УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Никитин: нужно решить, как проект на Андреевском будет жить дальше

1,6 т.
Никитин: нужно решить, как проект на Андреевском будет жить дальше

На территории бывшей фабрики "Юность" возле Андреевского спуска продолжаются археологические раскопки. Участок площадью более гектара, что на улице Фроловской, сейчас исследуют сотрудники Института археологии НАН Украины. Закончить раскопки планируют до конца октября. Впрочем, ценных находок археологи пока не обнаружили, и, по их словам, рассчитывать на сенсации при раскопках на этой территории не приходится. Ведь все ценное, что могло остаться с давних времен в окрестностях Андреевского, было или найдено ранее, или уничтожено в ходе исторических пертурбаций.

О проблеме сохранности исторического облика Киева и поисках компромиссов в градостроительных вопросах в интервью "Обозревателю" рассказывает доктор культурологии, кандидат архитектурных наук Владимир Никитин, всю жизнь проживший в Киеве. Владимир Африканович – эксперт, принимающий активное участие в работе Общественной палаты проекта "Юность", который будет реализован компанией "ЭСТА Холдинг" на месте бывшей фабрики.

За небольшим исключением, перестройка кварталов исторической части города разрушает их архитектурный облик. Почему так происходит?

- Киев чуть ли не единственный исторический город в Европе, который не имеет зонинга, определенных правил застройки. Если в них написано, что этажность должна быть, к примеру, не выше пяти, нельзя строить такие-то типы зданий, то при таких ограничениях ни застройщик, ни архитектор ничего страшного сделать не смогут. В центре Парижа, например, огромный район, в котором нельзя ничего построить выше 18 метров, даже президенту. А у нас таких правил нет, стоит начать какой-либо проект – сразу же скандал, люди выходят протестовать. Были бы нормальные правила застройки – половина центра Киева не выглядела бы так, как сегодня. Киев становится больше похожим на Лас-Вегас, чем на европейский город.

Градостроительный совет разве не имеет рычагов влияния?

- Многие проекты совет утверждает в порядке исключения. Больших реконструкций или построек, которые делались бы с широким общественным и профессиональным обсуждением, мы практически не знаем.

А проект строительства по улице Фроловской, который развертывает развертывает принадлежащая Ринату Ахметову компания "ЭСТА Холдинг", разве не попадает в эту категорию?

- Тут фактически впервые создается процедура, как можно что-то сделать, не имея нормальных регулирующих норм. Я присутствовал на общественных слушаниях проекта и могу сказать: заказчик строительства ничем не давит. Фирма-застройщик сделала очень мудрый шаг: фактически подарила городу будущий объект на Фроловской. То есть не ломала через колено, а прислушалась к мнению общественности. Это прецедент - как профессионально договариваться с людьми.

Отмечу, что людей, которые принимают решения по проекту, отобрали рейтинговым голосованием. Они высказались, все мнения обобщены в таблицах, теперь свои выводы должны сделать эксперты Общественной палаты. Их 11, отберут три-четыре варианта для более детального рассмотрения. В результате сформируют нормальные условия на конкурс, и появится вписанный в архитектуру микрорайона объект. Но при таком же профессиональном подходе застройщика все это можно было сделать и без широкого обсуждения. Ведь вопрос – что построить? – далеко не главный.

Извините, но общественность выступила именно против строительства торгово-офисного центра.

- Да, я видел его проект. Он достаточно профессионально сделан. После некоторой доработки объект гармонично вписался бы общую застройку спуска. Возможно, не украсил бы, но точно – не испортил бы его облика.

Сейчас народ хочет либо театр, либо музей. Но кто будет содержать этот театр? Кто и чем будет наполнять этот музей? Инвестор согласен оплатить проект и строительство объекта, но не его эксплуатацию. Поэтому одна из самых сложных задач перед Общественной палатой - не только обсудить, что должно появиться на Фроловской, а как оно будет жить дальше.

И что же наиболее уместно в этом уголке Андреевского спуска?

- С моей точки зрения, надо сделать такой объект, который со временем стал бы самоокупаемым. Например, виртуальный информационный центр-музей, в котором на больших экранах демонстрировалась бы вся история Киева.

