УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Фесенко: Парламент живет в режиме лихорадки

Фесенко: Парламент живет в режиме лихорадки

Блокада, блокада и еще раз блокада… Именно под аккомпанемент блокадных аккордов завершается очередная сессия Верховной Рады. Каковым является законодательный КПД пленарной работы депутатского корпуса? Кто проводил более взвешенную парламентскую политику – оппозиционеры или представители правящего большинства? Как может измениться расстановка сил в здании под стеклянным куполом во время грядущей - осенней сессии ВР? Ответы на эти вопросы "Обозреватель" искал вместе с известным политологом Владимиром Фесенко.

- Какие позитивные моменты завершающейся сессии ВР вы можете выделить?

- Во-первых, я хотел бы отметить главные особенности, специфику работы действующей Верховной Рады. Ныне действующий парламент, если сравнивать его с предыдущим, более конкурентный и более конфликтный, поскольку в нем нет устойчивого парламентского большинства. Хотя в последнюю пленарную неделю, в отличие от других периодов работы ВР, демонстрируется, что пусть относительное, но все же достаточно стабильное большинство в Верховной Раде есть. Другой вопрос, надолго ли?

Однако если оценивать нынешнюю и предыдущую сессию ВР, то абсолютно очевидно, что оппозиция усилила свое присутствие и влияние на развитие событий. Хотя главное орудие оппозиции, которое она постоянно применяла – это блокирование работы пленарных заседаний. Этот метод в последнее время начал давать сбои. Мне кажется, что эффективность этого орудия оппозиции существенно уменьшилась. Я бы в этой связи сказал так: начало II сессии Верховной Рады выигрывала оппозиция. То есть, длилась месячная блокада с требованием персонального голосования и представители парламентского меньшинства в итоге выиграли. Таким образом, сессионный дебют оппозиция выиграла, а вот финиш проиграла по большинству голосований.

- Почему?

- Дело в том, что проблемы у оппозиции начались с апреля, когда ее действия начали терять тактическую эффективность. Они поднимали вопросы, в которых не могли победить. И первые существенные проигрыши оппозиции состоялись во время голосования за выражение вотума недоверия правительству.

- Ну, а все-таки, если оценивать позитивные тенденции, что можете еще сказать?

- То, что Рада конкурентная, на мой взгляд, скорее, является позитивным моментом. То, что по многим вопросам оппозиции и большинству приходится договариваться, это также позитив. В этом контексте стоит упомянуть евро интеграционные законы. На мой взгляд, это также позитив, который работает на то, чтобы украинский парламентаризм постепенно возрождался в нормальных европейских формах. Хотя, надо говорить откровенно, к этому нам идти еще очень и очень долго.

Еще один позитив, который я бы отметил, заключается в том, что депутаты начали персонально голосовать.

- А что касается негативов?

- Я уже говорил ранее про конфликтность ВР. Нынешней Раде присуще жесткое политическое противостояние. Правда, в предыдущем созыве, как мы помним, были очень жестокие драки. В Раде действующего созыва столкновения также были, но, скажем так, без крови. Это тоже хорошо, но конфликтности много… Это привело к уменьшению эффективности в плане результативности голосований. Это также серьезный минус.

Как главный проявившийся минус в ходе нынешней сессии ВР, я бы отметил очень негативный прецедент – лишение отдельных депутатов их мандатов решением суда. Это, на мой взгляд, мина замедленного действия (хотя она уже точечно несколько раз сработала) под украинский парламентаризм.

Еще один негативный прецедент – выездное заседание ВР. Блокирование Верховной Рады – это непарламентский метод деятельности. Однако представители большинства в ответ на это сыграли на грани фола и утверждали решения способом, который вызывал сомнения. Это также не очень позитивная тенденция.

Сейчас же, как мне кажется, оппозиция и парламентское большинство обнулили друг друга. На блокирование оппозиции "большевики" ответили выездным заседанием ВР. И то, и другое не соответствует Конституции и поэтому нужно отказываться от подобных методов.

Конфликтность, жесткое политическое противостояние в Раде сохраняется, и парламент живет в режиме лихорадки. Иногда ВР работает в нормальном режиме, но очень часто проявляется всплеск разнообразных болезней. И это существенно уменьшает эффективность работы парламента нынешнего созыва…

- Как может измениться ситуация осенью?

- Я уже говорил о том, что большинство и оппозиция сложили свое орудие. Оппозиция – блокирование, большинство – выездные заседания. Однако поскольку для оппозиции блокирование остается достаточно эффективным методом, думаю, что вероятность применения этого орудия остается. Правда, прогнозирую, что блокировать ВР оппозиционеры будут реже, поскольку в ходе нынешней сессии этот метод применялся очень часто и в итоге он был в некоторой степени девальвирован.

Выездные заседания... Этот метод воспринимается крайне критично не только внутри страны, но и, насколько я знаю, за ее пределами. То есть, наши международные партнеры критически оценивают такого рода шаги правящего большинства ВР.

- Изменится ли расстановка сил в парламенте? Я имею в виду, появление новых "тушек", за счет которых укрепится большинство и т.д.

- Массового выхода депутатов из оппозиционных фракций нет, но определенный резерв все-таки существует. Выход новых "тушек" в значительной мере будет зависеть от того, будут ли внесены изменения в регламент, касающиеся создания новой фракции или депутатской группы из числа внефракционных парламентариев. Если такая возможность появится, это может ускорить выход из оппозиционных фракций некоторых депутатов. Соответственно, это может изменить и конфигурацию парламентского большинства.

Слабое место нынешнего большинства – это коммунисты, которые не всегда голосуют за инициативы власти. Поэтому не исключаю, что в ближайшем будущем будут предприняты попытки расширить состав парламентского большинства.

Вполне возможно в Раде будет создана новая депутатская фракция. Она может и не быть надежным союзником Партии регионов, однако при голосовании за экономические законопроекты, эта фракция будет поддерживать ПР, поскольку она может состоять из депутатов – бизнесменов. И когда речь будет идти о законопроектах экономического толка, интересы депутатов – бизнесменов могут совпадать с позицией регионалов.

В целом, думаю, некоторые изменения конфигурации в структуре Верховной Рады мы увидим очень скоро.