УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Михаил Погребинский: "У власти больше шансов сформировать большинство в ВР"

Михаил Погребинский: 'У власти больше шансов сформировать большинство в ВР'

Представители нескольких оппозиционных сил, несмотря на все «нет», таки сумели договориться действовать сообща в ходе избирательного марафона – 2012. Об объединении усилий договорились, в частности, «Батькивщина», «Фронт перемен» и «Свобода» Олега Тягнибока. Предводитель партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко отказался подписывать соглашение. С оговорками подписал документ лидер «УДАРа» Виталий Кличко.

В преамбуле соглашения «О совместных действиях объединенной оппозиции» говорится, что «полноценная реализация политических и социальных прав граждан Украины невозможна без устранения правящего режима Януковича» и что реальной возможностью провести смену власти конституционным путем станут выборы в парламент, назначенные, напомним, на 28 октября.

Политические силы, подписавшие договор, обязуются публично не критиковать друг друга во время предвыборной кампании, сформировать единый список депутатов-мажоритарщиков, согласовать кандидатуры членов избирательных комиссий и наблюдателей. В случае победы на выборах, нынешние оппозиционеры намерены создать парламентское большинство и начать, цитируем, процесс формирования новой украинской власти.

Адекватны ли реалиям амбиции оппозиции? Будет ли действовать не на словах – на деле, оппозиционный пакт о взаимном ненападении в ходе предвыборной кампании? Как повлияет на ход и исход выборов отсутствие Юлии Тимошенко в команде непосредственных участников избирательной игры? Наконец, смогут ли нынешние оппоненты власти создать правящее большинство в Раде нового созыва?

Ответы на эти вопросы «Обозреватель» искал вместе с известным политологом, главой Киевского института конфликтологии и политических исследований Михаилом Погребинским.

- Михаил Борисович, как бы вы оценили объединительные декларации оппозиции? Лаконичная формулировка вопроса: насколько все это всерьез и надолго?

- На мой взгляд, оппозиционеры из групп, которые приняли участие в подписании соглашения, были обречены на такое решение. Иначе невозможно было строить тактику парламентской кампании, поскольку их много, они толкутся на одном электоральном поле и для того, чтобы выиграть выборы на мажоритарных округах, им необходимо было договориться о поддержке проходной кандидатуры. Так что ничего экстраординарного не произошло – нормальная тактика.

- Насколько эта тактика будет успешной?

- Я прогнозирую, что они смогут договориться о едином кандидате в двух третях округов. Причем, в половине из них, то есть в 1/3, они имеют шанс выиграть.

- Вы имеете в виду Западную Украину?

- Западную Украину и Киев. А в другой трети они могут договариваться или не договариваться, но шансов там все равно нет (Крым, Донецк, Луганск). По округам больших городов центра Украины будет конфликтная ситуация и договориться им не удастся. Днепропетровск, Харьков, Одесса, Николаев, Херсон. Тут будут конфликты. Аналогичная может быть ситуация и в округах, где какой-нибудь Порошенко уже все купил, а кто-то там имеет общественную поддержку.

- А как, на ваш взгляд, законодательная норма, позволяющая кандидатам баллотироваться одновременно и по мажоритарному округу, и по партийному списку, повлияет на градус отношений между различными субъектами избирательного процесса?

- Хороший вопрос. Я, кстати, не уверен, что эта норма сохранится до выборов. На мой взгляд, данная норма больше выгодна для оппозиции- не для власти. Возьмем, например, кандидата Кличко. Некоторые считают, что он гарантированно проходит по партийному списку. Однако там, где человек сегодня имеет 5-6%, по итогам избирательной кампании может быть 4,8%. Поэтому он может и не пройти, и ему нужно идти и по мажоритарке, и по списку, ведь какой список без Кличко? Аналогичная ситуация, например, с Гриценко, прочими. А вот зачем эта норма нужна для правящего парламентского большинства (которое за нее голосовало) – непонятно.

Я не исключаю, что эта норма может быть отменена. Но вы правы в том отношении, что наличие ее мотивирует определенную тактику. И в случае, если эта норма сохранится, то многие известные оппозиционные деятели, имея запасной аэродром в списке, пойдут и в округах. Таким образом, их потенциал будет использован по максимуму.

Сложно, если кто-то будет конкурировать с тем же Гриценко, который имеет 60-процентную известность. Ясно, что это выгодно для Гриценко, а не для представителя властного лагеря. Тем более что у нас публичных фигур от власти очень мало. Так что, если бы представители парламентского большинства спрашивали у меня совет, я бы им порекомендовал отменить данную норму.

