УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Безопасность VS коррупция. Почему Госпогранслужба тормозит установку радиационной защиты на границе?

Безопасность VS коррупция. Почему Госпогранслужба тормозит установку радиационной защиты на границе?

Как считаете – нужно ли Украине в условиях войны на Донбассе, имеющей многосоткилометровую границу с Россией и чуть меньшую – с непризнанным Приднестровьем, защищать себя от всевозможных рисков с этой стороны? Нужно ли установить своеобразный "щит", позволяющий не пропустить в страну радиоактивные вещества, которые могут быть потом использованы при создании грязной бомбы? Нужно ли, в конце концов, украинцам, привозящим из зарубежных стран экзотические сувениры, быть уверенными в том, что эти сувениры не отравлены радиацией и не будут травить их изо дня в день?

Казалось бы – глупый вопрос. Конечно, нужно, - ответил бы любой здравомыслящий человек. Однако, как оказалось, в украинских реалиях не все так просто. И нашлись чиновники, поставившие под угрозу радиационную защиту наших границ. Самое удивительное, что основная задача этих чиновников – защищать эти самые границы. Речь – о Госпорганслужбе. Но обо всем по порядку.

Как американцы вторую линию защиты строили

Американцы после теракта 11 сентября 2001 года одержимы собственной безопасностью. Именно это заставило их оборудовать все аэропорты, пограничные пункты пропуска и морские порты современными системами, способными уловить провозимые через границу материалы с повышенным содержанием радиации. Закончив создание этой системы у себя, американцы решили: лучше, как говорится, "перебдеть" – и за свои деньги взялись устанавливать подобные системы в других странах, назвав этот масштабный проект "второй линией обороны". Курирует проект Министерство энергетики США.

Украина стала одной из стран, где американцы взялись создавать систему радиационной защиты еще в далеком 2005 году. До 2015 года планировалось оснастить радиационной защитой 145 пограничных пунктов на общую сумму 60 млн.долл. Тогда американцы (которые поставили закономерное требование – "Кто платит, тот и музыку заказывает", но пообещали учитывать пожелания украинской стороны) приехали в Украину и выбирали среди 5 украинских компаний ту, которая по своим технологическим показателям способна участвовать в проекте. Увиденное американцам не понравилось – они даже предложили привлечь американского производителя необходимого оборудования, поскольку в Украине не нашлось предприятий, способных его изготовить. Но после длительных обсуждений, споров и поисков компромисса украинская и американская стороны сошлись на том, что в Украине будут использоваться мониторы "Янтарь-У" - совместное детище харьковского предприятия "Амкрис-Пласт" и российского концерна "Аспект", созданного на основе советского объединенного института ядерных исследований – интеллектуальной Мекки советских физиков-ядерщиков. Впрочем, впоследствии харьковская составляющая этого тандема отпала, поскольку не смогла справиться со взятыми на себя обязательствами.

А в 2009 и 2011 году американская сторона с помощью конкурса выбрала компанию, которая будет обслуживать уже установленные системы контроля – этой компанией стала фирма "Аспект-Сервис". На 50% в то время она была украинской, еще 50% принадлежали все тому же российскому концерну "Аспект", который изготовлял упомянутые системы защиты. Тогда все стороны сотрудничеством были довольны. А украинское руководство компании "Аспект-сервис" постепенно свело на нет участие российских специалистов в обслуживании установленных систем (хотя в других странах, где устанавливается это оборудование, российские специалисты задействованы до сих пор).

"Новая метла" по-новому метет

Все изменилось в октябре – вскоре после того, как, испугавшись люстрации, глава ГПС Литвин и его команда тихо-мирно ушли на пенсию. Им на смену пришла "новая" команда. Берем это слово в кавычки по той простой причине, что новоназначенный глава ГПС Назаренко, все это время работал на руководящих должностях в погранслужбе в команде Литвина, а его замы Бляшенко и Серватюк, которые несколько лет назад уволились из рядов Госпогранслужбы "по состоянию здоровья", получили солидные материальные компенсации, пенсии,– а теперь вот чудесным образом исцелились. При этом, по словам сослуживцев, у каждого есть "своя история" прохождения службы с темной стороной.

За пару недель до парламентских выборов на главу ГПС (господина Назаренко) приходят один за другим два депутатских запроса от депутатов Ивана Васюныка и Юрия Сиротюка. С незначительными отличиями оба запроса обосновывают недопустимость установки российских систем радиационного контроля на пограничных пунктах.

Сиротюк к тому же настаивает на том, что данное оборудование может использоваться россиянами для сбора информации и требует провести комплексную проверку установленного оборудования и привлечь к ответственности чиновников ГПС за "преступную бездеятельность".