Процедура общественного обсуждения, о которой вы говорите, способна сформировать правила застройки?

- Нет, правила застройки должны написать специалисты. Общественное обсуждение проектов – дело правильное, но часто оно перерастает в длительный процесс и отдаляет от принятия решений. Демократия в строительстве - не очень корректная процедура.

Надо признать, что здание фабрики "Юность" было абсолютно безобразное и никакой исторической ценности не представляло. Как и, наверное, территория под ней. Сейчас археологи изучают раскоп, это обусловлено законодательными нормами археологической экспертизы.

СПРАВКА

В раскопе на Андреевском спуске исторически ценных объектов не обнаружено

Археологи начали исследовать участок на территории бывшей швейной фабрики "Юность" еще в прошлом году. Группу ысококвалифицированных специалистов возглавляет старший научный сотрудник отдела археологии г. Киева Института археологии НАН Украины к. и. н Аркадий Козловский. К раскопкам также привлекают геологов, почвоведов, палеоботаников и палеозоологов. Сейчас ведутся камеральные работы: редкие находки вынимают из грунта, чистят, шифруют и складывают в ящики для дальнейших исследований. По словам археологов, древние слои плохо сохранились из-за того, что оползневые склоны часто перекрывали или уничтожали древние постройки. Но больше всего культурный слой был искорежен во время строительства бетонных корпусов фабрики в 1970-х. Обнаружить объекты, которые представляли бы археологическую ценность, пока не удалось. Поэтому со стороны археологии возражений против застройки квартала нет

С енсаций от раскопок ждать не стоит , считает и звестный историк Станислав Цалик:

"Квартал на склонах начал развиваться в конце XVIII века, когда возвели Андреевскую церковь. Тогда же на месте недавно снесенной швейной фабрики "Юность" появились первые хаты-мазанки, - отмечает киевовед. - Следующее поколение зданий на этом углу улицы пережило несколько реконструкций, но исторической ценности они не представлял и. Шансы найти хоть что-то ценное на месте раскопа - низкие".

Строители фабрики наверняка перекопали там все, что было можно. На ее месте, помню, стояли бедные мазанки с низкими окнами, которые убрали в 1960-1970 годах. А прекрасная мостовая с желобом из больших плоских камней была уничтожена еще в 1980-е. Что хотят сохранять - я не очень понимаю. Но именно такой облик спуска многие воспринимают как исторический.

А это на самом деле не так.

- Далеко не так. Люди знают лишь то, чего толком не знают. Старый миф Андреевского спуска – про Боричев. "Слово о полку Игоревом" кончается словами: "Игорь едет по Боричеву у Святой Богородице Пирогощей". Сам же спуск, возможно, является более поздним вариантом Боричева спуска. Тут нет единого мнения историков. Как и об облике церкви Пирогощи на Подоле или Золотых ворот. И Андреевская церковь большую часть моей жизни была иной: более стройной, с серыми куполами. Потом нашли в Вене чертежи Растрелли и по ним перестроили. И Гостиный двор был всегда другим.

Подол был в основном еврейским районом, и местная речь была такой же особенной в Киеве, как говор в старой Одессе. До середины ХХ века Андреевский спуск был пустынной улицей, по которой мало кто ходил и ездил. Киевляне с других районов начали чаще появляться на Подоле, когда в 1954 году сделали гранитные лестницы возле Исторического музея. А фильм "За двумя зайцами" задал привычную всем иконографию спуска. Толпы туристов на нем появились уже после работ к празднованию 1500-летия города. Тогда же образовался и район художников.

В сознании киевлян присутствуют совсем разные облики Андреевского спуска?

- Да. И они будут напоминать о себе, когда зайдет речь о новой реконструкции. А на Андреевский спуск надо смотреть как на единое целое, и архитектурно, и функционально. Только такой подход даст возможность сказать, что здесь можно построить более-менее осмысленное. Если же брать одну точку, например, место бывшей фабрики "Юность", то любой грамотный строительный проект подойдет. Критериев его оценки с точки зрения нужности нет никаких. А вот с точки зрения архитектурной гармоничности нужна чисто профессиональная архитектурная работа.