлофановая.

Об оружии мы не можем говорить, эти расходы для волонтеров неподъемны. А вот что касается обмундирования и спецснаряжения – тут, в отличие от Министерства обороны, волонтеры заинтересованы в результате, они действительно хотят помочь бойцам и не будут закупать всякую гадость. Это, в свою очередь, вынуждает МО поддерживать более высокие стандарты качества..

5. Израильские врачи проходят не только боевую, но и специальную медицинскую подготовку - военную.

У них есть операционный стол, на котором они могут оперировать прямо на поле боя, специнструменты и снаряжение, очень дорогостоящие. Может быть, стоит на государственном уровне (или волонтерском) приглашать израильских военных медспециалистов для проведения семинаров для украинских военных врачей.

6. Украинские военным часто приходится создавать фильтры для воды вручную, процеживать воду через марлю.

В месте боевых действий она грязная. Сегодня эта проблема очень эффективно решается западными компаниями. Таблетки и фильтры - все это доступно в интернете. Для решения этой проблемы не требуется никакого израильского ноу-хау.

7. В Израиле полевая кухня не очень развита, у нас сухпайки.

В отличие от Украины, где бойцы готовят сами, на кострах, из продуктов волонтерской помощи. На территории Израиля перед выходом на военную операцию очень часто привозят горячую еду в коробках (чем-то напоминает еду в самолете) – с мясом, картошкой, горячее в термокоробках раздают солдатам.

8. Сухпаек в израильской армии подобран специалистами.

В украинской армии ребята часто готовят кушать на кострах то, что завозят волонтеры. В израильский входит тунец, мясные консервы, кукуруза, сухофрукты, шоколад, даже леденцы, халва, иногда повидло.

9. В израильской армии в основном рассчитывают на теплую одежду, в Украине греются как могут.

У израильской армии есть непромокаемые утепленные комбинезоны, которые позволяют выдерживать низкие температуры. Хотя в Израиле стоят палатки на 20-25 человек и там есть печи, работающие на дизельном топливе. В Украине "буржуйки", пледы, теплые вещи волонтеры собирали частями, как могли.

10. Некоторым украинским призывникам выдали подштанники еще со Второй мировой!

Других запасов в стране нет. Все, что закупают по тендерам, покупается по принципу "берем больше, но дешевле". В украинской армии есть вопрос с нижним бельем и всем остальным, что надевается под комбинезоны. Теми, что выдают солдатам со складов МО, нигде уже не пользуются! На Западе есть термобелье – гражданские и военные модели. Это прекрасная вещь – оно легкое, тонкое, теплое, предотвращает натирание, сшито из современных материалов.

Отдельный разговор о носках. Их выдают украинским солдатам по 2 пары от государства. Это смешно! Бойцам, которые выходят в боевой поход, нужно как минимум 5-6 пар. Носки нужно периодически менять, чтобы ноги не стирались в кровь и не было воспалений.

11. В украинской армии по ГОСТу форму могут заменить через полгода.

В Израиле боец сдает грязную форму в службу обеспечения, а взамен, пока ее стирают, получает такую же нужного размера. У воина всегда есть, как минимум, два комплекта формы – один на себе, другой запасной.

Нужно не продавать Родину за взятки и откаты, не одевать солдат в черт знает что, а отнестись к этому, наконец, как к своему делу и одеть солдат в то, что нужно для того, чтобы они смогли Родину защитить. Хотя бы приблизительно так, как к этому относятся в Израиле.

12. Обмундирование украинских военных не соответствует поставленным задачам.

Солдата можно сравнить с водолазом, которому вместо акваланга дают парашют. И то, и то можно называть снаряжением. Но одно для другого никак не подходит. Если солдат зимой бросают на войну в промокаемой одежде, они заболеют и не смогут продолжать военные действия. Они же люди, не железо. Да, на войне адреналин и люди болеют меньше, поэтому они заболеют не через 24 часа, а через 48. Если у солдат нет одежды, которая предназначена для ведения военных действий в жару, если она изготовлена из чуть ли не пластмассовых прорезиненных материалов, то они просто получат тепловой удар во время передвижения, марш-броска, бега в атаке. Они потеряют сознание. Это не вопрос комфорта. Мы говорим о том, можно ли добиться выполнения поставленной задачи с таким снаряжением?

13. Пока дети украинских политиков и военных сами не окажутся на передовой, отношение государства к ситуации не изменится.