При этом складывается впечатление, что основная причина депутатской активности – не в заботе о нацбезопасности, а в материальной заинтересованности. Безосновательно, без наличия либо какой информации, главными "шпионами" были назначены компания Аспект-Сервис и ее коллектив. В своих запросах депутаты очень красочно, со знанием дела описывают, что в то время, когда в стране российская агрессия, устанавливается российское оборудование. Главное - что компания, которая это все устанавливает, российская. И, следовательно, они требуют от ГПС остановить все работы, и не ставить оборудование, которое бесплатно предоставляется американской стороной.

Между этими запросами появляется также запрос от созданной летом общественной организации "Всеукраинский союз защитников границы отцовской земли", куда вошли экс-пограничники, служившие в свое время под началом Серватюка. В своем запросе они уже прямо обвиняют компанию "Аспект-сервис" в "подрывной" деятельности, не наводя, впрочем, никаких доказательств столь серьезных обвинений.

Начало кампании по дискредитации

Обоснованные или нет, эти запросы возымели действие: по факту реализацию проекта международной помощи Госпогранслужба остановила. Что и подтвердил господин Назаренко в ответе на тот момент уже не нардепу Сиротюку. Впрочем, в ответе также отмечено, что установленное оборудование невозможно использовать для сбора информации.

Сиротюку адресовал свой ответ и главный военный прокурор Анатолий Матиос. Суть – та же: приближенные к российским компании допускаться к участию не будут, их деятельность проверит СБУ. До тех пор работы в рамках проекта приостановлены.

В этом всем удивляет оперативность реагирования представителей Госпогранслужбы, которые в течение двух дней остановили все работы на объектах - без уведомления и каких- либо консультаций с донором международной помощи – Департаментом Энергетики США. Но никакие контрмеры, чтобы проверить, действительно ли правдивы обвинения в адрес американского субподрядчика, не предпринимаются, а сразу же новоиспеченный начальник международного управления, господин Панченко, который стоял у истоков данного проекта, работая в этом же управлении, начинает поиск достойной компании подрядчика, которая может заменить "назначенных шпионов".

Учитывая явное нежелание руководства ГПС "выводить на чистую воду" "шпионов" из "Аспект-сервиса", руководство компании само обратилось к СБУ и ГПУ с просьбой... проверить деятельность фирмы, сотрудников и оборудование на предмет угрозы нацбезопасности. А также поинтересоваться, чем на самом деле руководствовались Сиротюк и Васюник, проявляя такую бдительность. Вердикт СБУ пришел через месяц: оборудование локальное, сбор и передача информации с его помощью невозможны. Кроме того, там не увидели никаких оснований для того, чтобы тормозить реализацию проекта и запрещать участие в нем компании "Аспект-сервис".

В то же время, в ответ на свои письма к ГПУ и Госпогранслужбе компания "Аспект-сервис" получает замечательные опусы о том, что никаких проблем с реализацией проекта нет, и что его никто не останавливал.

"Давайте деньги – и не вмешивайтесь!"

К декабрю острое любопытство по поводу того, почему Украина тормозит процесс оснащения своих границ радиационной защитой за деньги США, проснулся и у американцев. Особенно после того, как "пограничная" Администрация начала бурную деятельность по устранению из проекта компании "Аспект-сервис" (которая, к слову, с ноября 2014 года стала полностью украинской, выкупив долю российского "Аспекта", что подтверждено соответствующими извлечениями из Госреестра, а также замкнула полный цикл производства и стала отечественным производителем, что подтверждено выводом Торгово-промышленной палаты), забрасывая соответствующими обращениями сначала украинские ведомства вплоть до Администрации Президента, а после – и руководство проекта в США.

Не получая адекватного обоснования непригодности компании, которую сами американцы в своих отчетах назвали лучшей, с которой доводилось работать в рамках проекта в разных странах, руководство проекта вынуждено было подключить американское посольство – и добиться встречи с пограничниками с помощью направления дипломатической ноты.

Впрочем, результаты встречи повергли заморских гостей еще в больший шок: оказалось, что основанием для обвинения "Аспект-сервиса" в подрывной деятельности в пользу России стало ни что иное, как... отсутствие украинского языка на сайте компании и "непатриотичные цвета" этого самого сайта…

Американцам вообще очень многое странно в этой ситуации. Например, почему пограничники столь безапелляционно отказываются от уже закупленного на сумму 2 млн.долл. и ждущего своей очереди на складах оборудования российского производства –вплоть до заявлений "а давайте все демонтируем". Почему украинская сторона, не вложившая ни копейки в обеспечение радиационного контроля, столь настойчиво пытается навязать стране-донору свои правила игры и навязчиво "предлагает" конкретного украинского производителя – компанию "Укратомприбор", которая в далеком 2005 году американский тест не прошла. Почему отдельные сотрудники МЗС угрожают прислать США дипломатическую ноту – а вместо этого передают удивительное письмо Госпогранслужбы, преисполненное формулировками "возможно", "вероятно" и уверениями, что против сотрудников компании, да и против самой фирмы, в Украине открыта масса уголовных дел – хотя в СБУ уверяют: ни одного такого дела в отношении "Аспект-сервиса" нет.

