УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Гуманная Европа VS циничные террористы: Шабовта предсказал новую трагедию

Гуманная Европа VS циничные террористы: Шабовта предсказал новую трагедию

Серия терактов в Париже доказала: сегодня терроризм вездесущ, непредсказуем и безнаказан. Что спровоцировало террористов? Можно ли было избежать трагедии? Как сработали спецслужбы страны? И, наконец, каким странам сегодня грозит реальная террористическая опасность?

С просьбой сделать "разбор полетов" "Обозреватель" обратился к президенту Всеукраинской ассоциации операторов рынка безопасности Сергею Шабовте.

Можете ли вы сравнить теракты в Париже с другими подобными преступлениями?

-Понятно, что любой теракт имеет схожие элементы с другими терактами – с точки зрения его неожиданности, затрудненного прогноза, аморальности самих действий участников теракта. Но извлечь из них какой-то опыт, который поможет в других подобных ситуациях, практически невозможно.

Давайте вспомним редакцию журнала "Charlie Hebdo", в отношении которой открыто, цинично совершалось преступление. Казалось бы, есть схожие черты, но что можно извлечь с точки зрения опыта? Та же Франция не сделала вывод о том, что необходимо было все-таки убрать раздражитель, извлечь уроки из самого события.

Читайте: Спецоперация: в Париже полиция провела 118 обысков, есть задержанные

Что сыграло роль раздражителя в этот раз?

-Те же "Charlie Hebdo" продолжали размещать оскорбительные карикатуры.

Франция имеет традиционные проблемы, поскольку значительное число эмигрантов проповедуют ислам. Вы помните попытки французского правительства запретить ношение обрядовых элементов женской одежды, которая закрывала лицо, и это спровоцировало вызвало протестные настроения. Был и ряд других моментов, когда протесты проявлялись в виде погромов, поджогов машин и прочего.

Эмигранты – это совсем не золотые люди. В силу своей неустроенности, национальных особенностей темперамента и прочего они, к сожалению, являются латентными носителями преступности во Франции. Напряжение присутствует.

Кроме того, Париж – это сосредоточие туристов. Нужно понимать, что круглогодовой туризм привлекает различные национальные кланы, которые склонны к воровству, к мошенничеству и другим преступлениям. Безусловно, что потенциальная угроза конфликтов на межнациональной основе там достаточно высока.

Читайте: Обнимите меня: мусульманин устроил трогательную акцию после терактов в Париже

Вы считаете, что власти Франции, городские власти Парижа должны были работать с людьми, разъяснять им какие-то вещи?

-Конечно. Обратите внимание на то, где произошли теракты – в местах, где люди отдыхали. Рядом со стадионом, на террасе ресторана, на концерте, где люди радовались жизни. Это демонстрация того, что такая праздность и веселье раздражала участников теракта. Видимо, они выбирали места не только исходя из того, что люди будут собраны вместе и, следовательно, фактор поражения будет особо высок, но, наверное, и из моральных соображений: "вы тут отдыхаете, а мы мучаемся…"

Что вы думаете по поводу работы французских спецслужб? Говорят, бороться с террористической организацией намного проще, чем с террористом-одиночкой.

-Я полагаю, что опыт и качество антитеррористической подготовки французских спецподразделений в тысячи раз значительнее, чем это есть в Украине. Проблема в другом: говоря об организации, мы должны понимать, что это не обязательно миллион человек, которые ведут масштабную работу. На самом деле, под понятие "организации" подпадает и достаточно локальная группа людей. Более того, террористы и стремятся реализовывать те или иные операции на уровне локальных проектов, локальных кампаний.

Потенциально терроризм имеет многомиллионную армию, но реализация каждого отдельного проекта локализуется. Причем, это одно из условий конспирации: сужение круга носителей информации – если их и арестуют, они не могут рассказать больше, чем они знают.

Читайте: В России неизбежны теракты

Но все-таки определенная европейская действительность присутствует. Например, стало известно, что один из участников этого теракта задерживался на границе с Бельгией, но ни у кого не вызвал тревоги тот факт, что у него при себе было много оружия. Его просто отпустили. То есть нет должной остроты оценки.

Европа пытается поддерживать в обществе идеи гуманизма, не ограничивать прав и свобод граждан. Главное – найти баланс между жесткостью и необходимостью системы. Я подозреваю, что произошедшее заставит очень многое изменить.

Как должна действовать Европа в отношении мигрантов, хлынувших в страны ЕС?

-Давайте рассуждать честно: ведь это не просто – впустить к себе людей. Это колоссальная ассимиляция, которая ведет к изменению портрета нации. Она изменит многие вещи. В том числе будут попытки торпедировать нормы политического устройства. Например, когда мигрантов на каких-то условиях запускали на территорию Франции, они ведь не кричали – через год мы будем требовать у вас, чтобы вы разрешили нам творить намаз, осквернять и плеваться в "неверных". Все были тихими, мирными и очень хорошими. А когда все это произошло, оказалось, что есть требования. И точно так же они будут нарушать в любой другой стране.

Более того: особенностью слаборазвитых государств является то, что, попав в условия эмиграции, они очень быстро объединяются по этническому признаку, в них возникают свои иерархии, свои преступные образования. Для любой европейской страны это станет колоссальной проблемой и дополнительной нагрузкой на правоохранительную систему и прочее.

Читайте: Новые жертвы в Париже: во время спецоперации погиб гражданский

Значит, вы предлагаете прекратить принимать мигрантов?

-Проблема в другом. Европейский союз стоит перед дилеммой. С одной стороны, ЕС декларирует человеческие и демократические свободы. Но каждая страна имеет свой баланс. Просто распахнуть границы и впустить в страну всех желающих, причем, людей, которые не имеют должного образования, имеют другую ментальность... Они не начнут привносить в валовой национальный продукт никакой пользы – а проедать тут же интенсивно начнут. Это значительно нарушит некий сложившийся политический и экономический баланс любого государства, даже самого сытого.

Просто построить забор – будут делать подкопы и на парашютах сбрасываться.

Это как нашествие саранчи, потому что она беспощадно двигается, создавая колоссальный дисбаланс в мире. Неблагополучная ситуация толкает огромные массы людей на поиски более стабильных зон. Исходя из человеческих ценностей, вроде как Европа должна как-то помогать, но эта помощь может закончиться трагедией для самой Европы.

Ваш прогноз: грозит ли террористическая опасность другим странам Европы?

-Угроза, безусловно, есть. К сожалению, события во Франции показали дурной пример, поскольку при всем профессионализме Франция не смогла предотвратить теракты. Сейчас колоссальные силы и средства тратятся всеми государствами Европы и США, поскольку угрозы прозвучали. Но глупость может вылезти в любом месте.

Я думаю, что глобализация проблемы терроризма подтолкнет на очень серьезные конструктивные поиски на уровне спецслужб, на уровне мировых лидеров, на уровне лидеров исламского мира.

Кроме этого, нельзя думать о терроризме только в исполнении исламского мира. Я могу сказать, что абсолютно опасной с точки зрения террористических угроз является Украина. Украина, которая крайне неблагополучна, Украина, которая набита незаконным оружием, Украина, которая переполнена депрессивными людьми.