В Украине не было войны со времен 1945 года. Грустно видеть, как государство относится к солдатам, погибшим, раненым, тем, кто призывается, тем, кто добровольно идет на фронт. В Украине еще нет такой прослойки, а в Израиле дети генералов и политиков рвутся в боевые части. Отношение народа к ситуации изменится только в том случае, если эта война будет затяжной и уже будет какая-то атмосфера в обществе, что есть воины, есть защитники, особое отношение к ним.

Мои слова могут напомнить лозунги Великой Отечественной войны. Израиль отдает львиную долю своего бюджета на поддержание обороны, потому что народ, переживший катастрофу, не может себе позволить рисковать еще раз, и это вложено в ДНК любого израильтянина.

14. Координация действий украинской армии в зоне АТО безграмотна.

Любое военное командование должно позволять воинам передохнуть, чтобы они могли в надлежащем состоянии вернуться к выполнению боевых задач. Проблемы с ротацией, когда солдаты по полгода безвылазно находятся на передовой – результат общей дезорганизации и непрофессионализма.

15. Призывают без разбора, принимают без подготовки.

В Израиле тебя проверяют сначала, потом учат грамотно воевать… Украинцы путают: стоять на Майдане и идти на передовую – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Юношеский "майданный" романтизм "Мы пойдем воевать, мы дойдем до Москвы" улетучивается, когда неподготовленный человек попадает в окоп и принимает первый бой. А потом уже поздно... Люди не могут быть подготовленными, если их не готовят. Это аксиома! Не прошедшие военную подготовку, не могут быть готовы к реальным боевым действиям ни в 16, ни в 18, ни в 20 лет. В Украине такой подготовки на госуровне, как в Израиле, нет. Более того, для ее создания не делается ничего.

16. В Украине солдат имеет мизерные соцгарантии, если вообще имеет.

Часто эти люди подолгу не могут получить соответствующий статус военных. В Израиле же солдат-резервист, который уходит на службу на 2-3 недели, на месяц, не может быть уволен с работы в это время и еще какое-то время после. У солдата есть страховка. В случае инвалидности он будет получать пожизненные компенсации, пенсию, плюс специальные реабилитационные центры и бесплатное лечение. Льготы будут распространяться и на его семью. Военная комиссия обычно человечно относится к солдатам, получившим ранения или травмы во время боевого дежурства.

В израильском обществе и государстве никто не позволит себе урезать льготы солдатам, инвалидам, ветеранам. Наоборот, растет список льгот и постоянно увеличивается финансирование подобных программ. В Украине, кажется, отсутствуют и сами структуры, призванные помогать раненым и демобилизовавшимся, и более того, не чувствуется стремления им помочь. А волонтерам самим не осилить такие затраты.

17. В Израиле, если человек идет в армию добровольно, то его официально оформляют.

Иначе оружие не выдадут. В Украине добровольцев часто сразу же отправляют на передовую. Доказать в случае чего, что ты там был, очень трудно. В Израиле такого не может произойти в принципе.

18. В Израиле знают о каждом солдате, Украина не заинтересована даже в том, чтобы распознавать трупы.

На железной пластине у любого израильского бойца выгравированы личный номер, имя, фамилия. Пластина висит на груди. Еще одна пластина ломается на две части и вкладывается в ботинки, где есть для этого специальный внутренний карман. В украинской армии, хотя уже погибли тысячи солдат и есть большие проблемы с опознанием тел, до сих пор не ввели эту систему. А ведь цена вопроса - две копейки.

19. Психологическая реабилитация в Израиле очень развита.

В Украине этого нет. Многие люди, вернувшиеся из АТО, находятся в неадекватном состоянии – пережив, многомесячные военные действия, они не могут адаптироваться к гражданской жизни. Пройдет какое-то время, пыль осядет, люди придут в себя, но психологические травмы могут остаться с ними на всю жизнь.

20. Изменит ли баланс сил поставки вооружения в Украину из Израиля?

Уверен, что вооружение, способное изменить баланс сил, Украина от Израиля не получит. Принципиально изменить ситуацию не допустит Россия, а сам Израиль просто не рискнет. Он может отомстить России за поставки S-300 Ирану, но это будет больше пиар-акция. Речь может идти о беспилотниках, о точном вооружении, приборах ночного видения, но не более того.

Однако украинские волонтерские организации вполне могут взяться за переоснащение хотя бы обмундирования и снаряжения своей армии. А стихийное волонтерское движение может дать толчок реальным армейским реформам".