УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Американский политолог: США мало внимания уделяют Украине

Американский политолог: США мало внимания уделяют Украине

Записать интервью с американским политологом Полом Д'Аниери удалось, когда он по приглашению Института политических и этнонациональных исследований им. И.Кураса приехал в Киев, чтобы обсудить результаты последних парламентских выборов в Украине. Пол Д’Аниери - профессор кафедры политических наук, декан колледжа гуманитарных и естественных наук Университета Флориды. Специализируется на политике постсоветских стран. В 90-е преподавал во Львовском государственном университете. Украинской тематикой занимается более 20 лет.

Как в Штатах воспринимают нынешнюю политическую ситуацию в Украине и дело Тимошенко, кто из американских политиков является лоббистом украинских интересов и стоит ли в ближайшем будущем рассчитывать на активизацию украинско-американских отношений, Пол Д'Аниери рассказал в интервью "Обозревателю"

Пол, в 2010 году, перед вторым туром президентских выборов, Вы говорили, что Штаты достаточно скептично смотрят и на Виктора Януковича, и на Юлию Тимошенко. Януковичу вспоминали выборы 2004 года, Тимошенко – ее роль в непрозрачных газовых схемах в прошлом. Как сейчас в США оценивают этих двух политиков?

Все еще много скептицизма относительно Януковича. Думаю, скептицизма по отношению к Тимошенко стало несколько меньше только из-за того, что Янукович посадил ее в тюрьму. Мы воспринимаем это так: сейчас человек, который захватывает власть и который нарушает правила справедливых выборов, – это Янукович. Многие люди в Штатах считают, что в 90-е года Тимошенко делала что-то нелегальное, но в течение нескольких последних лет мы не получили свидетельств того, что она что-то нарушала.

Как в США оценивают тюремное заключение Тимошенко?

Честно говоря, в Соединенных Штатах общество не особо много внимания уделяет Украине. Нужно быть реалистом. Но те, кто следят за ситуацией в Украине, отмечают ухудшение ситуации с демократией и верховенством права.

Сейчас Генпрокуратура возбудила новое дело по поводу причастности Юлии Тимошенко к убийству в 1996 году народного депутата Евгения Щербаня. В ГПУ, собственно, утверждают, что Тимошенко совместно с экс-премьером Павлом Лазаренко и заказали это убийство …

Да, дело Щербаня… Оно было бы намного более убедительным, если бы ее по этому поводу преследовали через несколько лет после события, а не через пятнадцать. Никто не знает, связана Тимошенко каким-то образом с делом Щербаня или нет, но есть общее мнение в Штатах, что эту тему подняли сейчас, потому что Янукович преследует Тимошенко.

Если будет вынесен вердикт, что она виновна, ей может грозить длительный срок, вплоть до пожизненного заключения.Как к такому решению отнесутся в Штатах, воспримут ли его как справедливый?

Нет. Даже если не брать факты самого дела, мы понимаем, что преследование политическое.

Даже если Генпрокуратуре удастся доказать ее вину, для Штатов это будет политика?

Ну, нужно посмотреть, какие доказательства будут приведены. Но должен сказать, что в справедливость приговора Тимошенко люди бы больше верили, если бы и других наказывали так же рьяно, как наказывают сейчас ее. Например, возьмем дело Михаила Ходорковского в России. Никто не верит, что он абсолютно невиновен, но никому не нравится, что начинают преследовать человека только тогда, когда он становится неудобным режиму. Поэтому в США суд над Тимошенко воспринимают, как демонстрацию ситуации с верховенством права в стране.

Давайте посмотрим на Европу. В Италии у экс-премьера Сильвио Берлускони - суд за судом, во Франции, как только экс-президент Саркози отошел от власти и перестал действовать его иммунитет, началось расследование незаконного финансировании в 2007 году его избирательной компании богатейшей женщиной страны, наследницей косметической империи L'Oreal Лилиан Бетанкур. На днях ему предъявили обвинение. Чем украинская ситуация отличается от европейской?

Думаю, что украинская ситуация отличается тем, что у вас сразу вытягивают очень большие дела, которые касаются убийства человека, миллиардных сумм. Во Франции иной подход. Ведь никто не говорит, что во Франции нет коррупции, но если какие-то факты всплывают, то никто не может уйти от ответственности, даже Саркози, если он что-то нарушил.

