УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Оппозиция. Большая жратва

Оппозиция. Большая жратва

Пересмешник Терри Пратчетт в свое время игриво переиграл основные элементы "Искусства войны" Сунь-цзы,едко заметив при этом, что иногда большая битва, на самом деле, маскирует всего лишь одно маленькое сражение. И выиграть в этом случае нужно именно это сраженьице, а никак не тотальную битву. Причина парадокса – в реальности и достижимости настоящей, а не призрачной цели. Потому что тот, кто выиграет пресловутое "скромное сражение", сможет потом… хорошо поторговаться с победителем битвы. Поторговаться и что-то получить в виде бонуса. Почему с промежуточным "победителем" будет разговаривать "монстр", выигравший эпическую битву? А потому, что все заинтересованные стороны, так или иначе, потратят на войну слишком много ресурсов, чтобы после продолжить "чистить поляну" и вынуждены будут сесть за стол переговоров. Большой игрок будет уступать небольшие порции призовых, малые игроки - кушать эти порции. Все вместе постараются быстро и эффективно зализывать раны, чтобы повысить ставки в следующей битве. Весьма прагматичный и не менее циничный подход.

Так вот, какая нынче реальная задача стоит перед "объединенной оппозицией" с оппозиционными осколками вкупе? Вернее, какая базовая цель не дает спокойно спать ключевым оппозиционным лидерам? Быть первым парнем на селе. Т.е. заявить себя на роль главного переговорщика за столом переговоров с победителем очередной выборной кампании, переиграть оппонентов, защитить собственное место. Настоящий переговорщик, хочет оппозиция этого или нет, может быть только один. С ним считаются. С ним ведут реальные разговоры. Через него делают настоящие предложения. Остальные лидеры молниеносно превращаются в аутсайдеров, вынужденных договариваться о собственном будущем (политическом, карьерном, коммерческом, финансовом) через этого самого переговорщика.

Сунь-цзы, а может всего лишь Пратчетт, абсолютно прав. Если сегодня, сейчас судить о готовности оппозиции к большой битве, то очевидно, что таковая (готовность) приближается к тотальным "нет". И очевидно также, что битва эта интересует ребят только как фон. Не более того. Полноценные штабы не развернуты. А те, что развернуты – не знают, чем бы им заняться. Ну, кроме, конечно, "справедливого" распределения небольшого и дефицитного финансового ресурса.

Вообще-то, финансовые проблемы на местах – это уже давно не смешно. А как выиграть хоть что-то, хоть какую-то кампанию в стране, где, увы, избиратель, пока очень активно реагирует, во-первых, на прямое материальное стимулирование, во-вторых, на ливневое обилие рекламного агит/пропа.

В округах – там, где это самый избиратель сидит по домам и ждет хоть какого-то внятного разговора по душам с альтернативными кандидатами – известный "конь" даже не валялся.

Стоящего медийного креатива, разумеется, тоже нет. По большому счету, в журналах/газетах идет продажа информационного вторсырья – вчерашних или даже позавчерашних лозунгов (в медиа периодически на полном серьезе бросаются фарсовые кальки еще с легендарных антикучмовских кампаний начала нулевых).

Ничего нового в технологиях – бордик, газетка на серой бумаге, случайная новостишка на ТВ, ужасная блогосфера и еще парочка бордиков вдоль дорог. Профессиональной полевой структуры – т.е. тренированных низовых агитаторов, способных компенсировать дефицит прямоэфирных телевизионных возможностей - нигде практически нет. Сплошные обломки старых команд и опять же тотальный дефицит денег, идей, менеджеров среднего звена. А впрочем, повторю риторический уже, наверное, вопрос: разве оппозиции нужна победа в нынешней выборной битве? Судя по всему, в ее нестойких рядах, к большому сожалению, идет стратегическая, а параллельно с этим и тактическая, и компроматная драка за ту самую вожделенную "роль первого парня".

Какие же варианты (персонажи) имеются? По сути, и опять же, к сожалению, в наличие имеется только два возможных варианта. Яценюк и Кличко. Оба варианта специфические. Первый случай – человек явно авторитарного, злопамятного стиля, умеющий своевременно и элегантно маскироваться. Второй случай – человек слишком зависим от чужого мнения. Но в то же время легко меняющий эти самые мнения, как только увлекается новым фаворитом-советником. Не густо с позитивом и перспективами.

В любом случае вокруг этих двух ключевых центров собираются нынче "группы по интересам", чьи лидеры прекрасно понимают, что относительно небольшие вложения сегодня позволят получить какой-то коммерческий результат завтра. Вложения же эти необходимо защищать. С пеной у рта. И потому, главная ситуационная проблема оппозиции (и всех ее крыльев, групп, осколков) сегодня – это масштабная внутренняя война за будущее место под жарким денежным солнцем.