Как и во всех процветающих странах, в США не любят непрозрачности и непонятных правил игры. Поэтому вместо 20 пунктов пропуска, которые должны были быть оборудованы с октября-2014 по март-2015 на приднестровско-молдовском участке границы протяжностью 400 км, сейчас в планах осталось только 7, да и всего лишь тех, на которых должна быть проведена модернизация уже установленного ранее оборудования. Впрочем, если в Украине отдельные чиновники не придут в себя и не вспомнят, что имеют дело с независимыми американцами, а не с запуганным украинским бизнесом, есть все шансы, что проект и вовсе закроют.

Читайте: Сирый назвал политическим назначение главы Антикоррупционного бюро

Самое удивительное, что в официальных документах и нормативных актах название "Аспект-сервис" нигде не упоминается. Все происходит на уровне устных распоряжений. Причем желание нынешнего руководства ГПС убрать именно эту компанию (возглавляемую, кстати, бывшим пограничником) настолько велико, что среди последних требований руководства, озвученных Серватюком руководству проекта в Украине, не допускать к работе в рамках проекта не только компанию "Аспект-сервис", но и людей, которые в ней когда-либо работали. При этом список специалистов в ГПС предусмотрительно составили, что, безусловно, официально отрицается.

Но, наверное, хуже всего - фактический отказ Серватюка и Панченко от международной помощи, направленной на техническую поддержку и ремонт уже установленного оборудования. Только ради продвижения "своих" компаний, представители ГПСУ отказываются от помощи и готовы возложить дополнительное финансовое бремя на бюджет Украины просто потому, что американцы не хотят участвовать в этом безобразии и подписывать контракты с навязанными пограничниками фирмами. При таком раскладе американцы не смогут решать, какие компании будут осуществлять сервисное обслуживание… Выходит, вместо того, чтобы использовать бюджетные средства на защиту страны от агрессии на Донбассе, некоторые чиновники намерены создавать дополнительные подразделения и выбивать под них бюджетное финансирование.

Читайте: Глава Антикоррупционного бюро рассказал, сколько будут получать детективы

Впрочем, чем дальше в лес – тем больше дров. Чем больших оборотов набирает этот скандал – тем более удивительными становятся отмазки пограничников. Например, когда "Аспект-сервис" подала на ГПС в суд – стражи границы не придумали ничего лучше, чем посоветовать руководству компании судиться с американской стороной – на основании лишь того факта, что все отношения межу ГПС и "Аспект-сервисом" происходили через посредство американской стороны.

Меркантильность под вывеской патриотизма

Если верить СБУ, никаких рисков компания "Аспект-сервис" государственной безопасности не несет. В чем же тогда причина столь навязчивого желания убрать именно эту фирму и всунуть вместо нее "Укратомприбор", тем более, что корни этой компании уходят все в ту же РФ? К примеру, среди основателей ООО "ПОЗИТРОН GMBH", входящего в состав корпорации "Укратомприбор", значится некто Назаров Владимир Александрович - чисто "случайно" являющийся также сооснователем ЗАО "Союзатомприбор" (Новосибирск, РФ), а также ОАО "Союзатомприбор" (Москва, РФ) - в последнем случае господин Назаров является также и директором этой московской фирмы. Но эти связи, похоже, не угрожают госбезопасности Украины настолько, насколько угрожает ей уже несколько месяцев на 100% украинский "Аспект-сервис"...

Читайте: В ПАСЕ решают, проводить ли дебаты из-за Украины

Кто же эти "они", которые настолько любят компанию "Укратомприбор", что готовы рискнуть в ее интересах международным имиджем Украины, отношениями с США и безопасностью украинцев? Как вы понимаете, документов, подтверждающих чей-то преступный сговор и факт лоббирования интересов конкретной компании нет. Есть только общедоступная информация, которая может стать почвой для размышлений.

До своего "чудотворного исцеления" Серватюк длительное время работал в американской компании Raytheon, которая реализовывала аналогичный проект для Погранслужбы и по странному стечению обстоятельств ряд заказов для американского гиганта военного производства выполняли "Укратомприбор" и некая, основанная депутатом Виктором Чумаком фирма. Кто знает, возможно, в этот раз происходит еще одно "совпадение"?

Читайте: Сытник: Антикоррупционное бюро планирует сотрудничать с ФБР

Говорят, патриотизм – последнее пристанище негодяев. Особенно печально, если на патриотических устремлениях людей играют исключительно из желания "выбить" бизнес-конкурента и заработать очередной миллиончик. Учитывая, что пока что позиция ГПС напоминает поведение капризного ребенка, который не может объяснить причины своих притязаний, складывается впечатление, что тут сложилась как раз такая ситуация. Но самое грустное то, что Украина не получает от своих надежных союзников столь желанной и востребованной помощи в обеспечении безопасности государства.