А что касается Италии… Мне кажется, что они заплатили очень большую цену: сейчас в США никто не воспринимает серьезно ни Италию, ни Берлускони.

Но, обратите внимание, ни в Штатах, ни в Италии, ни во Франции не возникают такие ситуации, когда свидетели два раза стреляют себе в голову.

Фото Обозреватель

Вы уже упомянули о том, то Украина сейчас не на повестке дня для Штатов. Насколько США сейчас заинтересованы развивать политические отношения с Украиной?

Америка не теряет интереса к Украине и с 1991-го года никогда не теряла. Просто в последние годы наблюдается определенное разочарование людей, они просто теряют интерес и сдаются. Во время президентства Буша в его администрации была очень сильная и большая группа людей, которые продвигали идею сотрудничества с Украиной, движения Украины в направлении НАТО.

После 2004-го года было очень много надежд возобновить отношения с Украиной, много усилий вкладывалось в это. Но было такое ощущение, что американская сторона хотела развивать партнерство, а украинская сторона не была достаточно готова это делать.

Кто из американских политиков в Белом доме является сейчас главным лоббистом Украины?

Могу упомянуть человека, который уже не работает в Белом доме. Он сейчас является послом США в России. Это Майкл Макфол. Он долгое время служил в Совете национальной безопасности США помощником президента Барака Обамы по вопросам национальной безопасности. Он провел очень много времени в Украине и России, очень хорошо знает контекст этих отношений. Те, кто имеют информацию на уровне государственного секретариата, очень заинтересованы в Украине. Они ожидают, что Украина в какой-то момент станет лучшим партнером. Без этого продвижение в отношениях невозможно.

Ну, конечно же, и Джон Теффт, посол США в Украине. Он является очень уважаемым в Вашингтоне человеком. Его уважают в правительстве. Он очень заинтересован в том, чтобы строить конструктивные отношения между Штатами и Украиной.

Кроме того, бывшие послы США в Украине Стив Пфайфер и Карлос Паскуаль. Люди, которые здесь работали, являются очень большими энтузиастами Украины, но они также переживают определенное разочарование.

Украинские политики любят нанимать американских лоббистов, чтобы те отстаивали их интересы в Вашингтоне. Вы кого-то из них знаете?

Я не уверен, что знаю всех. Лоббистов в Вашингтоне очень много. Их нанимают разные группы в Украине для отстаивания своих интересов. Например, Пол Манафорт, который работает с Януковичем. Кого Пол Манафорт нанимает в Вашингтоне, чтобы работать на Януковича, не известно. Не известно, и кого Тимошенко нанимала в Вашингтоне. Хотя уверен, что она кого-то нанимала. Любой умный человек с большими деньгами это бы сделал.

У Штатах есть украинская диаспора, есть определенные группы, которые привлекают внимание американского правительства к Украине, продвигают украинские интересы, в частности вопрос взаимодействия Украины с НАТО. Однако, какие лоббисты работают на те или иные украинские силы, узнать непросто, в этой сфере не очень прозрачная информация.

Вы в своих работах анализировали баланс власти в Украине. По Вашей оценке, насколько в Украине сбалансированы ветви власти и взаимоотношения с оппозиционными силами?

Определенный баланс власти, конечно, есть. Говорим ли мы о результатах выборах в парламент или об обществе в целом. В Украине не та ситуация, когда одна персона или одна группа контролирует всю власть. Хотя, конечно, есть опасность, что страна может двигаться в этом направлении. Можно предположить, что через объединение избирательных технологий, использование неформального административного ресурса, та сила, которая находится при власти, может убрать всю оппозицию.

Украина сейчас оказалась на раздорожье между ЕС и Россией, которая заманивает нас в Таможенный Союз. Где вы видите будущее Украины?

Я пишу об этом уже 15 лет. Конечно, я необъективен, потому что я американец, но считаю, что Украине нужно стремиться в Европейском направлении. Думаю, в какой-то момент Европа пойдет своим путем, и тогда Украине будет уже поздно принимать это решение. Для нее останется единственный выбор – Россия.

Должен сказать, что Европа и так проявляет удивительную терпеливость по отношению к Украине, потому что Украина очень долго не принимает никакого решения. Возможно, ЕС еще немного подождет. Но не думаю, что их предложение будет действительным еще долгое время. В какой-то момент Европа пойдет дальше без Украины.

Перевод Анны Стембковской