- Хотелось бы остановиться на теме успешности (или не таковой) объединительной тактики оппозиции. Я, например, не устаю повторять тезис о том, что сегодняшняя оппозиция упрямо не хочет (не может?) учиться на былых избирательных и пост избирательных ошибках. Каждый раз, как в первый, они наступают на старые грабли. Что тут сказать? В совершенстве владеют искусством проигрывать. Вспомнить парламентские выборы. Это ведь нарочно не придумаешь: получив, пусть небольшой, но перевес над оппонентами в ВР, потерять шанс сформировать коалицию. Сегодня - deja vu… Оппозиция имеет довольно-таки неплохие рейтинговые позиции. Как считаете, удержат, используют по максимуму, или…?

- Я думаю, что ничего у них не получится. История будет повторяться. И потом. Знаете, когда рейтинги приводятся без шансов в округах, они создают немножко деформированную картину ожиданий. Действительно, если сложить рейтинги оппозиционных сил, они оказываются выше суммарного рейтинга коммунистов и Партии регионов. Однако еще раз подчеркиваю: не стоит забывать об отсутствии оценки на мажоритарных округах.

Предполагаю, что в округах оппозиция (вся вместе) может реально получить 70-75 мандатов, не больше. 80 – это, я считаю, предел счастья для них. Поэтому говорить о том, что они, по сегодняшним рейтингам имеют шансы сформировать большинство, неправильно.

Рейтинг коммунистов сейчас вырос, а Партии регионов - упал. Если все сохранится на прежнем уровне, то ситуация будет, скорее, в пользу партии власти. То есть, они имеют большие, чем у оппозиции, шансы сформировать большинство.

У меня нет никаких оснований сочувствовать политическим игрокам из оппозиции (хотя я и власть критикую по разным параметрам). Когда они договариваются с радикалами из «Свободы», для меня они перестают быть приличными субъектами приличного политического процесса. Они превращаются в маргиналов, готовых набрать черти знает, сколько голосов вместе. Как, скажем, Яценюк или тот же Гриценко, могут выступать и заявлять, что они проевропейские политики, идя при этом договариваться и что-то подписывать с нацистами?

- Какую роль на выборах – 2012 будет играть «фактор Тимошенко»? То есть, как нынешнее положение экс-премьера, отсутствие ее имени в списке основного командного состава на выборах, будет корригировать позиции оппозиции и власти, и, как следствие - исход предельно важной избирательной кампании?

- Вы очень правильно ставите вопрос, однако на него сейчас сложно дать однозначный ответ. Мы обсуждали эту тему в нашем центре и пришли к выводу, что в сегодняшней ситуации предельно сложно дать прогноз о том, в какую сторону будет работать выпадение Тимошенко из прямого участия в избирательном процессе.

Почему? Потому есть и прямо противоположные мотивации в этой ситуации. Я предполагаю (насколько мне известно, подобные социологические исследования не проводятся), что часть избирателей, которые не проголосовали бы за Тимошенко, если бы она была на свободе, проголосуют за «Батьківщину». Проголосуют просто потому, что они возмущены преследованием лидера оппозиции. Это работает в пользу увеличения голосов для «Батьківщини».

Кроме того, отсутствие Тимошенко открывает пространство для таких людей, как Яценюк, поскольку людям хочется сосредотачиваться на ком-то, кого они видят. Нет ее энергетики, харизмы и это работает против «Батьківщини». Я привел только два фактора. Таковых есть множество. Есть, к примеру, такой фактор, как выступление на первых ролях таких никчемных личностей как Турчинов. Даже те, кто не поддерживает Тимошенко в ее взглядах, поддаются ее эротическому (или какому-то другому) воздействию, понимаете?

- То есть, это тот самый случай, когда можно любить, можно ненавидеть, но равнодушным остаться невозможно.

- Совершенно верно. А вот Турчинов, наоборот - он у абсолютного большинства людей вызывает отрицательные эмоции. Он – человек с отрицательной харизмой. Впрочем, как и те, кто вокруг него бегает. Это работает, опять же в минус. С другой стороны, непонятна до конца роль Королевской.

То есть, на сегодняшний момент у нас недостаточно информации, чтобы ответить на ваш вопрос однозначно. Это сложный вопрос. По-видимому, у власти есть ясный ответ на него. Если бы они думали, что пребывание Тимошенко в тюрьме улучшает ее шансы, они бы ее выпустили. Но мы то, что видим? Прошло время, ее рейтинг стоял, стоял, стоял, а потом начал подниматься. И в целом, за последние пару месяцев на 4% вырос. То есть, до какого-то момента они были правы. Но теперь, как видим, ситуация складывается по-другому.