Что из этого вытекает? Несколько парадоксальных выводов. Во-первых, профессионального и действенного давления на ключевые просчеты регионалов никто не оказывает. Стихийные протесты плюс бесконечные провокационные ошибки самих регионалов – только это резко понижает шанс группы всегда держать высокую планку. Грубо говоря, регионалы сами своими нелепыми инициативами – экономическими, идеологическими, информационными и даже культурологическими – себя высекают. Добавим сюда их собственные внутренние войны за место под солнцем. Но парадокс в том, что оппозиция их практически не трогает.

Во-вторых, чтобы кто ни говорил, но главная задача того же Яценюка формулируется слишком просто, чтобы быть неправдой – занять место Ющенко-2004 и/или Тимошенко-2010. Для решения этой, в общем-то постой задачи, учитывая уровень противостоящих ему внутренних оппонентов, того же Турчинова, к примеру, Арсений Петрович имеет в своей команде очень даже славного интригана, который в теневой интриге перещеголяет многих. По крайней мере, в это охотно верит сам персонаж, имя которому Николай Владимирович Мартыненко.

В свою очередь, задача Мартыненко – максимально надуть позиции и параметры продаваемого товара, максимально нарастить его капитализацию. А какой товар продает нынче Николай Владимирович? Правильно - только Яценюка. Не оппозицию. Не КОД. Не, тем более, Турчинова с примкнувшей к нему Тимошенко. Разве это не очевидно? И для решения столь простой задачи весьма хорошо подошла известная иезуитская тактика – "скушайсвоего друга/врага изнутри". В естественной природе резвится себе такая оса-наездница, которая откладывает… потомство в гигантских пауков-птицеедов. Личинка затем поедает паука изнутри. В качестве своеобразной живой "консервы".

Нечто подобное делает сейчас и Мартыненко, поедая изнутри остаточные ресурсы некогда мощной политической корпорации под названием БЮТ. В бизнесе, правда, этот изящный процесс – вкусно поживиться за чужой счет – называют несколько иначе: рейдерский захват изнутри.

Тандем Мартыненко/Яценюкв свое время отработали блестящую многоходовку и, получив миноритарную акцию в активе под название БЮТ, быстро прирастили ее "голосующую ценность". Через фиктивные собрания акционеров. Через компроматное давление на прочих акционеров. Через перехват операционного управления. Через усиление информационной изоляции главного акционера. Какая нынче базовая задача стоит перед Николаем Владимировичем и Арсением Петровичем? Правильно. Максимально убрать из информационного поля неконтролируемый поток по Тимошенко и вместо этого выставить только контролируемый поток. Меньше чисто Тимошенко (как самостоятельного игрока, спикера, ньюсмейкера), но куда больше Тимошенко,… которая неустанно и креативненько так агитирует за Яценюка. Плюс – ползучий контроль над остатками мощной некогда партии, пока Турчинов очень удовлетворен ролью свадебного генерала.

Какая же задача все-таки стояла бы перед Турчиновым, если бы он умел и хотел работать и защищать активы Тимошенко? Мобилизация собственной группы, чтобы все-таки втянуть в информационное поле Тимошенко. Но не ради самой Тимошенко. А только ради того, чтобы этот торговый ресурс (имя Юлии Владимировны) оставался постоянно надутым. Конфликт интересов налицо? Естественно.

Возникает очередной острейший кризис. Власенко (человек, пытающийся сам себя продать на деле Тимошенко) и Турчинов самостоятельно придумывают и запускают разнообразные информационные инициативы "по Тимошенко" - часто нелепые, часто повторяющиеся. Яценюк же, а вместе с ним и все прочие потенциальные спикеры, которые хорошо понимают, что синица-Арсений много лучше чем журавль-Юлия, все игнорируют. Возникает явный диссонанс, который не дает эффекта, раздражает и выглядит провинциально. Щука, рак и лебедь растягивают информационные идеи по делу Тимошенко. Западный медийный ресурс не в счет. Там официальный Киев все проигрывает. Почему?Отдельная тема. Однако Яценюку даже выгодна яркая презентация страданий ЮВТ на Западе. Очень полезная картинка. Так как теперь именно Арсений Петрович – а не вчерашние оруженосцы самой Тимошенко - считается единственным политическим душеприказчиком Юлии Владимировны. Идеальная тактика. На внешних рынках – паразитическое присоединение к чужому мощному бренду. На внутреннем рынке – провоцирование нелепой активности некоего адвоката Власенко, который уже явно достал информационные каналы нелепыми сочинениями о ЮВ собственного графоманского производства. Там - растем вместе с ней, тут - растешь за счет сокращения ее влияния.

У Кличко ситуация несколько хуже. Он не имеет под рукой козырь, который можно столь цинично использовать. Его козырь – одиночество и новизна. Но, с одной стороны, предъявить этот козырь можно только в том случае, если он сможет доказать циничность Яценюка по отношению к Тимошенко. А с другой стороны, одиночество и непостоянство Кличко сильно смущают и раздражают всех прочих. Именно эти черты политика Кличко выносит некто сегодня на первый план, обстоятельно доказывая его бесперспективность. Вопрос: кому нужно убрать единственного оставшегося конкурента в ситуации, когда главная ставка в оппозиции делается не на войну с регионалами, а на занятие ключевых переговорных позиций?